Конфликт на Украине может в скором времени привести к расколу православной церкви. Седьмого сентября Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей отдал православных христиан на Украине под руководство архиепископа Памфилийского Даниила и епископа Эдмонтонского Илариона. Этот шаг является подготовкой к созданию новой Украинской православной церкви.
Православная церковь состоит из 15 отдельных «автокефальных» церквей. Украина находится под юрисдикцией Русской православной церкви. Но учитывая тот факт, что российские войска вторглись на территорию восточной Украины и находятся там до сих пор, оказывая поддержку повстанцам и убивая украинских солдат, миллионы украинцев хотят иметь собственную независимую Украинскую православную церковь. Украинский архиепископ создал такую церковь в 1992 году, хотя ее не признала ни одна из автокефальных церквей.
Поскольку между Украиной и получающими поддержку России повстанцами уже пятый год идет гражданская война, парламент Украины официально подал прошение патриарху Варфоломею признать независимую Украинскую православную церковь. Два назначенных им епископа начнут подготовку к учреждению самоуправляющейся украинской церкви — эту реорганизацию восточного православия можно назвать одной из самых радикальных за последние несколько столетий.
Русская православная церковь осталась недовольна решением Варфоломея. Патриарх Московский Кирилл и президент России Владимир Путин объединяют усилия с тем, чтобы использовать религию в качестве инструмента влияния и контроля над Украиной. Если православное население Украины провозгласит независимость от Московского Патриархата, делать это будет гораздо сложнее. На следующий день после обнародования решения Варфоломея глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что, если Украинская православная церковь получит автокефалию, ответом Московского патриархата станет разрыв отношений с Константинопольским патриархом.
Это растущее противостояние между Варфоломеем и Кириллом есть битва за будущее восточного православия. Считается, что, будучи экуменическим Константинопольским патриархом, Варфоломей единственный обладает «первенством чести» среди предстоятелей 15 православных церквей. Однако патриарх Кирилл является главой крупнейшей православной церкви и непосредственным лидером более половины православных верующих мира. Позволить православному населению Украины сформировать собственную православную церковь означает усилить позиции Варфоломея и ослабить Кирилла. А если Русская православная церковь выполнит свою угрозу и разорвет отношения с Варфоломеем, другим православным церквям придется выбирать, с кем поддерживать хорошие отношения: с Варфоломеем и Украиной или с Россией.
Но на самом деле в наибольшей степени от раскола между Константинопольским патриархатом Варфоломея и Московским Патриархатом выиграет Римско-католическая церковь.
Восточные православные церкви отделились от католической церкви в 11 веке. С 1970-х годов Римско-католическая церковь пытается вернуть восточное православие под свое владычество. Однако переговоры каждый раз заходят в тупик в связи с отказом православной церкви принять власть папы. В 2007 году Патриарх Варфоломей одобрил Равенский документ, в котором папа наделяется первенством чести среди христианских епископов. Однако делегация Русской православной церкви отказалась одобрить этот документ.
Если восточная православная церковь порвет с Украиной, пророссийская фракция скорее всего пойдет на сближение с Москвой, а проконстантинопольская сблизится с Римом.
На протяжении более 40 лет, вплоть до своей смерти в 1986 году, главный редактор Plain Truth Герберт У. Армстронг (Herbert W. Armstrong) предсказывал, что рано или поздно Римско-католическая церковь, добившаяся господства в объединенной Европе, вернет под свое покровительство протестантскую и православную дочерей. В ноябрьском издании Plain Truth от 1963 года утверждалось следующее:
«Масштабная проблема достижения [католического] единства носит двоякий характер. Во-первых, она связана с преодолением раскола, который официально начался в 1054 году и отделил от Рима восточные церкви — в Греции, России, на Балканах и Ближнем Востоке. Во-вторых, она подразумевает восстановление в католическую веру всех протестантских церквей, возникших после 1517 года».
Это предсказание основывалось на пророчестве Исаии (глава 47), в котором церковь называется «госпожею царств», обладающей властью над многими народами. Однако у этой церкви есть мятежные дочери, которые от нее отделились. Пророк Исаия утверждает, что эти протестующие дочери будут возвращены под материнский контроль. В конце концов Церковь-мать займет видное положение, оказывая большое влияние на европейскую сверхдержаву.
В стремлении объединить мир — и особенно Европу — под своим крылом Римско-католическая церковь подписала соглашения с православными, лютеранами, методистами, англиканцами и многими другими религиозными группами. Политическая напряженность в связи с Украиной может стать серьезным препятствием для Ватикана, направляющего усилия на то, чтобы вернуть Русскую православной церковь в свое лоно, но вместе с тем она не остановит Рим от реабсорбции других православных патриархатов. Сегодня Восточная Европа не только разделена между Европейским союзом во главе с Германией и евразийским союзом во главе с Россией — на нее также заявляют свои права католическая церковь, возглавляемая Римом, и православная церковь, где основным лидером является Москва.
