Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Михаил Саакашвили: Чахалян - бандит. Я просто не хотел, чтобы из бутылки выпускали джинна

Эксклюзивное интервью 1news.az с третьим президентом Грузии Михаилом Саакашвили

© РИА Новости Александр Имедашвили / Перейти в фотобанкМихаил Саакашвили на митинге партии «Единое нацдвижение» в центре Тбилиси
Михаил Саакашвили на митинге партии «Единое нацдвижение» в центре Тбилиси
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я глубоко уверен, что в условиях, когда Грузия необратимо продвигается к своей естественной среде – Европе, когда избиратель твердо поддерживает этот курс, выросло новое поколение, идущее в ногу с новыми реалиями и в целом, общество получило новый опыт.

- Господин президент, в Грузии состоялись президентские выборы, Вашим преемником стал Георгий Маргвелашвили, соратник действующего премьер-министра Иванишвили. Как Вы оцениваете прошедшие выборы, можно ли их назвать демократичными?
- Президентские выборы в Грузии состоялись. Скоро мое место займет Маргвелашвили. Я его поздравляю с победой. Выборы всегда являются  показателем развития демократии. Хочу отметить, что главным достижением моего  правления и моей команды  является строительство  именно демократических институтов.

Наша политическая сила сделала все, чтобы главное европейское достижение – демократия прижилась и развивалась в Грузии.  Избиратель Грузии сделал свой выбор, и я хочу сказать всем, кто недоволен этими результатами: «Мы должны уважать мнение большинства». Таковы правила демократии. Мы подчиняемся  воле большинства и признаем выборы состоявшимися.

Конечно же, я понимаю и то, что  среди грузинского населения  есть очень много  разочаровавшихся. Об этом свидетельствует  и низкая избирательная явка – 46,6%. А это для нас сигнал - с  нашим народом нужно вести постоянный диалог.

Не скрою,  я считаю, что развивающиеся в Грузии за последний год,  в том числе и сегодня события и результаты этих событий, являются серьезным шагом назад.

В то же время я глубоко уверен, что в условиях, когда Грузия необратимо продвигается к своей естественной среде – Европе, когда избиратель твердо поддерживает этот курс, выросло новое поколение,  идущее  в ногу с новыми реалиями и в целом, общество получило новый опыт.

В конечном итоге, в Грузии силы тьмы и регресса не смогут победить и встать на ноги. Мы продолжим идти вперед.

- Вы считаете, что есть  угроза грузинской государственности?
- Мы должны сейчас сделать выбор для минимизации ущерба. После парламентских выборов, когда власть оказалась в руках одной конкретной политической силы, в Грузии были остановлены все основные проекты. Мы все хорошо видим, что страна находится в т.н. «состоянии паузы».

Прослеживаются и другие тенденции, которые неблагоприятны для народа. Необходимо все это минимизировать.

Президентские выборы в Грузии не решают всех вопросов, так как полномочия президента больше не предполагают руководства исполнительной властью (формой правления в Грузии с недавних пор является парламентская республика, где правительство несет ответственность перед парламентом, а не президентом - прим.ред).

Власть переходит к парламенту и после президентских выборов ожидаемы определенные перегруппировки. Думаю, правительство будет функционировать под ежедневным парламентским контролем.

Это новая форма демократии, - когда у людей будет возможность посредством парламента ежедневно контролировать правительство и напоминать ему, что оно должно заботиться о народе.
 
Основная часть функций президента довольно символична, однако в Грузии и символика имеет большое значение.

- Каким должен быть внешнеполитический приоритет у новых властей во главе с новым президентом Грузии?
-  Для Грузии  пропастью и тьмой станет   отклонение от главного выбора - интеграции в евроатлантические и европейские структуры, а также в НАТО. Грузинский народ не должен позволить  вернуть  страну  в Евразийский союз. Премьер-министр Бидзина Иванишвили нарушил главное табу грузинской политики когда заявил, что его правительство изучает вопрос участия в Евразийском союзе.

В течение последних 10 лет прозападный внешнеполитический курс Грузии не был поставлен под знак вопроса ни одной основной политической силой, но теперь, к сожалению, этот вопрос вновь стал предметом политических дебатов.

Хотя до последнего времени правительство «формально» сохраняло приверженность политике интеграции в ЕС и НАТО. Однако, из слов премьера следует, что оказывается, все это является вопросом, который наша страна должна еще изучать...

Сейчас главное  понять, с чем мы имеем дело, что означают эти дебаты для нашего будущего. Россия фактически оккупировала грузинские территории, признала «независимость» грузинских земель -  Абхазии и Южной Осетии. Продолжается вхождение, посредством так называемых разделительных линий, вглубь Грузии.

Вести в этом положении такую инертную политику в отношении России  ошибочно. Политика нового руководства Грузии сегодня лишена четкости, пока что есть только одно направление, по которому все более или менее понятно: новая власть занимается репрессиями в отношении старой, хотя и называет это восстановлением справедливости.

Неопределенность может загнать страну в тупик. Улюлюканье и  сюсюканье в отношениях с Москвой не принесут результатов, а просто вернут Грузию в прошлое.

Между Россией и Грузией якобы есть какое-то потепление отношений – налаживается экспорт грузинских товаров, но каких-то ощутимых дивидендов Тбилиси от этого не получит.

Авиарейсы и так действуют, в рамках ВТО  грузинские вина  на российский рынок и так попадут.

