7 августа исполнилось 50 лет Сергею Плыткевичу, учредителю и главному редактору газеты о туризме и отдыхе, фотохудожнику, автору мальбомов и путеводителей по Белоруссии.
Сегодня мы беседуем с ним о его видении белорусской истории, о состоянии архитектурного и природного наследия в Белоруссии, о том, можно ли с помощью краеведческой литературы изменить белорусскую ментальность и стоит ли настоящим белорусам терять надежду и уезжать за границу.
– Сергей, в прежние годы интервью с тобой обычно начинались с вопроса: не жалеешь ли ты, что когда-то, в 1994 году, оставил политическую (то есть «большую») журналистику и ушел в отраслевое издание, занялся туризмом? Теперь, на мой взгляд, это уже бессмысленный вопрос.
В стране просто не стало политической журналистики. Различные государственные СМИ – либо откровенно желтые, либо занимаются обычной пропагандой; острая, живая журналистика в Белоруссии оказалась на периферии, почти все прежние твои товарищи по «Народной газете» работают в оппозиционных СМИ, а у нас это «клеймо».
В общем, жалеть, как выяснилось, не о чем. Ты со своей газетой, альбомами, путеводителями, можно сказать, оказался где-то посередине, но все-таки больше на официальном «поле». Ощущаешь ли ты сегодня себя «вписанным» в систему? Или сегодня в Белоруссии издатель, журналист, фотохудожник все-таки может занимать какую-то комфортную нишу, работать, делать бизнес и сохранять нейтралитет?
– Во-первых, начну с того, что у каждого человека есть смысл жизни, каждый человек ради чего-то приходит в этот мир. И объем работы, который предстоит выполнить в жизни, у каждого свой.
Один делает больше, второй меньше. Кто-то строит огромный красивый дом и сидит в своих хоромах. Если он именно этого хотел и достиг своей цели – он счастлив. Он чувствует себя комфортно в любых условиях и в любой стране. Ему неважно, какой в стране режим и какой политический климат. Он живет в своем доме и радуется: я это сделал!
Не знаю, плохо это или хорошо, но сложилось так, что главным делом моей жизни является работа. Она направлена не просто на зарабатывание денег, на бизнес, но на высокий, творческий результат. И я его достигаю.
В 90-х годах у нас, молодых белорусских журналистов, была эйфория. Мы думали: вот, наступает демократия, независимость, будет новое свободное государство. И мы писали для такой страны и для таких граждан, какими мы их себе представляли. Мы хотели сделать их счастливыми. Но позже я понял: невозможно сделать людей счастливыми, если они сами этого не хотят!
– Думаешь, белорусы не хотят быть счастливыми?
– А дело в том, что понимание счастья совершенно разное – у разных людей и разных народов. Например, мы путешествовали по Индии и видели там огромные массы людей – убогих, нищих, но... счастливых.
У нас по-своему тоже уникальная страна. Мы имеем богатейшую европейскую историю. В то же время получилось так, что лейтмотив этой истории – глубокая драма. Столетиями из наших людей выбивалось само понятие национального достоинства, нам все время доказывали, что мы сирые и убогие. То мы на окраине одной империи, то сбоку другой. То элита наша тянется душой в Варшаву, то бежит в Москву. Из народа постоянно вытягивались силы – самые энергичные, сильные, умные всегда бежали отсюда, работали на благо других государств и становились знаменитыми.
И вот парадокс: тянули-тянули из нас соки, но мы все равно сохранились! Веками в Белоруссии самые лучшие представители народа физически уничтожались, высылались в другие страны, попадали в тюрьму. И, тем не менее, постоянно появляются люди, которые считают, что нужно работать здесь, работать на эту страну и делать что-то во имя этой Земли! Я один из таких!
И вот, когда ты ставишь перед собой такую задачу: делать что-то во имя этой несчастной Земли, ради этих несчастных людей, ради того, чтобы они были лучше, – уже неважно, где ты – в системе или в оппозиции, находишься ты посередине или где-то сбоку. Главное – двигаться вперед.