Чтобы лучше ознакомиться с тем, какие усилия предпринимает Римско-католическая церковь для того, чтобы объединить всех христиан под властью папы, читайте статью Стивена Флэрри (Stephen Flurry) «Возвращение в лоно церкви» (Returning to the Fold).
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 3 Но учитывая тот факт, что российские войска вторглись на территорию восточной Украины и находятся там до сих пор---ДОКАЗАНО?нет.поэтому-всё дальнейшее-в мусор. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 argus, там доказано другое. "Но учитывая тот факт, что российские войска вторглись на территорию восточной Украины и находятся там до сих пор, оказывая поддержку повстанцам и убивая украинских солдат, миллионы украинцев хотят иметь собственную независимую Украинскую православную церковь. Украинский архиепископ создал такую церковь в 1992 году, хотя ее не признала ни одна из автокефальных церквей." Российские войска, стало быть, вторглись на территорию 404 еще в 1992 году. Но заблудились там впотьмах, и только животворящий майдан помог им выйти к границе между Донбассом и Россией. 
| 1 Однако переговоры каждый раз заходят в тупик в связи с отказом православной церкви принять власть папы.---не с отказом,а со свободным выбором.на что все люди в мире имеют право. 
| 1 Попы дерутся, свечки продаются.. 
| 2 Религия - это бизнес, эксплуатирующий потребность людей в спокойствии. Просто бизнес. Просто столкнулись два бизнес-проекта на фоне глобальной политической (итоговая которой тоже бизнес) заварухи. "Ничего личного". Человеку, верующему в Бога, до этого не должно быть никакого дела. Раскрыть всю ветку (12 сообщений в ветке) 
| 1 biz_plan, Человеку, верующему в Бога, до этого не должно быть никакого дела. =================================================================================================================== Неверующему - тем более. Но дело в том что политически и экономически это вопрос выходит далеко за рамки поповских разборок. Тут такие узлы завязаны... 
| 0 Старый солдат, Согласен, "поповские разборки" резонансные. И даже людей, далеких от церкви, могут затронуть. Но это на уровне какого-то перформанса, инсталляции, шоу, имеющее последствия в реале. Нравственно не трогает, от слова совсем. 
| 4 biz_plan, религия это бизнес...слова не мужа- а младенца 
| 0 serj333, ибо сие есть не только лишь бизнес, но ещё и политика. 
| 0 эМВар, ну, вы поднялись выше того младенца. Старший брат-близнец... 
| 0 serj333, Вашими бы устами! Безгрешный младенец - недостижимая, увы, мечта. Верьте в Бога, и не слушайте мошенников. Вера всё преодолеет. 
| 0 biz_plan, если религия это бизнес, то надо делать след. шаг и объявить, что совесть это аттавизм, вымышленное понятие и следовать совести это большая глупость. Зачем следовать тому чнго нету и ограничивать себя из-за этого. 
| 0 Roadstar, Не знаю, как Вы, а я верую в Бога. А религия - это бизнес, мошеннический бизнес. Бог у человека в душе, а если его там нет, то его нет для этого человека нигде. Не путайте совесть с моралью, методологически очень разные понятия. 
| 0 biz_plan, а в чем, розвольте узнать, «мошенничество» религии? Если есть «потребность в спокойствии» (как вы говорите), которую «эксплуатирует» церковь, то тогда мошенничеством нужно считать всех врачей психологов, всех проповедников и миссионеров, и много кого еще. Все они «эксплуатируют» потребность людей в спокойствии. Кстати, больше всех в таком случае на людях зарабатывает Ватикан, потому что на Западе существует церковный налог и его платят даже те кто вообще не посещает церковь. 
| 0 Roadstar, Любая церковь предлагает монополию на посредничество между человеком и Богом. При этом ни одна церковь такими эксклюзивными правами обладать не может в принципе. В этом и есть мошенничество. Продают то, чем не обладают. И огромный вред от разъединения людей. Бог объединяет, дьявол ищет различия. 
| 0 biz_plan, а кто сказал, что церковь претендует на эксклюзивное право посреднечества человека с богом? Каждый может молиться богу как хочет и где захочет. Никто силком никого в церковь не тянет. Кто считает, что ему достаточно общения с богом у себя дома - пожалуйста. Можете даже придумать собственную веру во все прекрасное и молиться своим придуманным богам. Русская церковь это традиционный институт русского общества, который существует ровно постольку поскольку существует потребность в вере. Такая потребность есть практически у всех народов и никто не считает церковь (мечеть, синагогу) мошенниками по определению. Про атеистов я не говорю, потому что им не нужен бог в принципе. 
