Член парламента Европы профессор Витаутас Ландсбергис в разговоре с еженедельником 'Экстра' попытался усмотреть в самых актуальных литовских и международных событиях этих дней связь между упавшим российским истребителем и засекреченными переговорами о продаже 'Мажейкю нафты'.

Задуманная правительством перепродажа 'Мажейкю нафты' (МН) некоторым экспертам напоминает наступление на те же грабли, если вспомнить историю не совсем удачного прихода 'Вилльямса' (американская компания, за приход которой в Литву выступали возглавляемые В.Ландсбергисом консерваторы, бывший совладелец литовского нефтеперерабатываюещего комплекса 'Мажейкю нафта', перепродавший свои акции ЮКОСу - прим. перевод.) на МН. Как эту предполагаемую молниеносную покупку и продажу оцениваете Вы? Который из заявленных потенциальных покупателей - 'ЛУКойл' (с 'ConocoPhilips') или ТНК-ВР вызывают впечатление более серьезного и надежного партнера?

Окончание прихода 'Вилльямса' на 'Мажейкю нафту' весьма удачно: самое прибыльное предприятие Литвы, акции которого сегодня оцениваются в 10 раз больше, нежели в момент того прихода. Альтернатива того времени - отклонить 'Вилльямс' и объявить МН банкротом или отдать 'ЛУКойлу' за 1 доллар - была бы менее удачной. Понятно, что мы говорим о долговременном успехе для Литвы, а не о однократной для каких-то коррупционеров.

Ныне же та вторая, частная, 'удача', когда с какими-то неизвестными ведут переговоры, а общественности говорят, что 'мы имеем покупателя', может насчитывать, как пишет газета 'Летувос ритас', десятки миллионов. Мы с 'Вилльямсом' вели переговоры около трех лет, и долго дискутировали об изменениях в законах. Не раз заседал, в том числе и с участием покупателей, Госсовет обороны.

Что происходит сейчас, все знают. Многие считают, что глава Литвы должен хотя бы посоветоваться с руководством Литвы, но что с того. Так что сравнивать те и нынешние, предусмотренные процедуры, нет основания. Похоже на старый метод: трах-бах и 'vsio zakono'. На миллиардные аферы (как с 'госпожей Ботье'), которые в случае успеха грозили бы государству огромной финансовой опасностью, мы за 12 лет уже насмотрелись.

Нынешний замысел, насколько об этом туманно говорится, снова имеет черты авантюры. Однако авторы рискуют не своими деньгами, а какой-то, как им кажется, государствененькой стабильностью, может быть, судьбой. Только мне все равно непонятно, на самом ли деле голландский ЮКОС вынужден продавать акции. Может, кто-нибудь показал бы какие-нибудь бумаги?

Лидер оппозиции А.Кубилюс как бы и одобряет придуманную Правительством перепродажу МН. Не договорились только об использовании будущей прибыли. Как вы оцениваете такое редкое единодушие властей Литвы и оппозиции?

Несколько удивительно, что у нас не было ни повода, ни времени обсудить это с лидером оппозиции. Однако если у Правительства на руках в случае с удачей МН будут миллиарды наличкой, то я не против компенсации рублевых вкладов, но только с одним условием: вся сумма компенсации должна быть официально и по-государственному вписана в счет нанесенного Россией ущерба (которая как раз в 1990 году и заграбастала сбережения этих людей). Когда-нибудь захватчики все-таки должны будут возместить его литовскому государству. В конце концов, если произойдет эта продажа в неизвестность, миллиардов МН хватит, чтобы послать какую-нибудь тысячу молодых людей из Литвы учиться государственному управлению в страну с более глубокими демократическими традициями. С нынешним номенклатурным приятелем бюрократией мы никуда не уедем, разве что к Пинчуку.

А не является ли газопровод из России в Германию по дну Балтийского моря своеобразной местью (хотя это, может, и не самая серьезная причина) Литве, должностные лица которой говорили, что 'не допустят Ивана к трубе'?

Никто из чиновников Литвы не говорил 'не допустим Ивана к трубе' (слова В.Бабилюса были другими), так что эту чушь выборов 2000-го года уже не стоило бы распространять.

