Господин главный раввин, господа архиепископы и митрополиты, господа президенты, господин премьер-министр, господин посол Франции, дорогие друзья.
Я очень рад, позвольте мне начать именно с этого, возможности отдать дань почтения митрополиту Андрею Шептицкому, под знаком которого проходит этот вечер.
Митрополит Андрей Шептицкий, я не скажу вам ничего нового, был предстоятелем Украинской грекокатолической церкви в годы Второй мировой войны и в этой связи по сей день остается чрезвычайно спорной фигурой.
Он был одним из тех украинцев, которые сбились с пути в те ужасные годы из-за национализма и неприятия коммунизма. В частности это касается приветственного послания 1 июля 1941 года, о котором неизменно вспоминают все противники его памяти, когда хотят подчеркнуть его пособничество Германии.
В то же самое время он был одним из немногих людей, кто осмелился в те же самые годы выступить против преследования и уничтожения евреев. Он писал Гитлеру и Гимлеру с просьбой пощадить евреев Галиции. В ноябре 1942 года он написал еще одно обращение к пастве с заглавием «Не убий». В нем он под страхом отлучения запретил всем верующим оказывать любое содействие в массовых убийствах, которые начали разворачиваться у них на глазах.
Он просил монахов и священников прятать евреев.
Он сам во Львове спас 150 человек (большинство из них были детьми) и около десятка раввинов, спрятав их в подвале Церкви Святого Георгия, а также расположенном по соседству собственном доме.
Все это вызывало споры, кто-то утверждал, что тем самым он пытался обратить их в свою веру. На самом деле это не так. Разумеется, он прятал их в церквях. Называл их христианскими именами и давал им поддельные свидетельства о крещении. Так ему удалось их спрятать. Но не думаю, что хоть кто-то из спасенных им детей после войны оказался христианином. Кроме того, он же написал еще одно пастырское письмо, в котором совершенно ясно просит воздержаться от соблазна воспользоваться ситуацией для обращения в христианскую веру.
Иначе говоря, митрополит Андрей Шептицкий был спасителем евреев.
У нас есть множество свидетельств очевидцев, в том числе и раввина Давида Кагана. Все они говорят, что он пошел для этого на большой риск, не побоявшись даже тюрьмы и смерти.
И я не говорю даже о ставших нам сегодня известным благодаря ватиканским архивам отношениям с папой Пием XII и переписке, в которой он на протяжение всей войны просит понтифика осознать дьявольскую суть нацизма.
Митрополит Андрей Шептицкий стал для папы Пия XII тем же, чем стал Ян Карский для Рузвельта.
Поэтому Антидиффамационная лига вовсе не случайно решила в прошлом году посмертно, по инициативе Абрахама Фоксмана, вручить ему престижную премию имени Яна Карского.
Мне известно, что комиссия Яд ва-Шем рассматривала возможность признания Шептицкого «Праведником народов мира», однако отклонила это предложение. Но неважно. Вопрос еще не закрыт. Комиссия Яд ва-Шем нередко меняла свое мнение после нескольких заседаний.
И я не теряю надежды на то, что это случится и с ним.
Ведь дело митрополита Андрея Шептицкого отнюдь не так сложно, как, например, дело Оскара Шиндлера.
Если позволите, мне бы хотелось провести скромную кампанию за то, чтобы митрополит Шептицкий присоединился к Шиндлеру и двум с лишним тысячам украинцев, которых за последние несколько лет признали «Праведниками народов мира».
Во-вторых, мне хотелось бы сделать скачок во времени, перенестись в сегодняшний день и отдать должное роли украинских евреев, как людей так и ассоциаций, в революции на Майдане.
Все это получилось не просто так.
Все произошло вопреки невероятной пропаганде, которая на протяжении недель мятежа и репрессий стремилась представить большинство революционеров с Майдана нацистами.