| 0 Roadstar, Про атеистов я не говорю, потому что им не нужен бог в принципе. ============================================================================================================ А Вам он зачем нужен? Адекватный атеист имеет совесть, не творит подлостей, соблюдает нормы морали, выработанные человечеством в процессе своего развития, чтобы сохранить вокруг себя здоровую социальную среду обитания и полноценно в неё вписаться. И всё это без помощи и вмешательства каких-либо потусторонних нематериальных субстанций. А если же человек - социопат, то и в этом случае ни боги, ни попы его не исправят. Попы утверждают, что без воли господа ни один волос не упадет с головы человека, то есть бог управляет миром. Но если судить по качеству и последствиям такого управления, то возникает вопрос - а на кого этот господь работает? Во всяком случае уж точно не на благо человечества и жизни на Земле. В таком случае зачем эти боги нужны и какова их функция? 
| 5 Ворфоломей в угоду политики принес раскол в православие. А значит должен быть предан анафеме. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Костру, конечно, надёжнее. Но вонищи бы было! 
| 2 нашли дочку православную, ага... 
| 1 Все эти расколы, отделения и вхождения, интервенции и инкорпорации, иммиграция и эмиграция, все это следствие перекройки мировой системы, установившейся после войны. Это мучительный и нескорый процесс, который принесет немало страданий людям во всех уголках мира, в том числе и по линии сосуществования религий. 
| 2 Варфломейка глюпый, а теперь и нищий... Во первых Варфломейка еще ничего не предоставил и вряд ли предоставит; прОцесс пошел, однако длина пути равна бесконечности. А вот отношения с АО РПЦ уже испорчены. А без дружбы нет бабла. Других богатых спонсоров не предвидится, Элладская церковь сейчас сама не есть богатая. Америкосы конечно дадут на бедность, но в отличии от русских не будут делать это постоянно. Так что Варфломейка не стратег, так тактик. Кроме того Варфломейка своим поступком фактически сам уничтожает своих прихожан на Ближнем Востоке и Турции. Будет виртуальный патриарх. А вообще с ростом глубинного образования роль христианства вообще, и роль православия в частности будет снижаться, во временем это будет низведено до формального ритуала, в дни свадеб и похорон. Тренд нисходящий. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Альфонс, ежели качественно промывать мозги, то и с одних похорон и "праздников" можно море бабла поднимать. А мозги промывают всё лучше и лучше. 
| 0 эМВар, вашей мерой, причина в росте благосостояния населения. Отсюда больше денег на ритуалы. Христианство же в кризисе, Альфонс прав. 
| 1 Вот так вот оказывается... Жила-была себе католическая церковь, а потом от неё вывалился кусок в виде православной. Хорошо излагает. Интересно, когда щирые начнут горланить гимны, хлопая в ладоши? Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Табаки, не было католической церкви никакой....католическая, православная и древневосточные церкви появились одновременно после раскола христианской(исторической) церкви...из католической церкви появились протестанты 
| 0 440, спасибо, капитан Очевидность 
| -13 Русская Церковь никогда не может стать главой Православия, поскольку Константинополь не преуспел в этом. Организация православных церквей такова, что на практике каждая страна имеет свою собственную церковь. Дело в том, что рано или поздно Украина будет иметь независимость церкви, которая выражается только в том, кто определяет епископов. Русские в Украине могут защитить себя, не выбрав Путина и его поп Гундяева, но заявив, что они подвергались гонениям. Для атеистического русского государства это ничего не значит, но для верующих в других православных странах начало гонениям верующих другой сестринской церкви является худшим преступлением, и это будет иметь серьезные негативные последствия как для Украины, так и для епископа Константинополя. Раскрыть всю ветку (20 сообщений в ветке) 
| 4 petur_peychev, а твой поп кто? Русская Церковь фактически является главой Православия так как является ее основной опорой и защитой. Без РПЦ не будет ни Константинопольского патриархата, ни твоего хрен знает какого. И страны ваши, размером с гулькин нос существуют только благодаря России. Тебя же выродок просто корежит и от России и от РПЦ, видно по всем твоим бредовым комментариям. И не тебе мурлу неизвестной породы вещать от имени Украины и граждан Украины, так и от лица Константинополя. 
| 0 Мауа, РПЦ не защищала Православие от кого-либо, напротив, поставила русских царей во главе церкви, что является ересью. Ни Патриарх Константинопольский, ни мой не узнают, если РПЦ исчезнет. Кстати, мой патриарх крестил Россию, а не Константинополь, и поэтому все церковние книги на древнеболгарский, позже назван «церковно-славянский». 
| 6 petur_peychev, ты и вся твоя Болгария существуете на свете только благодаря России, нашим предкам вытащившим вас из турецкого рабства, только видимо болгар из рабства вытащить можно, а рабство из болгар нет. Так и остались неблагодарными, ничтожными рабами. Не лезь в вопросы в которых не разбираешься и которые тебя не касаются. Украина это всего лишь часть русской земли, временно оторванная, но которая обязательно вернется, там живут наши русские люди, потому что украинцы это не нация, это просто географическое понятие, к тому же у каждого русского там родственники, а вот вы болгары к нам славянам никакого отношения не имеете, может быть 300 лет назад и имели, сейчас генетически вы турки. Не суй свои грязные руки ни в церковные вопросы, в которых ты полный профан, ни в отношения русских и украинцев. Кстати чего ты своими бреднями добиваешься, что бы вас болгар русские еще больше презирали? 
