Новый фильм компании «Уорнер бразерс» «Джокер» бьет рекорды популярности. Прежний персонаж второго плана, тот злодей, который противостоял Бэтмену, выходит из тени и делает это не только благодаря блистательной захватывающей игре Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix).

Отверженный всеми становится… Джокером

Артур Флек всю жизнь отчаянно старается привлечь к себе внимание. Он решает стать комиком, чтобы смешить людей (возможно, он надеялся почувствовать себя востребованным, а, возможно, это произошло потому, что мать называла его Радостью, ведь он давал ей это чувство). Никто, однако, не верил в его талант (в одной из сцен даже мать высказывает сомнения в том, что он годиться на роль юмориста).

Артур чувствует, что от него отвернулись все: отец (которого он не знает), коллеги по работе (они считают его чудаком) и его кумир (Мюррей Франклин показывает в одной из своих передач фрагмент выступления Флека только для того, чтобы поиздеваться над ним. По той же причине он, стремясь увеличить свою аудиторию приглашает его выступить в прямом эфире). Артур так отчаянно ищет внимания, что воображает себе отношения с соседкой только потому, что она ему улыбнулась и заговорила с ним в лифте. В итоге он чувствует, что его предала даже мать: она скрывала от сына тяжелую правду о его детстве, которая, возможно, не оказалась бы такой болезненной, если бы была высказана вовремя, а не вскрылась случайно по прошествии многих лет.

«Джокер»: месть неудачника и классовое расслоение

Первое преступление Флек совершает, можно сказать, случайно: у него выдался неудачный день, в его душе давно копилась горечь, кроме того, он лишился работы. В метро он видит, как пьяные «белые воротнички» пристают к девушке. Неизвестно, собирался ли Артур ей помочь (и мог ли бы он это сделать), но его приступ истерического хохота отвлекает внимание компании. Она переключается на Флека, а тот, защищаясь, выхватывает пистолет (который, впрочем, дал ему сослуживец, рассчитывая, по всей видимости, что его коллега им воспользуется).

Убийство оказывается не «простым» преступлением, а актом мести. Мотивы здесь не только личные. С одной стороны, бедный человек мстит сотрудникам корпорации в прекрасно скроенных костюмах, неудачник — тем, у кого все в жизни удалось, а с другой — в лице Артура все бедняки мстят всем богачам.

В фильме прекрасно изображено классовое расслоение и то, к чему оно приводит. Притесняемые и угнетаемые, которым едва хватает денег на оплату счетов, восстают против тех, чья жизнь будто бы проходит в земле с молочными и медовыми реками (именно по этим причинам, впрочем, появились опасения, что «Джокер» — это опасный с социальной точки зрения фильм).

Картина о том, что отсутствие любви и одиночество доводят до безумия

«Джокер» —фильм многоплановый. В нем прекрасно показана тема гонки за успехом: в жизни все должно получиться, у тебя должна быть прекрасная работа, отличный заработок, квартира в хорошем районе, тебе должно на все хватать денег. Если ты не соответствуешь критериям, значит, ты неудачник. Артур тоже неудачник: он работает клоуном, никто его не уважает (его даже избивают подростки на улице), у него нет друзей и семьи, он живет с матерью, вместе с которой смотрит по вечерам телевизор.

Мир требует не только гнаться за успехом, но и… улыбаться: ты не имеешь права быть грустным, ведь иначе окружающим будет неуютно в твоей компании. Действие фильма разворачивается в вымышленном Готэм-Сити, но все это очень напоминает то, что мы видим вокруг себя. Достаточно заглянуть в Инстаграм, социальные сети, где царит культ успеха и улыбающихся (пусть даже искусственными улыбками) людей, ведь нытики такие скучные. Те, кто использует тег #reallife, выглядят еще более искусственными, пытаясь предстать в образе людей, для которых ничто и никогда не становится проблемой (неужели?).

Фильм, конечно, полон жестокости и насилия, однако, в нем содержится важное послание. Помимо прочего, он обращает внимание на людей с психологическими проблемами, на то, какими видит их общество, как к ним относятся, как они не справляются со своей жизнью, но не получают помощи (зачастую стыдясь за ней обратиться). И хотя Джокер выступает здесь антигероем, он… в каком-то смысле вызывает симпатию. Нет, не жалость, а сочувствие, ведь, зная, сколько он перенес страданий, его просто сложно в чем-то обвинять. Психическое заболевание, конечно, не оправдывает совершенных преступлений, но заставляет взглянуть на Артура Флека с иной, более широкой перспективы.

«За всю свою жизнь я не чувствовал себя счастливым ни единого дня», — говорит Артур и вскоре перевоплощается в сумасшедшего Джокера. И в этом главное послание фильма: отсутствие любви и одиночество доводят до безумия.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.