Бывший президент Янукович неизменно пытался навесить на Майдан ярлык фашизма, хотя при этом сам не чурался самого что ни на есть отвратительного антисемитизма, утверждая, что за веревочки восстания дергает Еврейский интернационал.
Говорил это и Владимир Путин. Да, тот самый Владимир Путин, который, как прекрасно видно в последние дни, намеревался реабилитировать советско-немецкий пакт и заявлял нам, что прямо здесь в Киеве зреет антисемитская и бандеровская контрреволюция.
И действительно, нельзя отрицать, что в памяти украинского народа существует массовый и давний антисемитизм. Массовые расстрелы, со следами которых пытался разобраться французский отец Дюбуа. Да, за плечами украинцев и украинских евреев действительно имеется этот чудовищный пассив.
Однако 70 лет спустя все увидели уже совсем другой результат.
На площади всех свобод, в которую превратился Майдан, в этом театре свободы слова могли звучать любые слова, как мудрые, так и исполненные глупости и безумия. Но там однозначно не было ни капли антисемитизма. Евреи прекрасно поняли, я сам был там и могу это засвидетельствовать, кто на самом деле стоял за гражданским восстанием, в агору которого превратился Майдан.
Йозеф Зисельс, которого я этим вечером рад поприветствовать в зале, произнес в те дни исполненные силой слова. Ассоциации украинских евреев, как присутствующие сегодня на собрании, так и нет, написали президенту Российской Федерации открытое письмо, французский перевод которого я выложил 6 марта 2014 года на моем сайте la Règle du Jeu. В нем они призывают «Владимира Владимировича» понять, что евреи уже достаточно большие, чтобы самостоятельно защищать свои права и сделали выбор в пользу сотрудничества с правительством и гражданским обществом суверенной, демократической и единой Украины.
Дело в том, что даже, казалось бы, такая неизлечимая рана, как причастность украинского общества к Холокосту, начала немного затягиваться в последние дни.
Понимаете, в ситуациях подобного рода возможны две позиции, две парадигмы.
Во-первых, это «соревнование жертв». Иначе говоря, это означает: «В одном сердце не найдется достаточно места для двух жертв. Одна душа слишком мала для двух памятей. Поэтому нужно выбирать между расстрелянными Сталиным украинцами и убитыми Гитлером евреями».
Во-вторых, существует «солидарность потрясенных», как называл ее великий чешский философ Ян Паточка. Она означает стихийную братскую солидарность жертв, память которых не приводит к борьбе и соперничеству, а лишь придает друг другу сил: «Когда у вас в сердце Холокост, вам становится лучше виден Гулаг. Когда ваше ухо настроено на визги антисемитизма, вам лучше слышно тявканье расизма и геноцида. Когда вы понимаете жертвы еврейского народа, вам становятся ближе жертвы украинской нации и наоборот».
Украинские евреи встали на сторону Паточки.
Украинские евреи как никогда выразили «солидарность потрясенных».
Украинские евреи, и в этом отражается их благородство, вспомнили, что огромное множество украинцев сражались в Красной армии, которая внесла вклад в свержение нацизма.
Они не забыли, что Освенцим освободили солдаты Первого украинского фронта.
Быть евреем на Украине значит помнить одновременно о голодоморе и Бабьем Яре.
Сегодня мне хотелось вновь это подчеркнуть.
Теперь мне хотелось бы сказать о заслугах одного особого украинского еврея, того, кого вы сегодня решили почтить вручением медали имени митрополита Андрея Шептицкого.
Сейчас он здесь передо мной.
Зовут его Виктор Пинчук.
Сегодня я впервые вижу его.
Но у нас есть немало общих друзей, и после бесед с ними за последние дни думаю, что у меня более четкое представление о том, какой он человек.
Прежде всего, Виктор Пинчук - это украинский патриот. В моем понимании (и, как мне кажется, в его собственном) это убежденный и последовательный европеец, безусловный сторонник вступления его страны в Европу.
