Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЕС посылает Белоруссии противоречивые сигналы

ЕС посылает Белоруссии противоречивые сигналы picture
ЕС посылает Белоруссии противоречивые сигналы picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все страны Европейского Союза понимают: блоку нужно улучшать отношения с Белоруссией. Этого Евросоюз и будет продолжать добиваться, заявил министр иностранных дел председательствующей в нем Чехии Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg) по итогам затянувшихся споров, достигших кульминации 16 марта на встрече министров иностранных дел в Брюсселе

Все страны Европейского Союза понимают: блоку нужно улучшать отношения с Белоруссией.

Этого Евросоюз и будет продолжать добиваться, заявил министр иностранных дел председательствующей в нем Чехии Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg) по итогам затянувшихся споров, достигших кульминации 16 марта на встрече министров иностранных дел в Брюсселе.

'Мы решили, что Европейский Союз должен способствовать позитивным изменениям в Белоруссии и продолжать сотрудничество с ней', - сказал Шварценберг.

В итоге было принято половинчатое решение. С одной стороны, запрет на въезд в ЕС и арест активов, наложенные на 41 белорусского политика и чиновника, будут продлены еще на год. С другой стороны, действующая в настоящий момент приостановка запрета будет продлена еще на девять месяцев.

Запрет был введен в 2006 году, а в 2008 году он был временно приостановлен для большинства фигур из списка, за исключением председательницы Центральной избирательной комиссии и ряда чиновников, подозреваемых в личной причастности к исчезновению деятелей оппозиции в 1999 и 2000 годах.

Диалог и скептики

На кону стоит не только свобода передвижения белорусской политической элиты, но и будущее 'восточной политики' Евросоюза. Пока блок раздумывает о том, как далеко ему следует заходить, поощряя Белоруссию укреплять связи с Западом, ему следует также принять во внимание, что если он зайдет недостаточно далеко, он может настроить Минск против себя.

По этому вопросу взгляды членов ЕС кардинально расходятся. В нем существуют два лагеря - те, кто верит, что сотрудничество и диалог, пока Минск резко их не прерывает, не имеют альтернативы, и те, кто считает, что дальнейшая демонстрация доброй воли должна происходить только на определенных условиях.

Чешский министр иностранных дел Шварценберг принадлежит к первому лагерю. По его словам проявляя снисходительность, блок улучшает ситуацию с правами человека в Белоруссии.

'Мы искренне верим, что это решение будет способствовать мерам, способствующим движению Белоруссии к демократии, правам человека и основополагающим свободам', - утверждает он.

Активнее прочих ему возражал министр иностранных дел Голландии Максим Верхаген (Maxime Verhaegen), считающий, что начатые белорусским президентом Александром Лукашенко реформы носят чисто декоративный характер.

Нидерланды хотели бы, чтобы на предстоящем 19-20 марта саммите ЕС были прописаны четкие условия, которые должна будет выполнить Белоруссия до присоединения к программе 'Восточное партнерство', которая будет анонсирована на том же саммите.

Для большинства членов Евросоюза именно в этом и состоит главный вопрос. 'Восточное партнерство', подразумевающее в будущем свободу торговли, открытые границы, рост финансирования, сближение правовых систем - наиболее масштабная на настоящий момент инициатива ЕС, адресованная на восток, странам бывшего Советского Союза.

7 мая блок собирается пригласить в Прагу на совместный саммит, официально открывающий проект, лидеров Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана.

Конструктивное участие Белоруссии необходимо, чтобы придать вес программе, хотя бы потому, что лидеры блока в открытую называют ее альтернативой российскому влиянию на постсоветском пространстве.

Цена сотрудничества

Существует также ряд стран - в их числе Британия, Швеция и Польша, а также страны Прибалтики, которые, разделяя опасения голландцев, считают, что российский фактор делает ставки настолько высокими, что ЕС вправе частично снизить свои стандарты ради сотрудничества с руководством Белоруссии.

Перед встречей министров комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner), беседуя с журналистами, заявила, что по белорусскому вопросу наметился прогресс. Она также подчеркнула готовность Минска вести переговоры с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) насчет избирательной реформы, активизацию диалога с представителями гражданского общества и тот факт, что две оппозиционных газеты получили свободное хождение.

Впрочем, она также отметила арест пяти активистов, судя по всему, по политическим причинам. Кроме того, несколько молодых активистов были призваны в белорусскую армию. По словам Ферреро-Вальднер, Минску следует сильнее снизить ограничения для белорусских и иностранных СМИ и неправительственных организаций.

Декларация, принятая министрами, также подчеркивает, что недавние случаи нарушения прав человека вызывают у ЕС 'опасения', на которые следует прореагировать.

Однако, несмотря на все опасения, европейцы признают, что в теперешней ситуации, когда Россия старается укрепить влияние на своих бывших советских соседей, бескомпромиссный подход ничего не даст.

Объясняя позицию этой группы стран, глава эстонского МИДа Урмас Паэт (Urmas Paet) указывает, что санкции, даже оправданные не принесут ЕС пользы.

'Подумайте, какова альтернатива? Во-первых, очевидно, что Россия сейчас оказывает на Белоруссию огромное давление, чтобы заставить ее признать [отколовшиеся от Грузии] Абхазию и Южную Осетию', - объясняет Паэт.

'Шаги, которые предпринимает сейчас руководство Белоруссии [то есть уступки Евросоюзу], скорее всего, вызваны стремлением не попасть окончательно под влияние России'.

Эти расчеты помогли Британии, Швеции, Польше и их сторонникам найти общий язык с лагерем, объединяющим в основном страны Западной Европы во главе с Германией и Францией. Мотивы этой группы, настроенной сделать ЕС самостоятельным игроком на глобальной и мировой арене, несколько противоречивы. Россия, безусловно, рассматривается ими как конкурент, однако главное, что заставляет их искать диалога с такими режимами как белорусский - это прагматичность, склонность ставить интересы выше ценностей и глубоко укоренившийся скептицизм относительно полезности санкций в данном контексте.

Подобный подход был применен и к Узбекистану. По настоянию Германии и Франции в тот же день - 13 октября 2008года - когда вступило в силу решение приостановить запрет на въезд в ЕС для белорусских чиновников, большая часть санкций была снята и с Ташкента,

Как отреагирует Минск на протянутую Евросоюзом руку, пока остается только гадать. У представителей блока фактически нет контактов с белорусскими коллегами, так что мотивы Лукашенко остаются для Брюсселя загадкой.

18-19 февраля Минск посетил верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана (Javier Solana), однако вслед за этим Минск нанес оскорбление комиссару по внешнем связям Ферреро-Вальднер, которая была вынуждена отменить давно запланированный на 12-13 марта визит в Белоруссию, после того как выяснилось, что Лукашенко не будет в этот момент в стране, и встретиться с ней он не сможет.