Масленица, воскресенье, автомастерская в городе Нокиа. Сюда активно съезжаются владельцы русских автомобилей, все они с нетерпением ждали эту ежегодную зимнюю встречу в городе Кангасала.

Картина напоминает телерекламу 1970-х годов, хотя встречаются и современные модели.

«С этого начинается „Лада". Единство теплого южного темперамента и холодного разума специалистов в области космической техники. Результат — этот качественный автомобиль „Лада"».

«Лада» с финскими санками на крыше ведет колонну автомобилей через бесснежную область Пирканмаа — на восток, конечно же.

«Лады» выезжают на автомагистраль 339, которая ведет к церкви города Кангасала, и затем — к музею автомобилей «Мобилиа» (Mobilia).

Область Пирканмаа — центр финских любителей «Лад», город Кангасала — их Мекка. Вернее, Тольятти.

«Самары», «Комби» и «Калины»

На парковке музея «Мобилиа» собирается приятная компания. Аксессуары, вымпелы и всякие штуковины напоминают о России. Затхлая идейность и агитация уступили место любопытству.

Рев автомобилей «Лада 1200» (экспортный вариант ВАЗ-2101), «Нива», «Самара» и «Калина» слились в один радостный звук.

Старые «Лады» были переделаны в седаны с аэродинамичным дизайном и мощные внедорожники. Здесь все друг другу рады.

«Лада-Юсси» Кулонен (Lada-Jussi Kulonen) внимательно осматривает парковочные места. На капоте его «Нивы» написано «ГАИ».

«Здесь есть машины с разными типами кузовов. Есть „Калина" постарше, новая „Гранта", заднеприводный ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 с хромированной решеткой радиатора, старые и новые „Нивы", „Самары"», — рассказывает Кулонен.

За все 23 года Кулонен не пропустил ни одной зимней встречи. Программа мероприятия всегда насыщенная.

«Я думал сфотографировать все автомобили. Иногда нужно проверить цвет или фару какой-нибудь модели, а фотографий нет».

Бесснежная Масленица

Мегафон трещит.

«Добро пожаловать на зимнюю встречу, хотя пейзажи не очень-то зимние. После двенадцати можно будет съесть жареную сосиску», — раздается голос председателя клуба «Лада-клуба» Ярно Паяри (Jarno Pajari).

По традиции участники встречи сами жарят сосиски над костром.

«Когда-то сюда приезжала напиваться молодежь. Сумасшедшее было время, встречи проходили отвратительно. Сейчас сюда приезжают в основном старички, молодежь тоже, но ведет себя культурно. Это вовсе не политическое мероприятие, ничего такого», — хвалит встречу финских любителей «Лад» житель области Пирканмаа Юха Сихво (Juha Sihvo).

Торжество не омрачили даже плохие новости: впервые в истории клуба пришлось отменить гоночные заезды, чтобы на бесснежной дороге шины не стирались понапрасну. Но программа все равно очень насыщенная.

Паси Коллиандер (Pasi Colliander) из Юлёярви примчал на встречу на «Приоре»: «Их в Финляндии всего четыре, это — единственный седан».

На парковке он разложил запчасти для ВАЗ-2107.

«Купили прокладки, задние сиденья, передние сиденья, зеркала заднего вида, которые остались от двух машин», — перечисляет он.

У Коллиандера всегда были только «Лады». В его новую машину немецкий перекупщик установил даже телевизор. На счетчике уже накручено почти 150 тысяч километров.

Качеству «Лады» уже 50 лет

«Лада» отмечает юбилей. Главному автомобилю СССР в этом году исполняется 50 лет.

Первые «Жигули» были произведены на автозаводе в Тольятти по лицензии и образцу модели «Фиат-124» весной 1970 года, как раз в канун столетия со дня рождения Ленина. На экспорт автомобили вышли под названием «Лада» — за исключением Швеции, где автомобиль появился под названием завода: «ВАЗ».

Практически каждые два года «Лада» производила миллион новых автомобилей. На момент распада СССР было произведено 14 миллионов автомобилей.

Продукция Волжского объединения по производству легковых автомобилей "АвтоВАЗ" - автомобили "Лада"

«Автомобили тщательно отбирали на заводе. Получше продавали иностранцам, похуже оставляли себе. Почти все экспортные автомобили были оснащены лучше. Для внутреннего рынка делали версии попроще», — делится знаниями Юха Лааксонен (Juha Laaksonen), приехавший на встречу на «Ладе Комби».

Второе строгое ограничение касалось цвета автомобиля.