Кроме того, Виктор Пинчук - тот, кого принято называть олигархом. Но все не так просто. Это особый олигарх. Олигарх-филантроп. Олигарх, который считает, должен он, а не ему, что у него больше обязанностей, а не прав. Олигарх, который считает своим долгом вернуть Украине немного того, что та дала ему, то есть его состояния. Не могу сказать присоединился ли Виктор Пинчук к движению «Клятва дарения», которое создали в США Уоррен Баффет, Билл Гейтс, Ричард Брэнсон, Николас Берггрюен и прочие: оно призывает миллиардеров со всего мира пожертвовать половину денег на филантропические начинания. В любом случае, насколько мне известно, он следует тем же принципам. Они вместе с президентом Порошенко были одними из немногих украинских миллиардеров, которые остались в Киеве во время протестов на Майдане. В разгар революции всего в нескольких сотнях метров от поля битвы он организовал большую выставку любимого в том числе и мной художника Яна Фабра.
Однако сегодняшним вечером меня и всех вас интересует в первую очередь другая его сторона. Именно поэтому вы решили его наградить. Потому что он - великий еврей.
Но что значит «великий еврей»?
Такое определение может вас удивить, но я на самом деле считаю, что одни евреи - более великие люди, чем другие. Кроме того, как мне кажется, у «великого еврея» есть три главных черты, и все они нашли отражение в Викторе Пинчуке.
Прежде всего, это «Агават Исраэль», любовь к еврейскому народу. Да, просто любовь, дружба и доброжелательность, которых, как сокрушался Гершом Шолем в знаменитом споре, так остро не хватало его коллеге Ханне Арендт на процессе Эйхмана. Сила, слава и признание в мире подтолкнули многих евреев к тому, чтобы отвернуться от «Агават Исраэль», забыть об этой любви. Но я не думаю, что это относится к Виктору Пинчуку.
Далее, это отношение к памяти и в частности к памяти страданий, боли и угнетений. В этом плане Виктор Пинчук совершенно не похож на столь многих евреев, которые вновь забывают о происходящем вокруг нас. Как вы помните, он стал партнером Стивена Спилберга в производстве картины «Назови свое имя», единственном существующем на данный момент фильме о бойне в Бабьем Яре. Что еще важнее, он выступил одним из спонсоров фонда «Холокост от пуль» Патрика Дебуа, чья работа нацелена на то, чтобы найти всех безымянных и бесчисленных жертв расстрела евреев.
Наконец, я считаю, что великий еврей, это тот, кто не боится заявить о себе. Некоторые евреи исповедуют иудаизм тайно и в стыде. Существуют и так называемые «сартровские» евреи, которые подобно Жану-Полю Сартру считают, что иудаизм - всего лишь приманка для антисемитов, или как Гейне восклицают: «Иудаизм? Я не пожелаю этого и злейшему врагу. Он приносит одни лишь оскорбления и боль». Но Виктор Пинчук думает совершенно иначе. Он живет иудаизмом если не в славе, то по крайней мере в позитивном настрое свободного и открытого самоутверждения. Он помогает еврейскому творчеству на Украине. Он восстанавливает храмы на Украине. И когда он приглашает в гости своих друзей Тони Блэра и Челси Клинтон, то куда с ними идет? В днепропетровскую или киевскую синагогу. Мне это нравится. Мне нравится это спокойное и независимое признание евреем своего иудаизма. В этом и заключается одно из качеств великого еврея. Готовность открыто заявить о себе и своей вере.
Еще несколько слов.
Я - француз.
И я понимаю, что большинство собравшихся здесь сегодня, слушая, как француз говорит об Украине, не могут не вспомнить об одном деле, которое сегодня отравляет отношения между нашими странами. Речь идет о вертолетоносцах «Мистраль».
Но не нужно задавать мне вопросы, потому что я сейчас сам на все отвечу.
Как вам, возможно, известно, я отношусь к числу тех во Франции, кто ведет кампанию за отказ от поставки этих кораблей.