И я думаю, что тот путь, который мы избрали: выпускать фотоальбомы, путеводители о Белоруссии, делать газету и сайт о туризме, – единственно возможный в нашей ситуации. Если бы тогда, в 1994-м, я остался в политической журналистике, ничего хорошего из этого не вышло. Пришлось бы принять чью-то сторону – либо оппозиции, либо власти. Сейчас, как мы понимаем, мяч находится на одной части поля, но даже если когда-нибудь он попадет на другую, мы должны четко отдавать себе отчет: белорусы не изменятся в одночасье.
– То есть фокус в том, чтобы постепенно менять людей? Это возможно?
– Да! Хотя я прекрасно понимаю, что это звучит самонадеянно.
Своей работой в издательстве, в газете, на сайте мы тоже создаем имидж этой страны. Заставляем соотечественников и иностранцев взглянуть на Белоруссию другими глазами.
Вот, например, часто говорят: белорусы такие бедные и убогие, а в самой Белоруссии ничего интересного нет. С другой стороны, никто не отрицает, что у нас по-своему обалденно красивая природа – озера, реки, леса, у нас богатейшая, глубокая, драматичная история, ничем не уступающая истории других европейских стран. Так давайте же на это сделаем ставку! Давайте акцентировать эту идею, а не плакаться по поводу нашего «убожества»!
Только та власть, которая выбрала правильную тональность в отношениях со своим народом, та власть, которая делает ставку именно на фундаментальные вещи, на корни народа, – только такая власть и такое государство стабильное, мощное и живучее. Если же государство лжет, обманывает, создает искусственную идеологию – ну, тогда надо понимать, что в любой момент все это может с треском рухнуть. Малейшее колебание – и конец! Нужна идея, и нужно, чтобы люди в нее искренне верили…
Я считаю, что одна из главных задач на сегодняшний день – добиться того, чтобы белорусы знали историю своей страны. Надо, чтобы они путешествовали. Не только за рубеж, но и по Белоруссии. Если они будут видеть нашу красоту, знать и понимать нашу историю, они будут по-другому относиться и к своей работе, и к своей родине.
О Белоруссии XIX века сегодня мы можем судить по рисункам Наполеона Орды, благодаря титаническому труду которого никто не скажет, что белорусы всегда были «лапотниками». Все у нас существовало – дворцы, усадьбы, культура. Великий человек Наполеон Орда документально сохранил для нас то, что из реальности исчезло навсегда. Но это было! И это можно даже восстановить.
Точно также о нашей эпохе – о начале этого тысячелетия – потомки будут судить в том числе и по альбомам и путеводителям. Во всяком случае, я на это очень надеюсь!
– Прошли века, а, кажется, ничего не изменилось. Сегодня архитектурные памятники на белорусской земле точно так же разрушаются, как и во времена Наполеона Орды!
– Одни разрушаются, другие восстанавливаются. С одной стороны, можно говорить о качестве этого восстановления. С другой – всегда есть положительные моменты в любой, даже небезупречной, реконструкции.
Например, Витебск: восстановили соборы в центре города – и вернулся, казалось, навсегда утраченный облик города! Лида. Конечно, можно махнуть рукой: замок восстановили плохо! Но, с другой стороны, восстановили же! Луковицу на Несвиже переделали! И все это мы отображаем, фиксируем, призывая людей больше путешествовать по Белоруссии, чтобы знать историю своей земли.
– Ты столько лет с фотоаппаратом путешествуешь по Белоруссии. Происходят ли и сегодня какие-то открытия?
– Ну конечно! Страна наша вроде бы маленькая. Но когда начинаешь изучать ее, медленно, шаг за шагом, оказывается, что на самом деле она огромная, и тем здесь неисчерпаемо.
Например, каждый раз я заново поражаюсь той огромной разнице, которая существует между Восточной и Западной Белоруссией. Эта разница между нашим востоком и западом – по сути, это те 20 лет, что наш запад не был с Россией и Советской властью. И это феноменальная разница!
