Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Да, мы русские. Нет, мы не пьем водку»

Потребительские пристрастия меняются гораздо быстрее стереотипов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За пределами России стереотип, по которому все русские жить не могут без водки, по-прежнему популярен. Я сама неоднократно видела растерянность в глазах моих собеседников, когда говорила им: «Да, я русская, нет, я не пью водку». На этой стадии разговора, на их лицах явно читалось недоумение: возможно только одно: или она не русская, или не хочет признать, что пьет водку.

Международные компании уже давно перешагнули за границы стран и государств. Дело в том, что в этническом плане миграционные процессы превратили большую часть промышленно развитых стран в лоскутное одеяло. Несмотря на заметное движение к библейскому Вавилону, культурные различия по-прежнему сильны, а иногда и тщательно сохраняются. Так, кулинарное искусство и различного рода напитки зачастую служат визитной карточкой той или иной страны за границей.     

Чем может похвастаться каждая страна? Ассоциации провести очень просто. Англичане едят овсяную кашу и пьют чай в пять часов вечера. Среднестатистический француз просто обязан любить лягушачьи лапки, которые он обычно сдабривает бутылочкой бургундского. Типичный немец обожает самые разнообразные сосиски и колбасы, и знает толк в пиве. Что же до русского, можно привести сразу несколько характерных для его культуры традиционных блюд, но на вопрос о любимом напитке ответ, бесспорно, будет всегда таковым: это водка. Этот стереотип создал России своеобразную репутацию в остальном мире, где полагают, что русские всегда употребляют за едой алкоголь крепостью не меньше 40 градусов.   

Схемы употребления некоторых продуктов являются достаточно консервативным явлением, которое меняется крайне медленно. Изменения в этой сфере могут быть заметны только через несколько поколений, но самое главное это то, что они все-таки возможны.  

Появление в России среднего класса оказало значительное влияние на состав потребительской корзины ее населения. В тележках супермаркетов стали сначала изредка, а затем все чаще появляться считавшиеся некогда «роскошью» тропические фрукты и привезенные из-за границы овощи. Социологи и эксперты в области маркетинга установили прямую связь между повышением благосостояния граждан и изменением популярности спиртного в сторону менее крепких напитков, таких как пиво и вино.  

Еще в 2000 году проведенное компанией РОМИР Мониторинг исследование выявило ряд изменений в отношении российских граждан к слабоалкогольным напиткам и в частности к пиву. Более половины (60%) всех респондентов в 40 регионах Российской Федерации заявили о том, что употребляют пиво: 30% - изредка, 15% - время от времени и 15% - регулярно. Оставшиеся 40% ответили, что вообще не пьют пиво.   

Если сопоставить различные категории населения, пиво предпочитают по большей части мужчины (около 70%). Кроме того, был замечен значительный рост его употребления и среди женщин. 

Тем не менее, за границей стереотип, по которому все русские жить не могут без водки, по-прежнему популярен. Я сама неоднократно видела растерянность в глазах моих собеседников, когда говорила им: «Да, я русская, нет, я не пью водку». На этой стадии разговора, на их лицах явно читалось недоумение: возможно только одно: или она не русская, или не хочет признать, что пьет водку. 

Малкольм Манро (Malcolm Munro) – независимый консультант по связям с общественностью, который работал в британском правительстве над стратегией отношений с обществом. Участие в конференции, которую организовал в июле Институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка», он называет новым личным вызовом, так как там ему пришлось иметь дело со всеми существующими стереотипами о России. По его словам, мнение о пьющей водку России может быть применимо для предыдущего поколения, но не современной и космополитической российской молодежи.  

Изменения совершенно определенно заметны и в работе рынка за последние несколько лет. В 2007 и 2008 годах Россия заняла третье место в мире по производству пива, уступив по этому показателю только Китаю и США. И хотя в 2009 году она опустилась на четвертую позицию, пропустив вперед Бразилию, объем российского рынка оценивается компанией Kirin в 10 489 тысяч килолитров. Тем не менее, довольно часто такие показатели обрисовывают лишь приблизительную картину, которая иногда бывает далека от реального положения дел. 

Привычки современного россиянина сегодня скорее ориентированы на потребление пива, нежели водки. В 2007 году директор российской пивоваренной компании «Балтика» Антон Артемьев заявил, объем употребления пива в стране составляет около 70 литров пива на человека в  среднем по России и 90-100 литров в Москве и Санкт-Петербурге. В 2008 и 2009 годах Россия заняла 22 и 23 место в мире по уровню потребления пива на одного жителя, серьезно отстав от Чехии (143,2 литра в год) или Германии (109 литров в год).