Но вы, вероятно, не знаете, что множество, наверное, даже большинство французов придерживаются того же мнения, что и я. Они уверены, что поставлять России боевые корабли при том, что она погрузила Украину в войну, а французская дипломатия четко определилась с лагерем, было бы в лучшем случае непоследовательно, а в худшем попросту возмутительно.
Кроме того, наверное, вам неизвестно, что к числу этих французов относится и сам президент Республики Франсуа Олланд. Сейчас он находится в Австралии, но, понимая ваш интерес, этим утром я связался с ним, и он недвусмысленно дал понять и позволил мне передать вам, что Франция «держится» и что российским моряки, которые уже несколько недель сидят во французском порту, где стоит у причала первый корабль (по условиям договора они должны ознакомиться с судном и принять его в собственность), с понедельника был запрещен доступ на борт. Во Франции по этому поводу идут жаркие споры.
У президента страны есть противники, которые призывают его «выполнить подписанное Францией».
Но мне кажется, что он не уступит.
Скорее всего, в этот самый момент он размышляет о различных вырисовывающихся перед ним вариантах, которые бы позволили бы выйти из этой неприемлемой ситуации в нравственном и стратегическом плане, не ударив одновременно с этим по французским рабочим.
Существует «канадское» решение, которое предложил присутствующий здесь сегодня наш друг Берель.
Существует мое предложение о продаже судна Украине на основании долгосрочного займа, предоставить который обязательно должен Европейский Союз.
Существует идея вице-канцлера Германии Зигмара Габриэля о продаже кораблей самому Европейскому Союзу: разве это не лучший способ впервые придать реальное наполнение той самой общей оборонной системе, о которой так долго говорят, но которая пока что остается только на бумаге?
Существует и такой вариант: украинские олигархи могли бы скинуться и купить корабль. Это на самом деле прекрасное судно. А цена в миллиард по их меркам не так уж и высока. Поэтому для них это может оказаться выгодной сделкой!
Как бы то ни было, единственная гипотеза, которая полностью исключается, касается передачи Францией этого «Мистраля» России как ни в чем не бывало. Ведь получив его на руки, Путин может отправить его к Мариуполю и Одессе.
Я должен был вам это сказать.
Еще несколько слов.
Я понимаю, что сейчас, рассуждая о митрополите Андрее Шептицком, Викторе Пинчуке и украинских евреях, я произношу речь в особый, чрезвычайно драматический момент в истории вашей страны. И я понимаю, все понимают, что прямо сейчас тысячи российских солдат проводят маневры в Донбассе. Понимаю я и то, что, придя на помощь псам войны из Донецка и Луганска и уже находившимся там казацким и чеченским наемникам, они превращают этот украинский регион в нечто вроде маленькой Спарты, где уважают только силу, царит одно лишь насилие, а риторика «защиты угнетенного русскоязычного населения» уступила место куда более воинственным заявлениям. Недавно мне попалась статья нашего друга Адриана Каратницкого, в которой он приводит такие слова лидера Донецкой народной республики Александра Захарченко: «Моя армия сегодня в состоянии не только держать оборону, но и проводить наступление…»
Я понимаю, что в таких условиях, при виде смены риторики и, наверное, даже масштабов никаких слов и прекрасных заявлений уже недостаточно.
Перед лицом нового чрезвычайного положения и страшной угрозы вашей стране как никогда нужна поддержка, нечто большее простых дипломатических слов.
Но я хочу сказать вам, что нас много. Нас, то есть тех, кто придерживается такой точки зрения. И я не теряю надежды, потому что очень скоро большинство осознает, что именно здесь, в Киеве решается вопрос жизни и смерти Европы. И что вам обязательно нужно помочь, то есть довести до победного конца эту борьбу.
Знаете, два отважных американских сенатора представили на рассмотрение «Закон о поддержке свободы Украины», который в случае принятия позволит начать поставки на Украину систем шифрования связи, беспилотников, противотанковых батарей, систем ПВО и высокоточного оружия. То есть всего, чего сейчас так остро не хватает ее армии.
