Высокая стела возвышается над поверхностью с глубокими кратерами, отбрасывая длинную зловещую тень на башни поменьше. Эти конструкции соединяются друг с другом прямыми линиями, которые похожи на улицы на карте, образуя нечто вроде космической шахматной доски. Земля тихо и спокойно плывет по темному небосклону рядом с названием «Техника — молодежи». Это советский научно-популярный журнал, который начали издавать в 1933 году. Обложка номера за 1969 год стала иллюстрацией к статье с фотографиями, снятыми советской автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая за несколько лет до этого первой совершила мягкую посадку на поверхности Луны.
Этот вымышленный лунный ландшафт вошел в число 250 с лишним феерических изображений, напечатанных в готовящейся к публикации очаровательной книге директора и основателя Московского музея дизайна Александры Саньковой. Книга называется «Советская космическая графика. Представления о космосе из СССР» (Soviet Space Graphics: Cosmic Visions from the USSR), и она стала результатом сотрудничества музея и его директора. Художественных произведений о космической эпохе было великое множество, и они росли как грибы наряду с советскими научно-популярными журналами, число которых в годы холодной войны доходило до 200. С середины 1950-х до середины 1970-х годов космос был полем битвы для мировых держав, которые боролись за мировое господство. Космическая эпоха началась с успешного запуска советского спутника, однако именно США спустя всего три года после «Луны-9» первыми высадили человека на Луну, показав миру тот лунный ландшафт, который изображен на обложке журнала.
Советские иллюстрации, даже с мчащимися вдаль НЛО и удивительными футуристическими машинами, должны были не развлекать, а просвещать и воспитывать, а также рекламировать коммунистический проект. В 1962 году космонавты опубликовали на страницах журнала «Техника — молодежи» открытое письмо, в котором говорится: «… каждый из нас, отправляясь на стартовую площадку, твердо верит, что его труд (именно так — труд!) сделает советскую науку и советского человека еще более сильными и приблизит это замечательное будущее — коммунистическое будущее, к которому придет все человечество». К ученым, астронавтам и авиационным инженерам относились как к легендам, потому что в Советском Союзе открытый космос было очень важной идеей, рассказывает Санькова. «Достижения СССР в области космоса стали мощным пропагандистским оружием», — говорит она. Советские граждане опосредованно жили в таких изображениях, и даже самые фантастические и сюрреалистические иллюстративные материалы — о жизни в космосе, о встрече с новыми формами жизни — указывали на то, что идеи культурной революции не ограничиваются Землей.
Интернет-журнал «Атлас Обскура» (Atlas Obscura) взял у Саньковой интервью о внеземной жизни, о том, что вдохновляло советских художников, и о том, как первый человек на Луне все изменил. Ее книга выйдет 1 апреля 2020 года.
— Как вы считаете, что вдохновляло этих художников, что влияло на их представления о других мирах?
— Вдохновением для этих иллюстраций служили два направления: интенсивное развитие научно-технической области и серьезный энтузиазм дизайнеров и художников, желавших увидеть новые открытия в различных сферах науки. У многих художников было техническое образование. Еще одним важным фактором, повлиявшим на иллюстративные материалы, стало быстрое распространение публикаций, книг, романов и рассказов, а также выход научно-фантастических фильмов в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах.
Еще задолго до того, как мечта о космических полетах стала реальностью, изобретатели и философы были уверены, что путешествия между планетами и даже между Вселенными со временем станут возможны. В России эти идеи получили широкое распространение после публикации работ Константина Циолковского. В них этот ученый выразил свое мнение о том, что разумная жизнь должна существовать не только на Земле, но и во всей Вселенной. Циолковский стал знаменит не только благодаря своим работам в области проектирования, но и по причине своей убежденности в том, что должны существовать высокоразвитые внеземные цивилизации, способные влиять на строение материи и ход природных процессов. А еще он стремился найти путь к космическому разуму и создать органическую связь между человеком и космосом.