Эти 20 лет позволили сохранить историческое наследие на западе и катастрофически повлияли на состояние архитектурных объектов на востоке. В Восточной Белоруссии все разрушено полностью, ничего нет, выжженное поле.
Когда мы делали путеводитель по Лоевскому району, я был просто в шоке. С одной стороны, потрясающая красота: Лоев стоит прямо на берегу Днепра, Сож впадает в Днепр, видно, как они сливаются, красивейшая панорама на Украину. С другой, из достопримечательностей – только дом купца.
Понятно, что в том регионе нет костелов, но как могло случиться, что ни одной церковки не сохранилось! Одна помещичья усадьба на весь район, в которой размещалась школа, то есть можно представить себе, в каком состоянии она находится. Советская власть полностью зачистила район от исторического наследия!..
Сейчас делаем путеводитель по Сенненскому району, Витебский район. То же самое – глушь и нищета. Но нам удалось найти автора, местного краеведа, который знает все об этих местах. И он показывает уникальные вещи. Например, языческое капище, которое отлично сохранилось, или так называемый Чертов камень. Там все просто дышит аутентикой.
Эти кусочки истории живы даже в таких районах. И есть энтузиасты, которые поддерживают все в надлежащем виде и готовы демонстрировать нашу уникальность туристам. Таких людей в Белоруссии много. И я уверен – им нужен только толчок, и в стране начнется масштабное движение вперед в плане национального самосознания…
– На взгляд фотографа, как меняется Белоруссия? Как ты, фотохудожник, сегодня ее воспринимаешь? Сейчас принято говорить о смеси агрогламура, совка и в то же время богатейшего, хотя и разрушенного исторического наследия…
– Белоруссия сегодня очень разноплановая и разнонаправленная. Конечно, когда бываешь на «Дожинках», можно говорить и об агрогламуре, и о совке.
С другой стороны, есть и в «Дожинках» плюсы. Готовясь к празднику, государство тратит деньги на благоустройство местечек, реставрируются памятники. Другой вопрос – как это делается, в каком стиле и с каким качеством?
У меня есть друзья, историки, классные специалисты по реконструкции, сейчас они в Польше строят «старинные» поселения. А могли бы делать это на родине! Работать на исторических фестивалях, заниматься реконструкцией! Но им создали такие условия, что они вынуждены были уехать.
И примеров, когда активные белорусы уезжают отсюда, – масса. Но если все уедут, к чему мы придем? Неужели мы хотим, чтобы здесь были одни сплошные «Дожинки»?!
Сегодня белорусскую «картинку» я рассматриваю в комплексе. Вот есть на этой земле люди, природа, архитектура, птицы, животные. И во всем, что здесь живет, дышит, развивается, есть плюсы и есть минусы, но все равно, по моему глубокому убеждению, не надо все воспринимать только критически или исключительно в черных красках. Надо просто двигаться вперед.
– Как, на твой взгляд, сегодня используется наш природный потенциал для туризма – те же Августовский канал, Беловежская пуща?
– Здесь начинаются проблемы, решение которых целиком зависит от государства. Миллиарды вброшены в Августовский канал. В результате – пшик. Потому что у нас плохой имидж, проблемы с визами, плохие отношения с соседями и так далее.
Когда после восстановления нашей части Августовского канала начали говорить, что мы таким же образом восстановим канал Огинского или сделаем водную систему в Березинском заповеднике, то я был категорически против. Выкинуть еще больше денег? Во всем должен быть здравый смысл!
– Ты постоянно путешествуешь по Белоруссии. Общее впечатление от нынешнего состояния архитектурного наследия?
– Тут есть огромная проблема. Она заключается, прежде всего, в том, что сельское население исчезает. И эти объекты – в основном, церкви, костелы – становятся ненужными именно в плане их функционального назначения.
Кроме того, не будем сбрасывать со счетов, что у нас столетиями были проблемы взаимоотношений православия и католицизма, две конфессии, на самом деле, всегда находились в конфронтации, продолжается это и сегодня. Например, намеренно портятся облики храмов, построенных в католической традиции. Так произошло, скажем, в Глубоком. На барочный храм в центре города установили «луковицы». Ни к селу ни к городу! Потому что так захотелось местным властям и руководителям православной церкви.
