В середине декабря 2009 года в Москве прошел Форум европейских и азиатских СМИ, организованный агентством РИА Новости для журналистов из стран постсоветсткого пространства. Все участники встречи получили от организаторов мероприятия лэптопы. В Эстонии этот подарок вызвал настоящий скандал. РИА Новости подозревают в попытке подкупить эстонских журналистов, а президент Эстонии Томас Ильвес раскритиковал ездивших на форум главных редакторов, заявив, что подарок принимать было нельзя. В связи с разгоревшимся скандалом эстонское новостное агентство BNS взяло интервью у заместителя главного редактора РИА Новости, руководителя Объединенной редакции новостей Максима Филимонова.

 

- Какова была цель медиа-форума?

- Целью медиафорума было собрать профессионалов-журналистов из стран постсоветского пространства для обсуждения главным образом профессиональных вопросов, которые волнуют всех нас. Не секрет, что в медиа-среде во всем мире происходят тектонические изменения, связанные с развитием новых платформ для распространения информации (Интернет, мобильные носители и др) и новых форм медиактивности (социальная журналистика, блоги, сообщества). Все это влияет на скорость и качество работы журналиста, и постсоветское пространство не может оставаться в стороне от этих изменений.

РИА Новости давно и успешно осваивает все эти новые формы, начав с Интернета и продвигаясь в сторону создания максимально конвергированных продуктов, когда клиенты могут получать информацию не только в виде традиционной текстовой новости, но и фото, и видео, и инфографики по теме. Представители РИА Новости регулярно участвуют в отраслевых конференциях в мире не только как слушатели, но и как спикеры. РИА Новости одним из первых среди российских СМИ два года назад начало работу в едином конвергированном ньюсруме, где в одном рабочем пространстве объединены все подразделения (текст, фото, видео, веб). Нам показалось, что наш опыт будет полезен коллегам из других государств, тем более, что мы глубоко убеждены, что чем более прозрачной и цивилизованной будет информационная среда в наших странах, тем более полезно это будет для общества. Поэтому в программе мы намерено уходили от обсуждения политических вопросов и от навязывания "пророссийской" политической повестки дня. Естественно, участие высокопоставленных ньюсмейкеров со стороны российского руководства (президента, главы МИД и других чиновников) вызывало обсуждение политических вопросов, однако оно носило свободный характер, участники могли свободно высказывать свою точку зрения, никто не согласовывал с нами ни свои вопросы российским высокопоставленным чиновникам вплоть до президента, ни свои выступления на мероприятиях.

- Почему его участникам было решено подарить именно лэптопы?

- Выбор в пользу лэптопов, а точнее нетбуков (это более простой и дешевый компьютер по сравнению с лэптопом с пониженным быстродействием и отсутствием ряда функций) был сделан по следующим причинам. При формировании набора участника хотелось подчеркнуть современный характер работы журналиста в современных условиях. Давать традиционные бумажные папки с набором материалов нам показалось неинтересным и менее эффективным. Хотелось дать предмет, который позволит участникам в электронной форме иметь все материалы, иметь свободный доступ в Интернет, чтобы в ходе конференции при необходимости писать для своих СМИ или общаться с другими участниками. В ходе обсуждения состава набора участника возникал вариант электронной книги (e-book), однако потом от него отказались в пользу более функционального устройства, поскольку ценовые параметры электронной книги и нетбука оказались схожими.

Кроме того, по просьбе нашего департамента продаж информационных продуктов в нетбуки были заведены доступы к ряду наших продуктов, поскольку мы заинтересованы в коммерческом продвижении нашей информации, и рассчитываем, что многие участники форума превратятся из потенциальных клиентов в реальных. Мы рассчитываем, что работающий нетбук будет долго напоминать участникам о РИА Новости.

- Кто принимал решение о том, какие это будут подарки?

- Решение о составе набора участника форума, которые включили в себя нетбук, было принято руководством агентства на одном из внутренних совещаний, посвященном подготовке форума.

- Все участники форума получили в подарок именно такие лэптопы?

- Все участники форума получали стандартные наборы, которые включали в себя нетбук.

- Сколько было участников форума - из России и из-за рубежа?

- Основная масса участников форума была из-за рубежа, поскольку форум носил целевой характер и был предназначен для журналистов постсоветского пространства.

- Это прецедент или лэптопы гостям у вас дарили и прежде?

- До этого мы не дарили нетбуки. Выбор в пользу нетбуков объясняется масштабом мероприятия и наличием финансовых возможностей, в том числе, и благодаря тому, что финансовые результаты года для агентства за счет продажи информации, несмотря на кризис, оказались лучше, чем мы ожидали.

- Предполагалось, что реакция в Эстонии на этот подарок будет скандальной?

- Мы не предполагали подобную реакцию. Вряд ли кому-то придет в голову думать, что карта памяти емкостью 4 Гб с логотипом организаторов, которую можно нередко получить в подарок на различных конференциях, можно трактовать как подкуп. Мы рассматривали нетбуки примерно как аналогичную флешку, только дороже и более функциональную.