| 0 Мауа, В 1856 году болгарский революционер отказался от контактов с российскими дипломатами, ссылаясь на то, что Болгария никогда не будет похожа на Россию, где люди продаются как скот, в отличие от болгар, которые свободны, у всех есть дом, земля и скот, наши торговцы являются самыми богатыми в империи, и каждый может ходить везде, где захочет. Христиане в Османской империи были единственными свободными людьми в Европе, не было крепостного права. Во время русско-турецкой войны, которая не для освобождения Болгарии, а для того, чтобы Россия помочь Сербии, Черногории и Румынии, русские потрясены богатством болгар, это написано всеми российскими офицерами и журналистами. Парадокс заключается в том, что турецкие султаны являются величайшими донорами церкви, и после освобождения болгарские политики начали преследовать священников, потому что они не подчинялись государству, как это было в России. 
| 4 petur_peycheс с твоими знаниями истории и религии нужно не мычать что то не члено раздельное а идти в школу своими тупыми словами ты оскверняешь всех людей погибших и боровшихся с турками за независимость и свободу тем более своих соплеменников болгар ====== Свобода христиан, проживавших в Османской империи, была ограничена, так как турки относили их к «гражданам второго сорта». Права христиан и иудеев считались не равными правам турок: показания христиан против турок не принимались судом. Они не могли носить оружие, ездить на лошадях, их дома не могли быть выше домов мусульман и также имели много других правовых ограничений[1]. На протяжении всего существования Османской империи с немусульманского населения взимался налог — Девширме. Периодически, в Османской империи проходила мобилизация мальчиков-христиан доподросткового возраста, которые после призыва воспитывались как мусульмане[2]. Эти мальчики обучались искусству управления государством или формированием правящего класса и созданием элитных войск (Янычары). Согласно системе миллета, немусульмане являлись гражданами империи, но не имели прав, которые имели мусульмане. Система православного миллета была создана ещё при Юстиниане I, и применялась до конца существования Византийской империи. Христиане, как наибольшая немусульманская группа населения в Османской империи, имели ряд особых привилегий в политике и торговле, и поэтому платили более высокие налоги, чем мусульмане 
| 2 petur_peychev, Так болгары в Османской империи в течение веков считались частью греческого народа (рум милет), при чем их духовным предводителем (милет баши) турецкая власть признавала лишь Константинопольского патриарха. В конце ХVІІІ и начале ХІХ века руководство патриархии и церковная иерархия были охвачены идеей восстановления Византийской империи за счет культурно-исторического наследия южных славян (прежде всего болгар) и занялись эллинизацией иноязычного православного населенияВозрождающийся болгарский народ начал в начале 20-ых годов ХІХ века церковно-народную борьбу, которая по своей сути была общественно-политическим движением за признание болгарской нации. В этой борьбе приняли участие все социальные слои болгарского общества. До 1870 года она прошла два ярких этапа: первый - за прекращение использования греческого языка в богослужениях и введение болгарского языка, второй этап - более трудный и продолжительный - изгнание греческих патриарших митрополитов из болгарских епархий. 
| 0 russ_land, Это абсурд, написанный современными историками, когда началось разделение Османской империи. Болгары всегда носили свободное оружие, как и другие христиане. Возможно, половина была вооружена. Нет турков, есть мусульмане, когда Ататюрк заставляет население писать «турки», они отвечают: «Мы не турки, а мусульмане». Девширме - это как взять крепостных, из русской деревни и сделать их высокопоставленным государственным чиновникам. В XVII веке под давлением мусульман прием христиан были остановлены, поскольку они занимали все должности в администрации. Рум милиет не "греческого народа", ето басня Екатериной, а римский народ,потому что империя была римской, а не византийской. Имя Византия было изобретено в XVI веке. 
| 2 petur_peychev, В дни Святого Воскресения 1860 года болгарский народ отверг верховенство греческой патриархии и признал своим духовным главой болгарина Иллариона Макариопольского. 10 лет спустя турецкое правительство издало указ, согласно которому был создан болгарский экзархат. Спустя много лет борьбы, в 1870 году болгарский церковный вопрос был разрешен положительно. Болгарский историк Константин Сыбчев отметил по этому поводу в интервью этой передачи «Радио Болгария»: «В 1870 году, за 8 лет до Освобождения Болгарии от османской власти, султанским ферманом (т.е. указ, также пишется и как «фирман» Прим. Portalostranah.ru) турецкое правительство восстановило уничтоженную когда-то османским управлением Болгарскую патриархию. Она была восстановлена под названием «Болгарский экзархат» (т.е. округ Прим. Portalostranah.ru). Согласно статье 10 фермана, в экзархат были включены все области, христианское население которых пожелало перейти в ее духовную власть. Таким образом, Османская империя официально признала существование болгарской нации и определила ее этнические границы. Посредством Болгарской церкви было достигнуто международно-правовое признание болгарской нации. Это сделало возможным консолидацию народа в этническом, духовном, культурно-историческом, территориальном плане, а также, в определенной степени, и в политическом отношении. В 1871 году был созван Первый церковно-народный собор представителей епархий из северной Болгарии, Фракии и Македонии. Был выработан Устав Болгарского экзархата. 18 февраля 1872 года собор избрал митрополита Видинского Антима первым болгарским экзархом». 