И такие тенденции поддерживаются на уровне государства. Это ненормально.
Но что мы тут можем поделать? Надо понимать, что Белоруссия – уникальная страна. Она словно разрывается между Западом и Востоком. Так было 300 лет назад, так есть и сегодня.
В принципе, этим мы могли бы быть и интересны. По моему мнению, оптимальный вариант для нас – сохранять хорошие отношения и с Западом, и с Востоком, но не склоняться ни на чью сторону.
– С какими проектами сейчас связаны твои творческие амбиции?
– Я, как всегда, много фотографирую, в настоящее время издательство работает над различными путеводителями – по Быховскому, Островецкому, Ошмянскому районам. Только что выпустили путеводитель по Березинскому заповеднику. В работе новые путеводители по Несвижу, Миру, по реке Припять.
Но самое главное для меня сейчас – доделать сайт. Это глобальный проект – вся Белоруссия на одном сайте.
В нашей стране на сегодняшний день немало сайтов о Белоруссии, но все они посвящены только каким-то частям страны, отдельным районам, областям, городам либо сосредоточены на каких-то узких темах. Наша же задача – чтобы с помощью данного проекта люди могли свободно путешествовать.
Мы создаем механизм, удобный для путешественника. Например, человека интересует Крулевщизна в Докшицком районе, мы даем ему исчерпывающую информацию – что посмотреть в этом районе, где остановиться, где перекусить, как добраться, рассказываем историю этих мест, показываем качественные фото. То есть мы глобально решаем проблему путешествий по Белоруссии для активных людей.
Плюс предлагаем календарь событий, чтобы человек видел, что и когда в этом месте будет происходить. Например, Голубой источник в Славгородском районе. Раз в год там можно наблюдать завораживающее действие – наверняка оно привлечет тех, кто ищет белорусскую экзотику.
Я хочу подчеркнуть, что сегодня каждый может сделать сайт, и мелких сайтов много, но, выходя в общую паутину, ты попадаешь в море информации, мы же работаем конкретно на путешественников. Кроме того, мы предусмотрели возможность кооперации для различных структур. На сайте есть возможность отдельное направление (район, национальный парк, заповедник) сделать совместными усилиями. Например, с местным райисполкомом. И интегрировать этот кусок сайта, посвященный, скажем, Лидскому району, в сайт райисполкома.
То же самое можно делать совместно с коммерческими структурами. Продвигать продукт также можно вместе. Хочу сказать, что мы обязательно объединим вокруг этого проекта местных краеведов. Мы их классифицируем, укажем их координаты, их маршруты и экскурсии – и можно будет напрямую к ним обращаться.
Думается, что наш проект может быть глобальным. Пока в наших планах русская, белорусская и английская версии, но впоследствии будут и другие. Структура есть, материалы готовы.
С этим проектом на сегодняшний день связаны мои главные планы. Я надеюсь, что через некоторое время у нас будет знаковый для страны проект.
– Как знаток Белоруссии, какие бы маршруты ты предложил иностранным гостям, чтобы они воскликнули «Ах!»
– В Белоруссии нет маршрутов «для всех», здесь нужен индивидуальный подход. Вопрос в том, чего хотят конкретные люди?
Предположим, приезжают западные туристы, которые никогда не видели болота. Самое простое – отвезти их на Ольманские болота. Чтобы они могли пережить экстрим, ощутить зыбкость почвы, когда ты идешь по этой трясине, и она вот-вот провалится. Такое не забывается.
Есть у нас места однозначно красивые. Например, два беспроигрышных направления – Браславщина (озера, фьорды, перепады ландшафта) и Припять (разлив, полесская Амазонка, восторг!).