Только мы привязываться к этому рынку не должны, поскольку мы все помним, как  своим политическим решением Москва,  не задумываясь,  обрекла грузинскую экономику на полный коллапс.

Так что  реального прогресса  в двусторонних отношениях не будет.

- Что Вы думаете относительно участия Грузии на предстоящих Олимпийских играх в Сочи? Теперь уже избранный президент Маргвелашвили накануне выборов в интервью нашему сайту заявил, что Грузии следует принять в них участие.
- В этих Играх Грузия принимать участия не должна. Олимпийский комитет должен пересмотреть свое решение  об участии.
Считаю неслучайным решение российского руководства привлечь военного летчика Ивана Нечаева, который во время августовской войны участвовал  в боевых  действиях на территории Грузии, к олимпийской эстафете.

Я уверен, что на Олимпиаду пригласят абхазскую и осетинскую делегации, гостей Олимпиады будут возить на экскурсии в Абхазию и будут использовать инфраструктуру Абхазии без нашего согласия,  и будет происходить еще многое, чего мы сейчас даже не можем представить.

- Вы наладили особые отношения с Азербайджаном и Турцией. Стали реализовываться новые крупные проекты. Какие перспективы Вы видите  в этом направлении?
- Азербайджан и Грузию объединяет стратегическое партнерство и  многовековая дружба.  У наших стран есть историческая общность. Мы всегда стояли  рядом. Сегодня Азербайджан развивается   высокими   темпами. Он стал крупным игроком  на международной арене. Альтернативы развитию стратегического партнерства между Грузией и Азербайджаном нет. Успешное завершение начатых   конкретных экономических и инфраструктурных проектов  будет способствовать   стабильности в регионе и благосостоянию наших народов. Это должен понимать любой политический деятель.

Стратегическое партнерство между нашими странами жизненно важно. Именно Азербайджан в сложные времена поставлял Грузии газ по льготным ценам. Азербайджан – страна, которая заинтересована в укреплении независимости Грузии. Эта политика должна быть продолжена.

-  Вы уходите из большой политики? Каковы Ваши дальнейшие планы?
- Да, этот вопрос сегодня  стал очень актуален для всех. Я, конечно, много думал и продолжаю думать на эту тему. Сегодня самым важным для меня остается судьба моей страны.

Грузия вступила в сложную эпоху, которая полна неопределенности. И в этой связи  важнее, чтобы определилась Грузия, а не то, где буду я. У всех политиков есть свой определенный запас. Я не устал, просто эмоционально перегружен. Хочу немного отдохнуть, набраться сил.

На какое-то время уйду из активной политики. Хотя  второе место  на президентских выборах кандидата от «Национального движения» Бакрадзе убедило меня в том, что идеи и принципы  »ЕНД» поддерживаются населением Грузии.

Значит, мы  вернемся на следующие выборы. Всякое отступление является временным. У Грузии есть, я уверен, опираясь на  традиции, которые мы создали в течение последних 10 лет и которые уже никто не сможет искоренить, очень хорошее будущее, мы преодолеем все сложности, мы возместим потерянное время и  продолжим свой путь к лучшему будущему. Мы не собираемся опускать руки. На этом этапе сказать большее я не готов.

-  На днях в Ахалкалаки, в  Самцхе-Джавахетии  произошел инцидент, в котором Вы были одним из участников. Ваагн Чахалян   провел акцию протеста, когда Вы прибыли в Ахалкалаки. Считаете ли Вы, что в период Вашего правления страной  были допущены ошибки в управлении  плотно заселенными  этническими меньшинствами  регионами?
- Этот Чахалян - провокатор, один из основателей политической организации «Единый Джавахк». Достижением нашей власти является то, что правоохранителями он  был арестован  в апреле 2009 года  за свою экстремистскую, подрывную деятельность. Он и его сподвижники  организовывали массовые  протестные мероприятия против грузинской государственности, нарушали общественный порядок.

Мы все эти годы без всякого шума строили там грузинское государство. В этом регионе не было дорог, и мы их построили.   Чтобы не было тупика, мы строили дорогу, которая соединила Джавахетию с Батуми. Кроме того, строится большая железная дорога, которая свяжет Грузию с Европой. 

Я  лично рекомендовал премьер-министру Бидзине Иванишвили не выпускать из тюрьмы Скрыльникова и Чахаляна.

До «революции роз» в Джавахетию не мог войти ни один полицейский. Мне понадобилось два года, чтобы решить эту проблему.

Мы вынудили Россию вывести войска из Аджарии и этого региона так, что никого в этом мы не упрекнули. Хочу сказать, что мы действительно должны быть очень осторожными.
Грузинское государство очень молодое и не подлежит разрушению.

Я просто не хотел, чтобы из бутылки выпускали джинна. Если бы в свое время Ардзинбу арестовали, то в Абхазии не произошло бы того, что произошло.

Сегодня этот бандит Чахалян прибежал  ко мне с разборками  и  его риторика почему-то совпадает с риторикой власти в том, что оказывается, мы разрушали страну, разрушали здесь все.

Оказывается, то, что мы эту огромную железную дорогу построили, было разрушением. 

Призываю правительство Грузии прекратить эти опасные игры, потому, что все начинается с мелочи и затем все нам вернется бумерангом.

Не стоит личная желчь, ненависть или зарубежное задание того, чтобы так наносить ущерб безопасности Грузии. Это мое последнее предупреждение, которое я оставляю правительству Грузии в качестве совета.