Советские писатели излагали самые невероятные версии контакта с внеземными цивилизациями. Но в 70-х и 80-х годах космические фантазии угасли и отошли на задний план, уступив место документальной летописи освоения космоса.
— Какая связь существует между этими иллюстрациями и общей эстетикой советского дизайна?
— Советский графический дизайн всегда активно развивался и быстро реагировал на обстановку в стране. В основном это объяснялось тем, что плакаты, журналы, книги, брошюры и так далее были наиболее эффективным средством пропаганды. Печатать их можно было быстро и дешево, а материал они представляли живо и наглядно, делая информацию визуальной и в целом понятной.
Издательства по всей стране сотрудничали с отдельными художниками и студиями, входившими в Союз художников СССР. Научно-технические журналы, а также проектные и научно-исследовательские институты часто давали пристанище и официальную работу художникам-бунтарям из андерграунда. Работая в журналах, они воплощали в жизнь необычные, фантастические концепции, размышляли о сути вещей, готовили эскизы обложек, а также рисовали новую действительность, не имевшую ничего общего с их реальной средой обитания.
Обычная советская эстетика подвергалась стандартизации и унификации. Это была единственная уместная схема для страны с плановой экономикой, где было почти невозможно ввести что-то новое. Космос и военная промышленность были единственными отраслями, для которых строились новые производственные линии.
С 1960-х годов космос также стал ведущим мотивом в дизайне и архитектуре. В советской архитектуре начал формироваться так называемый космический стиль. Строящиеся жилые дома и общественные здания стали напоминать межпланетные корабли, спутники и летающие тарелки. На детских площадках появились диковинные планеты, ракеты и импровизированные научные станции. Стены детских садов и школ стали украшать звездами и галактиками. В дизайне станций метро начали появляться изображения космонавтов. Космическая тема также преобладала при подготовке народных празднеств и торжеств, которые заполняли жизнь советского народа и возвещали об очередных достижениях науки, скажем, о запуске новых космических кораблей. Улицы заполнялись плакатами и транспарантами с надписями «Коммунисты проложили путь к звездам» и «Наука и коммунизм неразделимы».

— Во многих иллюстрациях кроме науки прослеживается тема чужих миров. Каково было отношение советского народа к такого рода научной фантастике?
— Может, и существовали какие-то секретные НИИ, занимавшиеся поиском внеземного разума, но нам это доподлинно неизвестно. Советские люди не проявляли большого интереса к инопланетным мирам. Мой дедушка был советским инженером, и он всю жизнь читал научно-технические журналы. Когда я спрашивала его, существуют ли инопланетяне, он отвечал, что наверное существуют, но ему никогда не хотелось встретиться с ними. Космические исследования влияли главным образом на творческий класс советского народа. Встречи с внеземными цивилизациями стали популярной темой в кино и мультфильмах.
Основываясь на книгах и рассказах, советские киностудии снимали фильмы и создавали невероятные, фантастические мультфильмы. К этой работе в качестве консультантов привлекали ученых и космонавтов. Многие фильмы стали настоящими хитами. На их показ в кинотеатр было невозможно попасть, а у экрана телевизора собиралось не только несколько поколений одной семьи, но также друзья и соседи.
— Как со временем менялись советские представления об инопланетных мирах, и изменились ли они после того, как человек побывал на Луне?
— В 1950-х годах иллюстрации в журналах стали реалистичными. На смену космической романтике и ожиданию новых открытий пришли снимки Вселенной, полученные в результате последних исследований. После запуска первого искусственного спутника он стал главным героем научно-популярных журналов, постоянно появляясь на их обложках. Художники-иллюстраторы таких журналов как «Наука и жизнь» и «Знание — сила» стали все чаще изображать последние версии ракет и космических кораблей, передавая удивительно правдоподобные детали полетов на Луну (хотя на самом деле это была всего лишь художественная фантазия). Казалось, что на страницах журналов появились подлинные цветные фотографии, снятые в космосе.