Если турист интересуется историей, то опять же – какой именно? Те же Мир или Несвиж для западного туриста – это не уровень. В Польше, Чехии таких замков в 50 раз больше. Для западного туриста имеет значение ценность мирового масштаба. И тут, скорее, нужно везти гостя в Крево или Новогрудок, где решалась судьба Европы.
– Но там же ничего не осталось! Практически нечего показывать! Башня в Новогрудке вообще может обрушиться в любой момент!
– Поэтому нужно быстрее решать проблему. Есть два варианта – законсервировать или восстановить.
Возьмем для примера Тракай. Там все было еще хуже, чем в Крево. Но восстановили же. И как восстановили!
Правда, есть еще третий вариант – сравнять с землей и сказать, что у Белоруссии ничего не было, что история этой страны началась 3 июля 1944 года. Но для всех, я подчеркиваю – всех без исключения, это означает тупик.
– Когда, по-твоему, наступит золотой век для Белоруссии?
– Тогда, когда мы, наконец, вернемся к своим корням, вспомним, что мы литвины, гордые люди. Что у нас большая, глубокая, удивительная история.
Когда мы это, наконец, осознаем, мы начнем гордиться собой и своей страной. Конечно, нужно отдавать отчет в том, что за последние 80 лет, особенно после войны, в Белоруссию приехало столько новых людей, которые ни в какой мере не несут национальное сознание, и это большая проблема.
Но, с другой стороны, есть белорусская земля, и у нее своя сила. Многие русские по национальности стали настоящими патриотами Белоруссии. Если есть общее движение вперед, то все трудности преодолимы. История течет в своем русле, перемалывая все ненужное и второстепенное! Все трудности, которые кажутся сегодня непреодолимыми, будут, в конце концов, преодолены! Все проблемы разрешатся! Все уйдет, а Белоруссия останется!
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Тогда, когда мы, наконец, вернемся к своим корням, вспомним, что мы литвины Это из той же серии, что и протоукры. Попытка разделить единый русский народ. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 Попытка разделить единый русский народ которого не существует уже веков 8). 
| 0 да и этого не успел сформироваться) 
| 0 Попытка разделить единый русский народ. Мужик, ты бы книжки читал что ли? Гумилёва почитай. Вернадского можно. та ваще-читай истоиков а не краткий курс ВКП(б). 
| 0 я понял: невозможно сделать людей счастливыми, если они сами этого не хотят! так может отвалить от этих людей? 
| 0 и кто то еще говорит, что Лукашенко последний диктатор Европы? Нормальный диктатор раздавил бы Лилию Кобзик с подельником Сергеем Плыткевичем как пару вонючих клопов задолго до этой "публикации" Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 Если вы так ненавидете белорусское, то не надо так злиться, Лука добьет его, за редким исключением, если рано не помрет) 
| 0 пиши внятно кого его, кто добьет? Искренне желаю Александру Григорьевичу прожить более 100 лет, и быть президентом Беларуссии еще не менее лет 20-ти! 
| 0 UO: Похоже Вы тоже смотрели фильм " Три с половиной дня из жизни второгодника и второклассника Ивана Семенова" 
| 0 Да нет в Беларуси ничего масштабного реального. Мало что осталось. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 а что вы называете масштабным и реальным? на мой взгляд, как раз-таки очень многое есть. 
| 0 Ну просто все познается в сравнении. даже в соседнюю Польшу съездите, сравните , как сохранились центры их городов типа Вроцлава, Познани, Кракова и т.д. несравнимо с белорусскими, где Гродно самый большой по памятникам, а Пинск на 2 месте. А смотреть немного. 
| 0 А помните фильм "Белые Росы"? Мне кажется, что отношение к жизни главного героя и есть то масштабное и реальное, все остальное временное. 
| 0 Ну так то отношение к жизни, а не памятники культуры. 