| 2 petur_peychev, Султанский ферман был издан спустя 1000 лет после получения Болгарией независимой церковной иерархии, благодаря этому указу стало возможно восстановление потерянной в начале ХV века болгарской церковной независимости. Создание болгарского экзархата было одним из наиболее крупных событий в новой болгарской истории, итогом всенародной борьбы, первой большой победой болгарского народа. В экзархат были включены почти все болгарские земли в Мезии, Фракии и Македонии. Спустя почти 500 лет ига были признаны равные права болгар со всеми другими народами в Османской империи. Оковы духовного ига были сломлены и народная энергия уже могла быть направлена в другом направлении – к достижению политического освобождения. Болгарский экзархат стал фактически первой международно признанной национально-политической организацией, способствующей в высшей степени сохранению и дальнейшему развитию болгарской нации.Но Вселенская патриархия не желала примириться с таким развитием событий. В Стамбуле был созван православный собор, который принял решение объявить новосозданный Болгарский экзархат схизматичным (т.е. раскольническим Прим. Portalostranah.ru), то есть отделить его. Это произошло 16 сентября 1872 года. Этот собор в Стамбуле был очень представительным – в нем участвовали четыре патриарха восточной православной церкви – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Решения, однако, не было единогласным. Трое патриархов подписались под решением собора, четвертый патриарх – Иерусалимский Кирилл ІІ – был не согласен и покинул Стамбул. Причина негативной реакции Вселенской патриархии против провозглашения Болгарского экзархата была чисто политической. Для греческих националистов церковь в то время была, прежде всего, инструментом утверждения идеи «Великой Греции». То есть филетизм – введение этнического начала в церкви, в чем тогда греки обвиняли болгар, был традицией в православии, установленной самими греками еще в эпоху средневековой Византии». Как писал Владимир Соловьев, болгары были осуждены за их филетизм, то есть за их стремление подчинить Церковь расовым и национальным разделениям. Обвинение было справедливо; но этот филетизм, бывший ересью у болгар, оказывался у греков самым настоящим православием». 
| 0 petur_peychev, Но, так или иначе, Болгарская православная церковь находилась в положении схизмы в течение более чем 70 лет. Дважды – в 1897 и в 1925 году предпринимались шаги, при вмешательстве и советской власти, для отмены схизмы. Но эти попытки не имели успеха: «Сколь бы парадоксально это ни прозвучало, проблема была решена уже в условиях установленной в Болгарии коммунистической диктатуры в конце Второй мировой войны, - отметил историк Константин Сыбчев. – С одной стороны, подчиненная Сталину Русская православная церковь получила указания Кремля содействовать нормализации межцерковной ситуации Болгарской православной церкви, поскольку сама Болгария уже попала в сферу советского влияния. С другой стороны, Вселенская патриархия, озабоченная оформляющимся разделением Европы и угрозой полного прекращения своих связей с другими православными государствами, находящимися в зоне советского влияния, быстро пошла на пересмотр своих позиций. Переговоры об отмене схизмы начались еще осенью 1944 года при активном посредничестве Русской православной церкви. Единственным условием со стороны Вселенской патриархии было, чтобы Болгарская православная церковь формально отказалась от суверенитета в епархиях, оставшихся в Греции и Югославии после Первой мировой войны. Особо был урегулирован и статус болгарской церковной общины в Стамбуле”. Таким образом, 22 февраля 1945 года Вселенская патриархия официально признала Болгарскую православную церковь полноправным членом православной общности. Затем последовало избрание Софийского митрополита Стефана экзархом, а в 1953 году была восстановлена и болгарская патриархия». 
| 0 petur_peychev,Правовое положение болгар в Османской империи определялось мусульманским частным правом - шариатом. Все христианское население, составлявшее часть немусульманских подданных султана-райи (буквально - стадо, пасомые), входило в т.н. “рум миллет” - общность православных народов - болгар, сербов и греков - главой и представителем которых перед султаном являлся вселенский патриарх в Константинополе (Стамбуле). Болгарская патриархия с центром в Тырнове была ликвидирована османами еще в конце XIV в., а ее епархии - переподчинены Константинополю. До 1767 г. сохраняла свои полномочия над некоторыми болгарскими диоцезами Охридская архиепископия. Османские власти признавали за епископами право представлять перед ними православное население своих епархий, но возлагали на них ответственность за поведение паствы. Известны случаи, когда местные епископы подвергались жестоким репрессиям за неповиновение населения их епархий туркам. Так, в 1598 г. был зверски убит османами охридский архиепископ Варлаам, а в 1670 г. - предан мучительной казни смолянский епископ Виссарион. Помимо использования в интересах управления болгарскими землями епархиальной и приходской систем конфессиональной организации, есть основания говорить о сохранении с доосманских времен сельских общин, поставленных под контроль турецкой администрации. Главы болгарских сельских общин (кметы, кехаи, чорбаджии, кнезы) участвовали в сборе налогов и решали отдельные судебно-правовые вопросы в рамках своих общин. Особенно усилилась их роль в социальной жизни в XVII в. 