«Черный был цветом только представительских машин. „Волги", „Чайки" и другие представительские автомобили делали в черном цвете. Их нельзя было путать с автомобилями простых людей. Когда иностранцы захотели автомобили черного цвета, была подготовлена ограниченная серия с фарами-бусинками», — рассказывает Яни Тильсала (Jani Tilsala) из муниципалитета Корпилахти.

«Лады» соответствовали не всем финским нормам, так что компания «Конела» (Konela), которая занималась импортными автомобилями, немного их «тюнинговала».

«Финские версии автомобилей в целом были значительно лучше по качеству», — считает Тильсала.

Старушка-«Лада» 1972 года

Самой «пожилой» машиной на встрече «Лада-клуб» был автомобиль 1972 года. Тимо Хакамяки (Timo Hakamäki) и его супруга Сирпа Кюллёнен (Sirpa Kyllönen) ездят на нем около двух лет.

«Его очень легко чинить, запчасти очень дешевые. Но без усилителя тормозов и усилителя руля ехать очень непривычно. Опять оказаться в таком автомобиле спустя 20 лет — настоящий культурный шок», — говорит Хакамяки.

Прохожий обращает внимание на этот «музейный экспонат»: «Какая красавица!»

«Да, притягивает к себе взгляды, точно», — соглашается Хакамяки.

Первая официальная партия «Лад» была доставлена в Финляндию поездом еще в 1971 году, но существовали и обходные пути.

«В Финляндии есть одна машина 1970 года. Сейчас она в Ориматтила у одного коллекционера, приехала из Эстонии, в отличном состоянии. У него было два автомобиля 1972 года, один из которых он согласился продать мне», — рассказывает Тильсала.

Седанов 1971 года, по мнению Тильсала, в стране только три штуки.

«Автомобилей, выпущенных раньше 1977 года, в стране мало».

Все началось с Куммели

У финских «ладистов» есть еще один повод для праздника. Скетчу группы «Куммели» (Kummeli) из города Кангасала, после выпуска которого появился и сам клуб, исполняется 25 лет.

В скетче изображены два фаната «Лад», которые хотели организовать встречу финских владельцев автомобилей этой марки. Кроме них на мероприятие так никто и не пришел. Весна, лед озера, слякоть. «Черт, похоже, никто не придет», — говорит первый фанат и протягивает приз «Лучший водитель „Лады" этого года» второму. «Это что, опять надувная лодка?» — возмущается второй фанат, но все же берет приз.

Вдохновившись скетчем, музей автомобилей «Мобилиа» провел первую встречу для водителей «Лад» в 1997 году. Так появился финский «Лада-клуб» (Lada Kerho). Сейчас в нем насчитывается 530 человек.

У председателя клуба Ярно Паяри четыре «Лады».

«Автомобили поставляли в Санкт-Петербург и на автопоездах во Владивосток, мы летели за ними и гнали домой. Три недели за рулем, 13 тысяч километров — без особых повреждений».

Были не только часовые, но и «автомобильные» пояса.

«Во Владивостоке 99,9% машин были японскими. Постепенно вид на дорогах менялся. Урал был своего рода границей, после которой японских автомобилей становилось значительно меньше. Сейчас в Тольятти ездят и на других марках», — говорит Паяри.

«Лада» — это не автомобиль, а позиция

«Лада» оказалась в Финляндии в нужный момент. В 1970-е годы финны начали покупать все больше автомобилей. «Лада» была дешевой, теплой и легко заводилась. По крайней мере, звук издавала превосходный. Популярный ВАЗ-2101 выпускали с 1970 по 1988 год.

«Западные машины в том же ценовом диапазоне были меньше. „Лада" была того же класса, что и нормальные семейные автомобили — Opel Kadett и Nissan. Сейчас они гораздо больше по размеру, но „Лада" осталась компактной», — говорит Юсси Кулонен (Jussi Kulonen).

Говорили, что «Лада» — это не автомобиль, а позиция. Четырехугольная форма и фары-бусинки, конечно, немного смущали. Однако финны гнались не за образом, а за средством передвижения.

В годы расцвета торговых отношений с Россией «Лада» долгое время была самой продаваемой маркой автомобилей в Финляндии. Как и тракторы «Беларусь», «Лада» отлично подходила для бартера, если Финляндия хотела что-нибудь экспортировать в Россию. Государство и финские муниципалитеты активно их покупали.

Тогда еще была важна идеология. Например, не стоило подъезжать к народным домам на западных автомобилях.