| 0 Доводилось общаться с литвинами 1. Идеализация Европы - годы Белоруссии в Великом Княжестве Литовском - золотой век, в Московии - ад и кромешная тьма. 2. Считают, что нужно запретить русский язык на территории страны и всем говорить только по-белорусски (то есть, по-литвински) 3. Считают, что литовцы нагло присвоили себе своё собственное название, и что по-настоящему на него имеют право только белорусы, то есть, литвины, как истинные наследники Великой Литвы. 4. Не считают Миндовга, Наримунда, Витовта и других литовских князей балтами, убеждены, что это славяне, то есть белорусы. 5. Считают белорусов ближе к балтам (латышам, литовцам, пруссам) чем к славянам и гордятся этим 6. Польское и католическое наследие считают самым ценным, как правило греко-католики, собственную домонгольскую историю презирают, уважают лишь историю Полоцкого княжества, как относительно независимого от Руси. 7. Мечтают о присоединении Белоруссии к Евросоюзу, хотят, чтобы в Белоруссии было "так же хорошо как в Польше и Литве". 8. Ненавидят Лукашенко как главного угнетателя белорусского языка и культуры, считают, что без него страна давно бы уже оторвалась от "немытой" России и вступила бы в ЕС. 9. Старославянский язык называют "старобелорусским" 10. Русских презирают и называют финно-уграми. Стойко убеждены, что русский язык отличается от белорусского потому, что он слишком много заимствовал от финно-угров: мери, карел и мордвы. На возражение профлингвиста о том, что в русском языке нет ни одного признака финно-угорского языка, тихо сливаются. Интересные, по-своему несчастные люди. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 9. пункт - неправда. старославянский язык они не называют старобелорусским. язык Великого кн-ва Литовского не старославянский (староболгарский) был. А так их немного, и не надо париться, можно просто открыть энциклопедию Беларуси за 1995 г например и там написано без эмоций и более корректно. "собственную домонгольскую" -звучит интересно, поскольку монгольского ига на территории Беларуси не было. А если брать домонгольскую, то даже в советских учебниках преподавали, что было куча княжеств после развала Киевской Руси. Про финский язык , таких еще не встречал, хотя все может быть, но я впервые такое слышу, чтобы российский язык финским называли. 
| 0 кстати по 4 пункту есть еще более смешная вещь, есть пара людей, считающая их западными балтами. правда как они разделяли западных от восточных, вы бы слышали, это было смешно. учитывая что про западных мало известно. Другое дело, что балты жили и на территории Зап. Беларуси во времена ВКЛ, с этим и литовские историки не спорят. 
| 0 староболгарский язык В первый раз слышу про "староболгарский" язык (как и про "российский язык")! Старославянский действительно имел несколько болгарский "акцент", но именно он и был письменным языком на Руси - именно письменным. Как он мог стать старобелорусским, если сама Белоруссия появилась столетия спустя? Дело не в том, что в письменный язык ВКЛ стали проникать местные диалектные слова. Подобное явление наблюдается во всех русских летописях, и новгородские, например, от киевских тоже отличаются. Дело в названии, которое, на мой взгляд, не имеет под собой никакой почвы. Про монгольское иго на территории Беларуси - я имею в виду временные рамки монгольского нашествия - на Русь начало 13 в., после которого жизнь всей Руси уже никогда не была прежней. Домонгольская история - та, что была до нашествия монгол и перехода литовцам западнорусских земель. Литвинам история 9-11 в. не нравится - слишком связана с историей остальной Руси. Они смакуют только время ВКЛ, как образцово-показательный период и отдельно историю Полоцка - считая его по важности чуть ли не важнее Киева. Про финский - приходилось встречать литвинов, которые утверждали буквально, что: "до венгров в Европе не было мата, значит, это исключительно финно-угорская фишка, в Беларусь принесли мат русские, литвины матом никогда не ругались, значит, русские ругаются матом из-за тесной связи русского с финно-угорскими". По поводу 4-го пункта согласен. Есть ещё версия о том, что литва - это славянское племя лютичей. Каким образом, если оно было самым западным из всех славянских племен и находилось на территории нанышеней Германии? Бежали от немцев и прибежали на Русь. Но зато литовские князья - свои родные, славянские. 