Но изображения человека в открытом космосе в то время встречались крайне редко. Практически все художники изображали исследователей и космических путешественников на космодромах, откуда запускали ракеты и летающие тарелки, или в лабораториях, где на гигантских экранах была видна Луна и прочие планеты. На этих картинах человек не был главным героем. Он был частью футуристического ландшафта, простым обитателем далеких планет, по дорогам которых летали каплевидные аэродинамические машины. Иллюстрации в журнале «Техника — молодежи» были исключением.
Когда Советы и американцы совершили свои первые космические полеты, страницы журналов немедленно заполнились изображениями человека в космосе. Космонавты осуществляли стыковку, глазели в иллюминаторы на просторы Вселенной, ходили по городам и центрам управления на других планетах. Масштабы мечтаний стали совершенно другими. Если в 50-е годы люди думали о том, какие технические приборы позволят им осваивать космические дали, то спустя всего 10 лет художники уже рисовали звездные города, теплицы и огромные космические станции, где люди смогут жить годами. Хрущевская оттепель нашла свое отражение не только в содержании иллюстраций, но и в палитре. Картины стали живыми, футуристическими, наполнились яркими цветами, а другие планеты стали казаться дружелюбными и гостеприимными. Начался новый цикл авангарда.
В 1970-е годы художественное оформление журналов сдвинулось в сторону психоделической графики с символами и деталями, необычными перспективами в иллюстрациях и с более сложным повествованием. Однако большинство журналов с увлекательным научно-техническим содержанием по-прежнему иллюстрировали в основном черно-белыми рисунками и графиками. Единственными цветными элементами были обложка и цветные вставки. На этом фоне «Техника — молодежи» на протяжении многих лет считалась самым живым и ярким изданием.
Идеалистические изображения исчезли, а иллюстрации помрачнели. К 1980-м годам не осталось и следа от мечтаний 1960-х и футурологии 1970-х. Оформление печатных изданий стало максимально реалистичным, цвета потускнели, а сюжеты рассказов сконцентрировались вокруг повседневной жизни космонавтов и ученых. К этому времени космическая гонка уже пришла в упадок. В 1972 году Советский Союз и Соединенные Штаты подписали соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космоса в мирных целях. Темпы космических исследований замедлились, а сообщения о работе на орбите стали рядовыми новостями.
— Какая ваша любимая иллюстрация инопланетных миров в написанной вами книге?
— Мне очень нравятся обложки журнала «Знание — сила» № 12 за 1969 год и № 11 за 1971 год. Они абстрактные и передают ощущение какой-то параллельной реальности, других микро- и макромиров. Абстрактные обложки с интуитивно-ассоциативным художественным изображением неведомого отличают этот журнал от других научно-популярных публикаций, где на обложках фигурируют более реалистичные изображения.
— Советские взгляды на космос находят сегодня какой-то отклик?
— Интерес возвращается. Хотя правильнее будет сказать, что интерес никогда не исчезал. Те темы, которые были популярны в 1960-х и 1980-х годах, сегодня снова актуальны: экология, альтернативные источники энергии, разумное потребление, перенаселение, переработка отходов. В то время это считалось футурологией, но для нас это уже реальность.
Пожалуй, сегодня исчезла некая романтика. Космос уже не считается самоцелью, сейчас это средство выживания. Место, куда можно перенести вредное производство, или где можно найти новые источники энергии.