| 0 petur_peychev, Османская власть не обладала разветвленным провинциальным аппаратом, и даже сбор налогов осуществлялся не централизованно и унифицированно, а разными способами и с помощью разных должностных лиц и откупщиков (в XVI - XVII вв. ими нередко становились новообращенные в ислам болгары, а позднее христиане). Центральными фигурами османской провинциальной администрации были судьи (кади), резиденции которых располагались в городах. А в их компетенцию входила и городская округа, составлявшая каазу или кадилук. Кади рассматривал судебные дела (в том числе и касающиеся христиан), контролировал местный военный и фискальный аппарат, издавал распоряжения, основанные на актах центральной власти, и надзирал за исполнением последних на месте. Слабость провинциального аппарата способствовала его дополнению в конце XVII в. институтом аянов - представителей местной османской верхушки, которые набирали собственные вооруженные отряды и “явочным порядком” утверждали свою власть над окрестным болгарским населением, творя грабежи и насилия.Характерной чертой османского государства была религиозная дискриминация христиан. Они платили особый налог за пользование землей (испенче), подушную подать для мужчин (харадж), им были запрещены ношение оружия, верховая езда, одежда синего и зеленого цветов и т.д. Наиболее тяжелым и оскорбительным для христиан был т.н. девширме - налог кровью - существовавшая с XV по начало XVIII в. практика насильственного изъятия из тех семей, где было несколько сыновей, мальчиков для помещения в специальные военные школы в Стамбуле, Смирне и Эдирне, где их готовили для службы при дворе и в элитном султанском войске янычаров. Особые тяготы болгарам приносило юридическое неполноправие с мусульманами - показания трех “неверных” могли быть опровергнуты одним мусульманином.Неравноправие христиан с мусульманами благоприятствовало переходу части болгарского населения в ислам. Еще во второй половине XIV - первой половине XV вв. добровольно приняли ислам многие представители болгарской знати, а в последующие века этот процесс продолжался, хотя и не столь интенсивно, но в более широких социальных рамках. Однако массовой исламизация болгарского населения не стала ни в ее добровольном варианте, ни вследствие насильственных действий, предпринимаемых османами в XVII в. в некоторых наиболее нестабильных районах страны - в Северо-Восточной Болгарии, в Родопах, в окрестностях Пловдива. Не исключено, впрочем, что и в указанных районах, где в доосманское время население веками сопротивлялось официальному православию, принятие ислама проходило не в столь жестоких и насильственных формах, какими под влиянием романтической историографии и политической конъюнктуры его рисовала недавняя болгарская историческая литература. Наиболее значительные из 
| 0 petur_peychev, Наиболее значительные изменения в социально-экономическом положении болгарских земель после турецкого завоевания связаны со становлением на Балканах системы землевладения, в корне отличной от доосманской. Все завоеванные турками болгарские земли первоначально подчинялись казне и приобретали статус государственной (мирийской) собственности. Во время ранних османских завоеваний некоторые земли давались наиболее заслуженным военачальникам в полную собственность (мюльк). Султану в качестве апанажа (хасс) выделялись наиболее обширные и богатые владения. Часть земель их пользователям разрешалось превращать в вакуфы - владения, передаваемые в вечное пользование мусульманской церкви и ее институтам - школам (медресе), странноприимным домам и прочим благотворительным учреждениям. Большая часть завоеванных земель делилась на участки-тимары и раздавалась бойцам османского войска(людям меча) и чиновникам (людям пера). Тимариотская система - стержень османского землевладения - полностью сложилась к концу XV в. Тимары подразделялись не по площади обрабатываемой земли, а по приблизительно оцениваемому годовому доходу от владения, которым мог быть не только земельный участок, но и мельница, рыбная ловля, сбор с какой-либо деятельности и пр. Этот доход должен был обеспечивать прокорм и снаряжение воина и его вооруженной прислуги и в XV - XVI вв. составлял от одной до пяти тысяч акче (серебряных монет). Тимар не мог быть продан, отменен или отчужден иным способом, его нельзя было также передать по наследству. Скорее всего, в первые века османского господства обладание тимаром не означало постоянного проживания в нем владельца (спахии) и сводилось к получению им из казны определенной суммы денег. 