| 0 Всегда найдется полоумный журналист, учитель истории, фотохудожник который будет утверждать, что его народ (пусть это даже индейцы племени екуаны) самый великий, особенный, одаренный, и все проблемы из-за других государств, который порабощают и высасывают соки из этого "великого народа". Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 действительно, это ж не коммунисты взрывали памятники истории в Беларуси, а местные жители )))), а также запад и госдеп с евреями. все, но только не большевики)) 
| 0 Действительно, это ж, к примеру, не поляки взорвали православный собор Александра Невского в Варшаве, а проклятые большевики!:)) 
| 0 Большевики и евреи - это синонимы. 
| 0 коммунисты взрывали какие памятники они взрывали? 
| 0 а коммунисты, видимо, все сплошь приезжие были? не местные? 
| 0 Прошу не путать литвинов и литовцев. Литовцы - потомки жемайтов и аукшайтов, а литвины - потомки ятвягов, тоже балтийского племени. Язык ятвягов был больше похож на прусский, чем на литовский, в настоящее время полностью забыт. Есть версия, что литвины - потомки славянского племени лютичей, которые массово переселялись в те земли с нынешней Восточной Германии. В Германии лютичи были в конечном итоге онемечены (привет черкесам!), а переселившиеся лютичи смешались с балтами-ятвягами и потом обрусели. Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| 0 Слушаете, о западных славянах мало сведений, и уж тем более о ятвягах. Так что не спешите с теориями. Тем болеее часть Аукштайтии занимала сев.-зап. Беларусь, что подтверждает археология. 
| 0 Лужицкие сербы до сих пор живы здоровы, их осталось мало, это факт. 
| 0 D Беларуси ,в Гродненской области ,там где жили ятвяги,очень распространены фамилии беларусов:Эйсмонт,Довмонт и другие на окончание монт.Они произошли от имен древних литвин.В современой Литве таких фамилий нет.А первая столица ВКЛ был город Новогрудок,который тоже в Гроднеской области 
| 0 Эйсмонт,Довмонт это как раз имена литовцев, а не литвинов. У литвинов были, как правило, славянские или христианские имена. Довмонт, Наримунд, Миндовг - языческие имена литвы. Современный литовский язык создавался столетия спустя - в 16-19 в.в., он был в значительной степени латинизован, поэтому Довмонт стал Даумантасом, Миндовг - Миндаугасом и т. д. Но литвины - не литва, притяжательная форма слова литвин означает "принадлежащий литве". 
| 0 Язык ятвягов был больше похож на прусский и прусский, и ятвяжский языки почти не поддаются реконструкции, сохранилось ничтожно мало. Так что говорить об их схожести, на мой взгляд, слишком смело. Племя ятвягов, в отличие от литвы, вошло в территорию Древней Руси и потому к 13 веку было почти полностью ассимилировано. Упоминания о нём заканчиваются довольно рано. Литвины - это, прежде всего, потомки славянских жителей западных областей Руси - Полоцкого, Новогрудского и др. княжеств. Имена первых князей литвы НЕ ПОДДАЮТСЯ СЛАВЯНСКОЙ ЭТИМОЛОГИИ, значит, версия о лютичах-литве полностью вылетает уже на ранней стадии. Тогда как имена западных славян той поры, дошедшие до нас - Ратибор, Ростислав и др. прекрасно поддаются этимологии. 
| 0 Прусский язык прекрасно реконструирован - гуглите "новопрусский язык". www.youtube.com/watch?v=nOX-cJ91bac&list=PLrLh0Vet5pcLmwOl9V0EkVAujChaXu6p7 Пример песни на прусском. Кто знает литовский - могут сказать, насколько он похож на литовский. По поводу самых западных славян. Были три группы - поморы, полабы и лужичане. Первые были близки к лехитам (полякам), полабы были близки к поморам, а лужичане - к чехам. Из поморов остались только кашубы, словинцы были полностью онемечены. Полабы полностью онемечены. Лужичане выжили, их вопрос хотел полностью решить Гитлер но не успел. Так вот, немцы пытались завоевать славян, но не смогли. Вопрос решился по-другому - славянские князья присоединились к Священной Римской Империи, затем через несколько поколений онемечились, а через несколько веков исчез полабский язык. Всё прекрасно сохранилось в хрониках. Так вот, в Восточной Германии значительная часть населения - онемеченные славяне, хотя они забыли язык и считают себя немцами. Часть лютичей переселилась в ятвяжские земли. Князья были ещё ятвяжскими, а население смешанное балто-славянское. Уже потом князья стали брать себе славянские ямена. Лютичи - Лютва - Литва. На западе лютичи онемечились, а на востоке ославянили ятвягов. Современные же литовцы к Литве имеют примерно такое же отношение как Румыния к Римской империи. 
