Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вопрос членства Армении в ЕАЭС не решится до 10-го октября, а старика Назарбаева не нужно обижать

Интервью с доцентом кафедры региональной и внешней политики РГГУ, экспертом Российского совета международных отношений, кандидатом исторических наук, колумнистом Сергеем Маркедоновым

© РИА Новости / Перейти в фотобанкРоссийский политолог Сергей Маркедонов
Российский политолог Сергей Маркедонов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я не думаю, что до 10-го октября что-то прояснится. По моему мнению, это подписание будет отложено. Но повторю еще раз: в этой ситуации важна не окончательная цель, присоединится Армения, или нет, а тот сигнал, что Армения — важный партнер для России. Членство Армении в ЕАЭС позволит показать, что это территория российских интересов, и ничего не нужно менять. Только это, никто там не выиграет, или проиграет.

— Господин Маркедонов, 10-го октября Армерия и евразийская тройка планируют подписать документ о членстве Армении в Таможенном союзе. В соответствии с законодательством ТС, между Республикой Армения и Нагорным Карабахом должен быть установлен таможенный пункт, и официальный Ереван выступает против этого, согласно премьер-министру Армении Овику Абрамяну. Вопрос размещения таможенного пункта принципиальный, на Ваш взгляд, где Россия не может пойти на уступки в пользу Армении, если учесть, что членство Армении в евразийских проектах обеспечивает дополнительный голос для России во время обсуждений в ТС?
— Я не думаю, что таможенный пункт — это тот вопрос, ради которого Россия попытается применить давление. Для всех сторон понятно, что возможный таможенный пункт будет нести условный характер. Вы думаете, что представители Армении там будут осуществлять реальные таможенные работы, там возникнут очереди? Это будет какой-нибудь формальный пункт, чтобы успокоить Казахстан, и не раздражать. Ведь Казахстану нужно представить какой-то аргумент, Казахстан — серьезный партнер, поэтому нужно показать, что его интересы учитываются. Я считаю, что вся эта Евразийская интеграция не об экономике, чтобы обсуждать именно эти вопросы. Это очередное доказательство того, что Россия не желает изменить статус-кво Нагорно-Карабахской Республики, если рассмотреть военно-политическую ситуацию, а Армения важна, как стратегический партнер на Кавказе. В этих проектах я не вижу революционного экономического значения, то же самое относится и к этому таможенному пункту, ведь нужно с Назарбаевым найти какой-то компромисс? Были некоторые эмоциональные оценки, которые выразились, например, со стороны Жириновского. Оставим их в стороне, но старика не нужно обижать, нужно предпринять определенные меры. Я считаю, что это будет чистой формальностью, что позволит предположить, что в проектах соблюдается какое-то согласие, консенсус.
 
— На Ваш взгляд, отмеченные вами необходимые меры можно будет предпринять до 10-го октября, когда планируется членство Армении в Таможенном союзе?
— Я не думаю, что до 10-го октября что-то прояснится. По моему мнению, это подписание будет отложено. Но повторю еще раз: в этой ситуации важна не окончательная цель, присоединится Армения, или нет, а тот сигнал, что Армения — важный партнер для России.
 
— Присоединившись к Евразийским проектам, что получит Армения, и самое важное, усилятся, или ослабнут позиции Армении в процессе урегулирования Карабахского конфликта?
— Произойдет ни то, ни другое, будет поддержка статус-кво, который существует. Только и всего. Я не думаю, что противостояние Россия-Запад приведет к тому, что возникнет желание изменить этот статус-кво. Членство Армении в ЕАЭС позволит показать, что это территория российских интересов, и ничего не нужно менять. Только это, никто там не выиграет, или проиграет.
 
— Если учесть то, что в Минскую группу ОБСЕ входят два западных сопредседателя, а Армения идет по пути Евразийской интеграции вместе с Россией, которая находится в конфликте с Западом, исключаете то, что в процессе урегулирования Запад начнет помогать Азербайджану? У России хватит сил защищать позиции Армении?
— Запад не начнет помогать Азербайджану, по ряду причин. В Соединенных Штатах мощное армянское лобби, у абхазцев есть конгрессмены, которые поддерживают их, у армян нет? У армян также в правительстве США есть свои лоббисты. Азербайджан не может стать для Запада второй Грузией, это для меня очевидно и понятно.
 
— Во время встречи президентов стран бассейна Каспийского моря — России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана, Россия и Азербайджан подписали важные документы экономического характера. По оценкам некоторых экспертов, кроме экономического, они имеют также и политическое значение, поскольку документы перемещают сотрудничество на уровень интеграции, что не исключает интеграцию Азербайджана в Евразийские интеграционные проекты. Насколько вероятно членство Азербайджана в этих проектах?
— Азербайджан не присоединится к этим проектам, поскольку для него это совершенно бессмысленно. Если Азербайджан присоединится к какому-то союзу, куда входит и Армения, то это означает формирование второго СНГ, никто не хочет формировать второе СНГ. Нельзя эту интеграцию рассматривать, как автоматический процесс, который включит все постсоветские страны. России необходима работающая, эффективная структура на постсоветском пространстве. Нужно понять, кто рассматривает такую возможность: Путин или Проханов? Это очень четко нужно различать.
 
— «Каспийская пятерка» приняла декларацию из 19 пунктов, и согласно одному пункту, руководители «каспийской пятерки» признают территориальную целостность друг друга. То есть, Россия впервые признает территориальную целостность Азербайджана, что опасно для Армении в процессе Карабахского конфликта. Что Вы думаете об этом?
— Если в Ньюпорте Армения присоединилась к аналогичной декларации, это было опасно? Давайте поймем, что есть декларации и реальные интересы, не нужно это рассматривать, как необходимый документ, который должен реализоваться. Россия может подписать документы, которые на самом деле для нее ничего не значат. Все делается «по-взрослому», давайте сознавать это.