| 0 petur_peychev, Такое положение значительно сужало сферу личных контактов крестьянина с держателем тимара - главный источник конфликтов в средневековом обществе - и было в известной мере выгодным для болгарских селян. Крестьянин по османскому праву являлся наследственным держателем земельного участка, он мог с согласия епархии и местных властей продать его или передать родственникам, ему лично принадлежали дом, постройки, скот и орудия труда. Хозяйство (хане) облагалось многочисленными податями, но большинство их носило традиционный характер. Это были десятина (ушур), взимаемая в пользу держателя тимара со всего урожая и приплода; налог на государственные нужды (авариз). К ним добавлялась и уже упоминавшаяся подушная подать - джизье. Выполняло население и разного рода трудовые повинности - извоз, строительство и ремонт крепостных стен и дорог и пр. Часть крестьян имела особые обязанности по отношению к османскому государству. Это были служба во вспомогательных войсках (войнуклук), охрана дорог и горных проходов (дервентджийство), заготовка угля (кюмурджийство), выращивание соколов для султанской охоты (доганджийство) и пр. Хотя для некоторых категорий этого населения и существовали определенные привилегии - например, войнуки и доганджии получали в наследственное пользование наделы, свободные от обычных налогов и повинностей - в целом выполнение особых обязанностей ложилось тяжким бременем на болгарское население. 
| 0 petur_peychev, Сопротивление болгарского населения османскому владычеству составляет важнейшую тенденцию истории Болгарии в позднем средневековье. На протяжении веков изменялись его формы, социальное содержание и активность, но именно сопротивление османам сформировало специфические черты складывавшейся болгарской нации и ее самосознания. В первые десятилетия османского владычества наиболее заметной формой противостояния были вооруженные выступления болгар под руководством последних представителей высшей болгарской знати. В 1408 - 1422 гг. имел место ряд вооруженных попыток восстановить суверенитет болгарских земель под предводительством Константина и Фружина - сыновей последних правящих в Болгарии представителей династии Асеней - Ивана Срацимира и Ивана Шишмана. В 1443 - 1444 гг. болгары приняли весьма активное участие в крестовых походах против османов, организованных Венгрией. К этому же времени относятся и первые сведения о распространении в болгарских землях гайдучества - действий вооруженных отрядов из местного населения, нападавших на османских чиновников, сборщиков податей, торговцев и пр., а иногда совершавших нападения и на крупные населенные пункты. Так, одно из первых болгарских сведений о гайдуках гласит, что в 1454 г. “Царь Мехмед пленил в Софии болгарского воеводу Радича”. Особенно активным было гайдуцкое движение в гористых и покрытых лесом районах Западной Болгарии, а наибольшие масштабы оно приняло в конце XVI в., с началом военных неудач Турции и нарастанием кризисных тенденций в османской системе управления болгарскими землями.С этого же времени берет начало новая форма антиосманской борбы болгар - массовые восстания в поддержку антитурецких войн европейских держав. Первым их них стало восстание 1598 г. в древней болгарской столице Тырнове. Его подготовила группа болгарских “первенцев” во главе с никопольским торговцем Тодором Балиной и тырновским митрополитом Дионисием, происходившим из знатного греческого рода Ралли. Болгарские заговорщики действовали в тесном контакте с дубровницкими торговцами Павлом Джорджичем и братьями Соркочевичами, которые связали их с австрийским императором Рудольфом II и государем Валахии, Трансильвании и Молдовы Михаем Храбрым. Подготовка восстания завершилась к 1598 г., когда со вступлением войск Михая в османские владения тырновцы восстали и провозгласили царем Шишмана, якобы являвшегося потомком Асеней. Однако восстание было подавлено османами, а его руководители и участники - вынуждены бежать за Дунай. Важнейшим результатом восстания было то, что оно вновь обратило внимание Европы на болгар - народ, который до того воспринимался не только европейцами, но и османами как безликая часть христианского населения империи.В XVII в. вероятного союзника в лице болгар активно ищет папский престол - один из основных центров организации антиосманских действий европейских держав. Иерархия образованных в болгарских землях епархий католической церкви занималась подготовкой новых выступлений и обеспечением их международной поддержки. Новые восстания вспыхнули в конце столетия в обстановке решающей схватки между европейскими государствами и Турцией за османские владения в центре Европы. Поздний русский источник легендарного характера содержит сведения о восстании в Тырнове в 1686 г. во главе с объявившим себя потомком болгарских царей Ростиславом Срацимировичем, но считать это восстание историческим фактом нет достаточных оснований. В 1688 г. ареной нового болгарского восстания стала Северо-Западная Болгария, а центром - горнорудный центр Чипровцы. Вооруженные отряды чипровских болгар, значительная часть которых исповедовала католичество, во главе с Георгием Пеячевичем и Богданом Мариновым выступили в поддержку австрийских войск, в очередной раз вторгшихся в османские владения. Восстание в Чипровцах было подавлено османами совместно с восставшим против Габсбургов венгерским феодалом Имре Текели, а значительая часть местного болгарского населения эмигрировала в Австрию. Отдельные отряды повстанцев продолжали борьбу до 1689 г. Вместе с чипровскими болгарами против турок сражались крестьяне Македонии во главе с гайдуком Карпошем и гайдуцкие отряды из Южной Болгарии, предводительствуемые воеводой Страхилом. 