На вебсайте Роскосмоса (российская государственная космическая корпорация) появилось объявление с приглашением к молодежи присоединяться к программе подготовки космонавтов. Я нашла его, готовясь к этому интервью. Никакой шумихи по этому поводу не возникло, и объявление не было перепечатано ни в прессе, ни в социальных сетях. Сейчас все понимают, что работа космонавта или астронавта точно такая же, как и любая другая.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 "серьезный энтузиазм дизайнеров и художников, желавших увидеть новые открытия в различных сферах науки" - финансировали этот энтузиазм неимоверно. Вот и рисовали. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 liova01, кто и кого? Это в 50-60е. Вы хоть немного о том времени читали? Лишь бы брякнуть что-нибудь 
| 0 yerm, Отдел пропаганды ЦК КПСС. Слышали про такой? Или молоды? 
| 7 Не лишне вам, госпожа Санькова, выразить авторский восторг творчеством выдающегося гения советской коммической графики Николая Кольчицкого, к счастью, оставившего богатейшее художественное наследие в десятках художественных и научно-популярных книг,журналов и фильмов. В моем счастливом детстве он был любимым и почитаемым иллюстратором сумевшим передать невероятные и фантастические сюжеты, раскрыть гениальной кистью перехватывающие дыхание темы и заложить стойкое , доходящее до сумасшествия,увлечение наукой. 
| 0 Журнал Техника-молодежи был очень популярен среди тех, кто потом становился инженером или учёным. Помню.. печатали космическую фантастику, Космические течения Азимова. В 60-е годы отражал энтузиазм общества в научно-техническом направлении. Было время. Кстати, тоже патриотическое. Но не типа, - Крым наш. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 1 eugene_kkk, А в чем отличие? Я был рад тому, что наши были первыми. И я рад тому, что Крым- жемчужина СССР вернулся в Россию. В чем проблема? В какой момент я должен был рыдать? 
| 0 yerm, я тоже рад, что мы были первыми. И не огорчён, что Крым вернули в состав России. Проблема для меня в том, что вернули по-воровски. Дали вроде как при разделе страны под крики, ура независимости России. Борис Николаевич наш президент. И ведь тогда потеря Россией Крыма не считалась трагедией, не так ли? Пустые полки, ваучеры, Гайдар шагает впереди... Так вот как это отняли у Украины. Это первая проблема. Неужели вы думаете, что референдум проходил в Крыму так как его освещали по российскому ТВ? Увы. Не оспариваю того, что большинство крымчан было за, но ведь много каких референдумов мы видели. И практически от всех требовался только один ответ. Вторая проблема для меня, как человека, которому уже приходилось выбираться из-под обломков СССР, причем таких русских было 20 миллионов. Почему-то остальным русским особого дела не было. То есть, забота о соотечественников заграницей.. это так скажем, больше вытаскиваемый властью тезис. То мы озабочены русскими в Прибатике. То нас мало интересует еще худшее положение русских в Туркмении. И весьма мало, что в Казахстане они почти не представлены во властных структурах. Так вот по Крыму. Интересовали не люди, интересовал Крым. Да и соотечественники в России рады не тому, что наши братья вернулись к нам, а то что Крым наш. Это меня не радует. Хотя и не возражаю. Если народ не понимат, чего было нельзя делать, то нынешняя власть не упускает из вида. В данном случае власть оказалась лучше своего народа. Которому и на Крым, и на русских, которые оказались вне своей исторической родины, это в зависимости от полок магазина и того, что покажут по ТВ. Печальна мне такая картина. 
| 0 eugene_kkk, В Крыму осталось дофигища космической инфраструктуры... Станцию в Евпатории уже восстанавливают... 