- Как вы узнали, что в Эстонии разгорелся скандал в связи с этим?

- Мы узнали о нем из сообщений СМИ.

- Скандал, по вашим данным, был только в Эстонии?

- У нас нет информации, что в других странах факт получения журналистами набора участника форума трактовался как попытка российских властей повлиять на объективность журналистов. Мы, естественно, ведем мониторинг того, что писалось про форум, однако никак не оцениваем тональность того, что пишется и не ставили и не ставим никаких условий по поводу угла, под которым журналисты, принимавшие участие в форуме, пишут про Россию.

- Пытался ли кто-нибудь вернуть подарок вам обратно?

- У нас нет таких фактов. Были обратные примеры, когда какие-то журналисты, не попавшие по каким-то причинам на форум, просили нас о том, чтобы мы передали им набор участника.

- Сколько стоит такой лэптоп?

- РИА Новости с учетом размера партии он обошелся примерно в 12 тысяч рублей (около 260 евро). Стоимость была достаточно высокой, однако поскольку РИА Новости заинтересовано в продвижении себя как поставщика информации в России и странах постсоветского пространства, то мы пошли на эти расходы, рассудив, что традиционный набор из флэшек и бумажных носителей будет менее эффективен, при этом ресурсы на него будут все равно потрачены. Средства на покупку нетбуков были выделены из средств, которые были заработаны самим агентством и предназначены для продвижения агентства и различных маркетинговых акций. К концу года часть этих средств оказалась неизрасходованной, и поэтому мы нашли для себя возможность потратить их на форуме, который прошел в конце года, поскольку до конца декабря мы больше не планировали других крупных расходов на продвижение и маркетинговые акции.

- В Эстонии в прессе высказывались мнения, что на журналистов в России таким образом хотели повлиять. Как бы Вы прокомментировали это?

- Хочу еще раз подчеркнуть, что мы не ставили никаких условий журналистам по описанию форума или процессов, происходящих в России. Более того, многие участники высказывали очень критические мысли в отношении России как на форуме, так и после него в своих материалах, посвященных этому мероприятию. Мы уважаем право журналистов на собственный взгляд на российские процессы и считаем, что повлиять на изменение позиции в отношении России мы можем только путем объяснения наших взглядов, в том числе, и с помощью форума. В качестве примера могу привести, что я участвовал в одной из панелей форума, посвященной распространению информации в современном мире и роли информационных агентств, и следом за мной выступал руководитель радио KUKU, который вполне открыто говорил, что он не до конца доверяет таким источникам информации, как РИА Новости, частично финансируемое государством, или "Эхо Москвы", акционером которого является аффилированные с государством структуры. И эти замечания не вызывали ни у кого никакой аллергии, потому что мы объективно оцениваем информационную среду вокруг нас.

- Если бы журналисты Вашей редакции получили бы в Эстонии подобный подарок, какой была бы реакция у Вас?

- Это зависит от размера подарка и обстоятельств. Если бы журналист получил такой подарок в индивидуальном порядке, наша реакция была, естественно, отрицательной. Если же это является стандартным набором участника конференции, который получили десятки или сотни других участников, то наша реакция была бы нейтральной.

- Считаете ли Вы скандал по этому поводу в Эстонии бурей в стакане воды и если да, то почему?

- Мне кажется, что реакция была слишком эмоциональной и не отражающей реальный масштаб проблемы. РИА Новости, а уж тем более, как можно было прочитать в разных комментариях, Кремль, никоим образом не ставили себе целью купить лояльность участников с помощью нетбуков. Мы слишком уважаем наших коллег, чтобы даже думать о том, что столь недорогой подарок мог повлиять на их объективность.

- Или все же эстонским журналистам не стоило принимать эти подарки, поблагодарив и вежливо отказавшись?

- Участники форума имели право отказаться от подарков, если, по их мнению, это противоречило их этическим нормам и политике редакции в отношении подарков. Мы силой никого не заставляли ничего брать. Однако мы как организаторы не преследовали никаких иных целей, кроме обеспечения удобства делегатов форума, поэтому никакого конфликта интересов я здесь не вижу. Мы сталкиваемся часто с тем, что, например, компании, и не только российские, возят журналистов в пресс-туры. Мы готовы платить за себя и транспортные, и прочие расходы, однако очень часто компании физически не могут предоставить необходимые документы, если, например, полет осуществляется корпоративным чартером. Если нефтяная компания привозит журналистов на открытие месторождения в труднодоступном районе Западной Сибири, это является для нас исключительно возможностью попасть туда и написать про это месторождение для своих клиентов. И это не накладывает никаких обязательств писать об этой компании исключительно хорошо и не публиковать критических материалов. Ко всему надо подходить с точки зрения здравого смысла. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.