6 апреля 2004 года. Организация Североатлантического договора (НАТО) на прошлой неделе сделала еще один шаг вперед в своей эволюции после окончания "холодной войны", когда она официально приняла в свой состав семь новых членов. Если в столицах НАТО были устроены празднества, то политические руководители в Москве выразили свою озабоченность в связи с тем, что этот шаг приближает альянс к границам России. НАТО адаптируется к миру после "холодной войны", однако ее лидеры должны признать существование остатков старого мирового порядка, которые все еще оказывают влияние на мировоззрение как на Востоке, так и на Западе. Москва не может наложить вето на будущее НАТО, однако, если будут проигнорированы российские озабоченности, настоящая стабильность не будет достигнута.

НАТО была создана в 1949 году 12 государствами для того, чтобы противодействовать советской угрозе для Западной Европы. Эта организация являлась краеугольным камнем европейской безопасности на всем протяжении "холодной войны". Она сохраняла временами трудный мир, но она сумела предотвратить войну, несмотря на ряд кризисов. С момента своего создания НАТО расширялась 6 раз, причем самыми значительными были расширение 1990 года, когда под зонтик этого оборонительного альянса пришла объединенная Германия, и расширение 1999 года, когда в этот альянс вступили бывшие члены Организации Варшавского договора Чешская Республика, Венгрия и Польша. Прием семи новых членов - Эстонии, Литвы, Латвии, Словакии, Словении, Болгарии и Румынии - на прошлой неделе довел число членов НАТО до 26. Все, за исключением Словении, были в прошлом членами Варшавского Договора.

Хотя многие россияне - и кое-кто на Западе - надеялись, что НАТО последует примеру Варшавского Договора, этот альянс оказался весьма жизнестойким в приспособлении к новым вызовам в области безопасности. К сожалению, кое-кто в России опасается, что у тех, кто в НАТО отвечает за планирование, в голове остаются прежние враги, и потому боятся, что расширившаяся организация имеет целью изоляцию и сдерживание своего бывшего противника. Они указывают на приближение НАТО к границам России как на подтверждение своей правоты.

Для того чтобы снизить эти озабоченности, НАТО пытается наладить организационное сотрудничество с Москвой и дать ей право голоса в органах НАТО. В 1997 году был создан Постоянный Объединенный совет Россия-НАТО, но Москва сетовала на то, что он представляет собой не более чем говорильню. Пятью годами позже был образован Совет НАТО-Россия, чтобы наладить сотрудничество после террористических нападений на Америку 11 сентября 2001 года в интересах безопасности, в частности, для борьбы с терроризмом и предотвращения распространения оружия массового поражения.

Большинство высокопоставленных российских официальных лиц, включая президента Владимира Путина, заявляют, что их не тревожит расширение НАТО, хотя некоторые называют его ошибкой. Менее важные лица, стараясь подыграть внутренней аудитории, сетуют, например, по поводу способности недавно переброшенных поближе к границам России самолетов-разведчиков осуществлять слежение за российскими объектами в глубине территории страны. Государственная Дума РФ подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, осуждающую расширение НАТО.

Российские официальные лица тревожатся по поводу того, что Латвия, Эстония и Литва не подписали Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе, который был заключен во время "холодной войны", чтобы ограничить развертывание военной техники в регионе. (Эти четыре правительства не были в числе подписавших договор, потому что в то время их государства не являлись независимыми.) Это упущение позволяет НАТО, не нарушая договора, наращивать свои силы в этих странах. Подобное развертывание маловероятно: Россия почти не представляет угрозы для Европы, а характер новых договоров о безопасности делает бессмысленным такое наращивание вооружение, какого опасается Москва.

Однако официальным лицам НАТО нужно озаботиться тем, что их расширившаяся организация становится слишком большой, чтобы функционировать эффективно. НАТО при принятии решений руководствуется принципом консенсуса, а согласия 26 членов будет достичь нелегко - по меньшей мере, быстрого согласия. В последние месяцы кажется, что разногласия внутри альянса стали еще более острыми. Но также стало все более очевидным и то, что для успеха войны против террора и отражения угроз безопасности 21-го века быстрота действий имеет критически важное значение.

Расхождения были очевидными, когда на прошлой неделе собрался на заседание Совет НАТО. Министры стран НАТО согласились расширить операции в Афганистане, первой стране вне традиционной зоны ответственности альянса, куда были переброшены силы НАТО. Эти силы помогли восстановить там стабильность, однако им приходится туго ввиду нехватки ресурсов. Министры согласились также оказать содействие в обеспечении безопасности на Олимпийских играх в Афинах и на футбольном первенстве "Евро-2004", которое будет проводиться в Португалии. По Ираку прогресса достичь не удалось. Соединенные Штаты настаивают на направлении туда войск НАТО, чтобы помочь передать власть в Багдаде новому правительству, но другие, в первую очередь Германия, возражают, указывая на то, что НАТО и без того уже перенапрягается в Афганистане и на Балканах.

Российские руководители не находят утешения в этих расхождениях внутри НАТО. Им известно, что НАТО сплотится, когда окажется перед лицом более насущных угроз. Россия не представляет такой угрозы сегодня и, возможно, не будет представлять уже никогда. Наилучший способ достичь такого счастливого исхода - НАТО и Москве приложить усилия к тому, чтобы вступить в стратегический диалог и найти общий язык и общие интересы, которые позволят им действовать согласованно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.