| 0 P.S. От ятвяжского языка сохранилось меньше слов, чем от древнепрусского, но из того, что есть уже можно реконструировать язык т.к. много общего с прусским и литовским. 
| 0 Читал как-то одну книгу Там говорилось о том, что князья на ВКЛ имели законное право греть свои замершие ноги во вспоротом животе своего холопа. Вот такой вот Золотой Век, по утверждению Ой-я Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 Дык разве ж для князей ВКЛ век не золотым был? А сейчас спроси любого литвина и он непремнно окажется княжеским потомком 
| 0 Вот такой вот Золотой Век, по утверждению Ой-я Да для ОЙ-я и таких как он за счастье погреть ноги своих заокеанских хозяев своим вспоротым брюхом. Но пока вот никак случая подходящего не случается. Хозяева пока всё больше на югах воюют, а там ноги надо охлаждать, а не греть:))) 
| 0 А в золотой век российской культуры 19 века с пушек в людей стреляли на площади. И дальше что. Или вы не понимаете, что культура это не совсем политика. 
| 0 Нет Литвины Вы литвины:)) кланитесь Лукашенко, приезжаите на наши тарговые центры, но нелезьте к нашеи истории, симболам и т.д. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 о нелезьте к нашеи истории Литовский исторический мародер? 
| 0 Нет некоторые белоруссы-мародёры истории Литвы. А так если посмотреть-почти до боли любят большие и ОБЯЗАТЕЛьНО чёрные машины. наверно ето круто?:) 
| 0 Вы уверены, что понятие "литовец" существовало в 19 веке, когда еще не было на свете даже Ваших братьев латышей, а были земгалы, латгалы, куры и еще кто-то, забыл кто. Только в 19 веке на территории Литвы установилось христианство. Я не отрицаю того факта, что какой-то князь послал своего сына набираться ума -разума на Русь, а тот вернулся оттуда монахом и плевать хотел на все замыслы своего отца. Это я пересказал спектакль литовского театра. 
| 0 Где-то в начале 16 века татары и ногайцы осадили наш город. Встав лагерем около него. Жили они между собой не очень дружно. К этому времени из Москвы прислали пушки и был пленный пушкарь ФЁДОР ЛИТВИН, который одим выстрелом смог разрушить шатер и убить одного из ханов. Кто он был, татарин или ногаец, не помню, но татры с ногайцами начали биться не на жизнь, а на смерть. Сами понимаете, что литовец не мог быть Фёдором. 
| 0 литовец запросто мог быть Фёдором это христианское имя - восходит к греческому Феодорос ("дарованный Богом", "Божий дар"). Если он был крещён (а литовцы были христианами), то вполне мог быть и Фёдором, и Иваном, и Лукой. 
| 0 Золотой век для Белоруссии был при Машерове, впрочем, сейчас белорусы тоже достойно живут.
Показать новые комментарии (0)Agroprom
ой
ой
Боец Иголка
cтарый_эльф
UO
ой
UO
EU
ой
Dr.Black
ой
EU
ой
Dr.Black
ой
ой
Dr.Black
se7en
ой
Стойкий Медведь
kerosene
TS3sta3
Garylas
sergey2408
ой
EU
yan_123
Dr.Black
Dr.Black
sergey2408
sergey2408
EU
Garylas
ХОМЯК
ой
LTunited
Mebi
LTunited
EU
EU
Dr.Black
Чайников
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)