Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Времена, когда Соединенные Штаты могли заставить государства Западной Европы совершать определенные действия в русле американских политических интересов (для поддержания приоритетного для США баланса) давно ушли в прошлое. Крупнейшим европейским странам невыгодно принимать Украину в «элитарный клуб», который, впрочем, давно перестал быть таковым.

Украина стала печальным примером политической слабости Европейского Союза и его незначительной роли в качестве гаранта европейской безопасности или стабилизатора региона. ЕС оказался бессилен перед лицом неоимперских притязаний российского лидера. Этот факт в комплексе с полностью упущенным шансом, каким была оранжевая революция рубежа 2004-2005 годов, подвел Европу к моменту, когда ей придется сделать выбор: или продемонстрировать силу, или же склонить голову перед российской империей и признать ее мощь.

Каждый из этих вариантов приведет к далеко идущим последствиям, которые принесут с собой перемены. И они - в большей или меньшей степени - затронут все страны ЕС, и, как представляется, сильнее всего — страны Балтии и Польшу.

Следует задуматься, как на самом деле относится Европейский Союз к событиям на Украине, какую роль он хочет там играть? Временное украинское правительство и значительная часть общества рассчитывали на поддержку и помощь Европы. Эти ожидания проистекали из уверенности, что Запад не оставит Украину, борющуюся с «российским игом» и стремящуюся войти в европейские структуры.

Реальность оказалась совершенно иной. ЕС не только не оправдал возлагавшихся на него украинцами надежд, опиравшихся на романтические идеи, но даже не был способен сформулировать сколько-нибудь внятную позицию. Он также не предпринял действий, которые могли бы на базе опыта Украины стать основой для долгосрочных изменений в политике этой страны.

Евросоюз хочет играть роль медиатора между Киевом и Москвой. Между тем, истинный конфликт разворачивается в совершенно другой сфере. Каждую из сторон заботит не Украина, а возможность продемонстрировать, кто сильнее, у кого больше аргументов. Ставка высока: это постсоветская сфера влияния — территория, на которую у России всегда были претензии.

Представляется, что Украина ждала от ЕС аналогичного предложения и участия, как в случае «втягивания» в западные структуры стран вроде Польши, которое происходило при сильной политической поддержке со стороны США, стремившихся расширить собственную сферу влияния. Сейчас, когда Запад уже не выступает единогласно с Америкой, которая снизила свою активность в Европе, изменилось и отношение ЕС к России (от соперничества и вражды в сторону сотрудничества).

Для Украины это в первую очередь означает, что Европа не станет вмешиваться в споры с Россией для защиты слабой стороны. В свою очередь, США, считая Украину «зоной ответственности ЕС» тоже не будет делать резких движений. Таким образом, складывается ситуация, в которой новые украинские власти будто бы силой бросают свою страну в объятия Европы, а Европа ведет себя так, будто играет в «горячую картошку». Россию, которую хочет взять Украину «под свое крыло», отвергает часть украинского общества, поддерживающая «Евромайдан» (в основном — западная часть страны). В свою очередь Евросоюз, к которому тяготеет эта часть общества не стремится принимать к себе страну со всеми ее проблемами, что совершенно не удивительно. Украинская политическая сцена с националистическим правыми группировками не представляет собой «достойного» партнера для ЕС.

Гипотетический раздел Украины, по всей вероятности, приведет вначале к еще большим экономическим проблемам западной части страны. Это вызовет новые общественные волнения, конфликты, хаос, а возможно, приведет к краху государства. Европейский Союз не заинтересован в реализации такого сценария особенно в контексте подписанного недавно соглашения об ассоциации.

Отсутствие каких-либо действий со стороны ЕС вызвано раздробленность внутри организации и глубоким расхождением интересов. В вопросе Украины Евросоюз разделился. Преобладает мнение, что следует подходить к украинским делам прохладно, не проявлять активности и, самое главное, не раздражать Россию. Большинство государств выступает против масштабных санкций против Российской Федерации.

Встает вопрос, что мог (или еще может) сделать Европейский Союз для Евромайдана? Ответ на этот вопрос вовсе не прост. Ведь речь не идет о развязывании третьего общемирового конфликта или создании ситуации, напоминающей холодную войну. Это никому не выгодно. Киев ожидает ясных шагов Европы в защиту его интересов и, главное, — суверенитета Украины. Вопрос только, зачем ЕС это делать? Никто в Евросоюзе не думал всерьез о присоединении Украины в кратко- и даже среднесрочной перспективе. Соглашение об ассоциации — это лишь политический жест, потому что сейчас ЕС не готов к дальнейшему расширению, и уж тем более к включению такой страны, как Украина (не по политическим, а в первую очередь по экономическим соображениям).

Времена, когда Соединенные Штаты могли заставить государства Западной Европы совершать определенные действия в русле американских политических интересов (для поддержания приоритетного для США баланса) давно ушли в прошлое. Крупнейшим европейским странам невыгодно принимать Украину в «элитарный клуб», который, впрочем, давно перестал быть таковым. Европейские державы начали создавать более тесные круги «взаимного обожания», формирующиеся вокруг конкретных проектов, которые работают на их частные интересы в основном экономического свойства, где важным элементом мозаики остается Россия.

Анна Антчак-Бажан — сотрудник Высшей школы управления и финансов в Варшаве, эксперт в сфере международной безопасности.