Должен сказать, что последние несколько недель я провел в США, и что-то подсказывает мне, что закон будет принят уже в январе-феврале будущего года.
И что-то подсказывает мне, что другие страны и в том числе моя собственная, присоединятся к этому движению или даже, быть может, его предвосхитят.
Я убежден, что вы далеко не так одиноки, как говорят, как кажется Владимиру Путину и, наверное, даже вам самим.
В любом случае, я постараюсь помочь.
Пусть и скромно, в пределах отпущенных сил.
Совсем недавно, незадолго перед встречей с вами я говорил с представителями украинской обороны. Они подробно рассказали мне об их потребностях, и по возвращении я обязательно передам их слова.
Теперь самое последнее.
В самом начале я уже говорил о кремлевской пропаганде: она вот уже почти год пытается представить Майдан сборищем бешеных антисемитов, против которых нужно выкатить тяжелую артиллерию старых антифашистских кампаний.
Самое отвратительное в том, что множество российских евреев угодили в эту ловушку и позволили навешать себе на уши лапшу.
Но еще более отвратительное и возмутительное в том, что Путин посмел задействовать московских евреев в этой братоубийственной и нелепой кампании.
Так нельзя поступать.
Нельзя играть с такими словами и памятью.
Нельзя устраивать войну между евреями во имя краткосрочных политиканских интересов.
Я считаю, что на эту отвратительную и неслыханную попытку использовать евреев как инструмент нужно найти подходящий ответ.
Получается, что российские евреи, которые, как главный раввин Берл Лазар, прославляют Путина, стали новыми полезными идиотами Кремля? Они - жертвы дезинформации? Заложники? Им приставили к виску пистолет или же они на самом деле верят в то, что говорят?
В любом случае, это просто недопустимо.
При виде такой ситуации у меня разрывается сердце.
И мне хотелось бы, чтобы облегчить душу, представить на ваш суд такое предложение.
Давайте проведем общее собрание евреев Украины и России.
Давайте выложим во время этой встречи все проблемы на стол.
Давайте развеем все непонимания, которые создала пропаганда.
Давайте восстановим жизненные связи между евреями, к которым, по словам Иосифа Флавия, автора «Иудейской войны», ни в коем случае нельзя позволить прикасаться тиранам.
Я говорю вам это из любви к украинскому иудаизму, который перенес столько страданий и сейчас гордо поднимает голову.
Я говорю это из уважения к российскому иудаизму, над которым, наконец, забрезжил рассвет после, казалось бы вечной ночи. Будет настоящей трагедией, если под пятой Путина окажутся такие имена как Шаранский, Иосиф Бегун, Ида Нудель, Иосиф Менделевич, Александр Лернер, Владимир Брайловский. Имена, за которые мы с другими французами боролись в дни нашей молодости. Все эти отказники, которые были людьми железной воли и сопротивления, примерами неподчинения и отваги.
Все - это непоколебимые борцы. И тем больнее видеть, как сегодня какой-то жалкий офицер ФСБ вновь заставляет их гнуть спину!
Что касается тех из них, кто ушел в лучший мир, нам нужно спасти их детей и наследников из ловушки, которая сейчас опять захлопывается вокруг них.
Ради них, ради них всех я сейчас призываю провести большое собрание свободных евреев двух стран, Украины и России.
Это собрание может пройти в Париже, Иерусалиме или где-то еще.
Оно может состояться по инициативе присутствующего здесь сегодня главного раввина Киева и Украины Якова Дов Блайха.
Виктор Пинчук, как активный иудей и борец, о котором я уже говорил, мог бы внести вклад в ее проведение или даже стать ее автором.
Пока что я уверен только в одном: организация подобной встречи уже сама по себе стала бы поражением Путина и победой ценностей правды и свободы, как в Киеве, так и в Москве.
Благодарю за внимание.