| 0 Современная теория происхождения органической жизни основана на идее о том, что способные к самовоспроизведению молекулы появились на Земле в далеком прошлом. Возникновение множества клеточных организмов стало началом биологической эволюции. По большому счету любая молекула характеризуется той или иной симметрией расположения атомов. Кроме того, молекулы способны соединяться в более длинные образования — полимеры. Этот класс веществ обладает способностью хранить информацию (ДНК и РНК, где запрограммировано все многообразие живого мира). Между тем создание однотипных копий порождает хаос и застой — функционирующим системам необходима возможность генерировать энергию (как и синтез некого особого вещества, иначе активно потребляются носители энергии в любой форме их проявления). Проблему более или менее решает энергонасыщенная среда, область где условные потоки носителей несравнимо больше (открытые системы существуют на основе двустороннего материального и энергетического обмена, а закрытые автономны). Допустим на досуге мы вознамеримся спроектировать искусственную среду обитания. Наиболее очевидным будет решение использовать принципы живой природы: способные к самовоспроизводству механизмы, имеющие возможность потреблять энергию и необходимое сырье из окружающей среды. Предположим, что топливом для этих механизмов станет кислород. Тогда, в первую очередь, необходимо будет создать — «обогатители», насыщающие кислородом атмосферу. Затем способные извлекать и накапливать нужные минералы из грунта планеты — «добыватели», они вероятно будут неподвижны. Следующей группой будут механизмы — «поглотители», собирающие и использующие для самовоспроизведения продукцию «добывателей», а заодно и их самих. На подвижных механизмах уже присутствуют многочисленные камеры, спектрометры, антенны и конечности-манипуляторы. Созидаемые ими ресурсы позволят существовать более сложным механизмам, они же, в свою очередь, послужат основанием для следующего яруса этой пирамиды. Все звенья в техногенной цепи взаимосвязаны, а энергия, необходимая для их автономного функционирования, берется из окружающей среды. Одни механизмы остаются на месте и приумножаясь занимают близлежащие территории, другие же начинают свои многолетние странствия. Видимо для их утилизации и отбраковки плохо работающих экземпляров, придется создать «терминаторов» — сверхкомпактные диагностические комплексы, имеющих функцию отключения поврежденных и отслуживших необходимый срок систем. Отключенные механизмы самораспадаются на исходные элементы, используемые в дальнейшем новыми поколениями. И, наконец, вершиной этой техноэволюционной пирамиды станет «творец», способный самостоятельно принимать решения и менять данную техносферу по своему усмотрению, согласно уже своей машинной логике. Несомненно — когда идеального мира нет, его можно где-то создать… 
| 0 "Полное разоблачение лунной аферы США" tainyisovetnik.livejournal.com/4166.html До момента фейковой "высадки на Луну", США не удалось вернуть на Землю с лунной орбиты ни одного космического аппарата! СССР же неоднократно делал это, в том числе доставляя лунный грунт с Луны. Да и в саму Луну американцы "попали" лишь спустя несколько лет, после первой посадки на Луну советских аппаратов. Высадка американцев на Луну - грандиозная, капитальнейшая мистификация государственного масштаба! Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| -36 good-society, Чёт не понял. «США не удалось вернуть на Землю с лунной орбиты ни одного космического аппарата! СССР же неоднократно делал это, в том числе доставляя лунный грунт с Луны». Вы имеете ввиду, что СССР неоднократно возвращал с лунной орбиты американские космические аппараты?! И американцы ни разу даже "спасибо" за это не сказали? Почему же тогда никто из советских и российских политических лидеров об этом не упоминает? Опять все советские добрые дела засекретили? 
| 0 Максим Кириллов, здесь намек на нестыковки американской лунной программы. Бесчеловечные русские не решились сразу сделать облет Луны. Они тупо запускали Союзы под кодом Зондов в автоматическом режиме. На Зонде-5 даже черепах запустили и вернули их на Землю. А человеколюбивые американцы посадили людей и отправили их к Луне. Обойти американцев по части высадки мы врядли бы смогли, но выполнить первыми пилотируемый облет- запросто. Но к тому времени на смену решительным(Сталин) и авантюрных(Хрущев) пришли люди плана как бы чего не вышло и шанс СССР упустил. 
| 0 good-society, на АШ больше не ссылаетесь? Так и не помирились с администрацей ресурса? 
| 0 good-society, У китайцев есть шанс опровернуть. Отправив спутник поискать тот флажок, следы и прочее. что должно было остаться. Там следы долго сохраняются. Ветра нет
Показать новые комментарии (0)liova01
yerm
liova01
Вышиватник
eugene_kkk
yerm
eugene_kkk
liova01
westllyte
good-society
Максим Кириллов
yerm
Жукомух
liova01
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)