| 0 petur_peychev, Наряду с вооруженной борьбой решающую роль в формировании болгарской нации и сохранении самобытности болгар играло их пассивное сопротивление османам, очагами которого были семья, сельская и городская общины, церковный приход и монастырь. Сопротивление болгарской семьи культурному и демографическому натиску османов способствовало сохранению “чистоты крови”, христианской веры, языка и самобытности болгар. Богатый фольклор болгарского народа, корни которого восходят к XV-XVII вв., сохранил массу примеров верности болгарских женщин домашнему очагу, стойкости в вере духовенства и мирян. В то же время вряд ли стоит принимать на веру сложившиеся в основном в XIX в. легенды о сопротивлении болгар якобы массовому насильственному обращению в ислам или считать показательными единичные случаи принудительной исламизации болгарских горожан, зафиксированные в житийной литературе. Как вооруженная борьба болгар, так и их пассивное сопротивление османскому гнету сыграли свою роль в сохранении болгарской народности и ее вызреванию в европейскую нацию. 
| 0 petur_peychev, Установление османской власти над османскими землями нанесло тяжелый удар средневековой культуре болгар. Уничтожение болгарского государства, ликвидация самостоятельности болгарской церкви, истребление, исламизация и деклассирование знати лишили культуру поддерживающих ее развитие институтов и деформировали ее социальный механизм. К этому добавились прямой натиск иноверного государства-угнетателя и его элиты на конфессиональные устои болгарской средневековой культуры. Непосредственные ограничения налагались на храмовое и монастырское строительство. Даже на ремонт и восстановление ранее существовавших церквей и монастырей требовалось особое распряжение властей, вновь же возводимые храмы не могли иметь колоколен и куполов и не должны были заслонять мусульманам вид на мечеть с любого угла зрения. Церкви становились меньше размерами, иногда частично зарывались в землю, монастыри вытеснялись из городов и их округи и прятались в отдаленных местностях, горах и их предгорьях, в лесах. В XV-XVI вв. уже начинает ощущаться и культурное давление греческого духовенства, представители которого преобладали в церковной иерархии болгарских земель. В первые десятилетия османского господства ряд блестящих представителей болгарской культурной элиты покидают родные места и находят убежище в Сербии, Валахии, Великом Княжестве Литовском и в Московской Руси. Наиболее видный последователь Евфимия Тырновского Григорий Цамблак внес большой вклад в развитие сербской, славяноязычной валашской и древнерусской книжности. Одной их самых ярких фигур в культуре Сербии эпохи Стефана Лазаревича стал болгарин Константин Костенецкий - автор уникального в православной книжности ученого трактата “Разъясненное сказание о письменах” и пространного жития сербского деспота. Крупнейшим очагом болгарской культуры в XV-XVII вв. оставался Рильский монастырь, где в середине XV в. трудился Владислав Грамматик - автор “Повести о перенесении мощей св. Ивана Рильского из Тырнова в Рильскую обитель” и ряда рукописных сборников, в том числе Рильского панегирика, содержащего более ста произведений средневековых болгарских и византийских писателей. 
| 0 petur_peychev, В XVII в. на развитие болгарской культуры оказывает все большее влияние современная ей русская книжность. Проникновение на Балканы русской старопечатной книги наряду с усилившимися церковными связями болгарского духовенства с Россией обеспечивали широкие и активные возможности культурного взаимодействия двух славянских народов. В это время в культурном сознании болгар возникают надежды на освобождение от турецкого гнета в помощью “Деда Ивана”, в образе которого прочитываются представления о крепнувшем Российском государстве. 
| 1 petur_peychev, Болгария получила независимость, сначала как автономию в составе Османской Империи, после поражения Турции в войне с Россией 1877—1878. 
| 1 petur_peychev, интересно как прихожане смогут обосновать религиозные притеснения, если власти Украины скажут, что православным никто не мешает ходить в православные церкви, а кому они формально (организационно) подчиняются это верующих не должно интересовать. Порошенко может даже вывернуть недовольство прихожан иаким образом, что это пятая колонна Москвы противится незалежности Украины и их не только можно но и нужно подвергать гонению. И Запад это обоснование поддержит.
Показать новые комментарии (0)argus
radeon
argus
Kostroma 5
biz_plan
Старый солдат
biz_plan
serj333
эМВар
Alex81
biz_plan
Roadstar
biz_plan
Roadstar
biz_plan
Roadstar
Старый солдат
berd
0ncnjqybr
RUNIX
scorpio111155
Альфонс
эМВар
Alex81
Табаки
440
Табаки
petur_peychev
Мауа
petur_peychev
Мауа
petur_peychev
russ_land
russ_land
petur_peychev
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
Roadstar
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)