Увлечение «Лада-Юсси» вышло из-под контроля

Увлечение может разрастись до невероятных масштабов. Коллекция «Лада-Юсси» в Леппякоски все же со временем поредела.

«Во дворе моего дома сейчас стоит около 30 машин, включая другие марки. Летом я купил себе для езды „Ниву" 1996 года. Ее перестали экспортировать в 1992 году, возобновили экспорт в 1996 году и сейчас опять перестали ввозить. В Финляндию привезли всего 26 машин такой модели, и моя — одна из них».

И это еще ничего! У Яни Тильсала в Корпилахти стоит 98 «Лад» и еще пара других автомобилей.

«Их становилось все больше и больше. Мне очень интересно изучать их особенности. Когда во дворе стоит много машин, различия становятся более явными. Заметно, какой автомобиль привезли из Финляндии, какой — из Эстонии или России», — поясняет Тильсала.

Многие автомобили находятся в рабочем состоянии, но «аккумуляторов на все машины не хватает».

«Первую машину с круглыми фарами я получил от папы в 2001 году, и она все еще стоит в гараже», — говорит Тильсала.

Кулонена «муха укусила» в старших классах, когда все остальные поливали «Ладу» грязью. Сейчас они с Тильсала иногда меняются друг с другом автомобилями ради интереса.

Дочь пошла по стопам матери

Пяйви Тасала (Päivi Tasala), как Вы думаете, о чем это все говорит?

«Я думаю, что „ладизм" — это диагноз. У меня есть картины с „Ладой", швейная машинка „Лада", уменьшенные модели всех „Лад" и татуировки с „Ладой". Сейчас я говорю о „Ладах", рисую „Лады", у меня весь гараж в запчастях для „Лад"».

Неудивительно, что Тасала стала работать в магазине запчастей для гоночных автомобилей ManseMotors.

«Женщины редко водят „Ладу", не говоря о том, чтобы самостоятельно ее ремонтировать. В свое время я решила, что это должно быть легко: раз мальчишки могут починить, то и я смогу. Я отремонтировала сцепление в машине моей дочери, „Ладе 110". Больше никогда за это не возьмусь».

У Тасала три русских машины, одна из которых — «Лада-убийца», проехавшая 74 тысячи километров.

«Ее владелец убил свою жену, попал в тюрьму, где в начале 1990-х убили его самого. В машине водятся привидения, дверцы открываются сами по себе. На фотографиях кажется, что в этой машине есть кто-то еще».

Тасала считает, что многое можно измерить «вау-эффектом».

«Автомобиль должна быть как машинка из конструктора Lego. Чтобы при взгляде на него было чувство „вау, это мое!". Я думала, что с мужчинами должно возникать такое же чувство — „вау, это мое!". Но как-то не срослось, и я решила любоваться „Ладами"».

Путин проехал на «Ладе» по Сибири?

В самые успешные годы на заводе в Тольятти работало 123 тысячи человек, ежегодно производилось 660 тысяч машин.

Сегодня эти показатели гораздо ниже, но «Лада» все же лидирует на российском автомобильном рынке. В 2019 году в России было продано больше 360 тысяч «Лад», за границу было экспортировано 50 тысяч автомобилей.

«Лада» — настолько ценный для России бренд, что во время кризиса 2008 года Владимир Путин решил спасти завод.

Для увеличения продаж Путин проехал две тысячи километров по Сибири на «Ладе Калина» канареечно-желтого цвета. Говорят, что первая «Лада» сломалась через 350 километров, но, к счастью, у Володи было еще три машины такого же цвета и целая колонна сопровождения.

«Лада» везет в завтрашний день

Стоимость «Лады» то росла, то падала. Кулонен получил права в 1994 году.

«Тогда „Лады" были ужасающе дорогими. За свою первую „Ладу" я заплатил шесть тысяч марок (по нынешнему курсу — 1500 евро). Позже цена немного снизилась, но сейчас, когда „Лад" стало меньше, я все чаще встречаю цену 2000 евро».

В Финляндию ежегодно привозили 10-15 тысяч «Лад». В 1988 году в Финляндии было зарегистрировано больше 130 тысяч «Лад».

«Сейчас по Финляндии ездит около семи тысяч „Лад", включая новые модели», — говорит Кулонен.

Кроме зимней встречи «ладисты» также проводят весенние, летние и осенние мероприятия.

В июне российский клуб «ладистов» пригласил финнов на 50-летие «Лады» в Тольятти.

Как говорилось в старой рекламе, «„Лада" везет нас в завтрашний день». Однако на ней вполне можно совершить путешествие и во вчерашний день.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.