Чувство мести за что-нибудь другое у политической элиты России есть, и немало, но, думаю, что основное ее стремление - править аж Европой. Потом, может, и порадуются, что те отвратительные прибалты 'на коленях приползут' просить газ.

То, что проекты России и Германии являются чисто экономическими и частными деловыми проектами - объективная вещь или является последствием какого-нибудь более серьезного геополитического движения? Как этот проект газопровода оценивается в Европе, в Европейском Парламенте?

Пояснения 'чисто экономически' и 'только частного бизнеса' - это чистейшей воды детский сад. Ведь 'Газпром' принадлежит правительству России, так о чем здесь еще можно говорить. В России нет и долго еще не будет чисто экономических вещей: сами сказали, что политику делают через экономику. В.Путин уже давно заявил, что будет проводить 'энергетическую дипломатию', а отец советской и постсоветской дипломатии России - В.Молотов.

Точно молния с чистого неба - в прямом смысле - упал или обрушен российский истребитель, но это, похоже, не вызвало серьезной реакции в Европе, в НАТО. Не потому ли русские и позволяют вести себя с Литвой довольно нагло, даже требуя отдать 'охраняемых дипломатической неприкосновенностью' пилота и обломки истребителя?

Когда нарушитель государственной границы, не связавшийся с землей и вызвавший непредсказуемую угрозу, а, возможно, даже исполнитель разведывательного эксперимента или провокации, делается 'дипломатом', это уже высший уровень наглости. Может, уже вершина, а, может, дождемся и большего.

Реакции Европы или НАТО можно было бы ожидать, если бы Правительство Литвы туда обратилось, например, чтобы обсудить агрессивный инцидент в ставке НАТО, в Брюсселе. Можно было обратиться для консультаций и напрямую в США согласно имеющейся у нас четырехсторонней хартии. Но правительство России осталось бы недовольно, поэтому мы, может быть, этот удачный военно-политический маневр и приуменьшаем с самого начала.

Теперь голоса тверже, но и российская власть наращивает давление, которое можно назвать истерией. Как будто бы это было спланировано. Даже требует отдать доказательства возможной вины. Подключился Р.Паксас, с обвинениями Литве, почему плохо защищаемся, надо бы расследовать 'совместно с Россией'. Кстати, вызванный шум может быть как дымовая завеса для какой-нибудь плохой и срочной энергетической сделки.

А не странно ли, что такая авария произошла накануне встречи президентов США и России. И таких незначащих совпадений на самом деле можно было бы найти и больше?

Во время встречи президентов СССР и США в Москве были убиты литовские таможенники и пограничники в Мядининкай. Совпадений действительно бывает многовато, но все почему-то с одной стороны.

Можно ли после этой катастрофы делать более широкие выводы о развитии будущих отношений Литвы и России, России и ЕС, НАТО?

Вывод мы сделаем, оценив, действительно ли случилась катастрофа. Как завалили самолет, может, так и надо было. Орден получит. Уже обещали.

Ситуация в Германии после выборов, по оценке аналитиков, может затянуть стагнацию как в самой Германии, так и во всей Европе. Чем вы можете объяснить такую не блестятщую популярность левых в Европе? Почему левые или различные мутирующие популисты никак не успокоятся и в Литве? Что делать и как нужно жить в раскалывающейся (а, может, раскалываемой) стране правым?

Популярность левых можно пояснить их социальным популизмом, острыми языками и наивностью людей. Правые в Литве специально не расскалывают, наоборот, где возможно - там объединяемся. Но кое-кто ругает и за это. А у либералов проблемы, и мы не рады этому.

Германия, слабая и в стагнации, оказывает соответствующее влияние на всю Европу. Если Германия - прорусская, а если еще и с шорами, как у Г.Шредера: 'Путин - демократ чистейшей воды', то она сползает в моральное болото, к малопочтенному конформизму в отношении основных ценностей и еще более ослабляет не очень сильную Европу. Будем надеяться, что такая политическая Германия, самая плохая для Литвы, через какое-то время уйдет.

_________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Балтийская 'Тузла' ("День", Украина)

Российский Су-27 сбил литовского полковника ("Telegraf", Латвия)

Дырявое балтийское небо ("Postimees", Эстония)

Россия и Литва: можем ли мы жить дружно? ("Delfi", Литва)

Насколько безопасно небо над Балтией? ("Latvijas Avize", Латвия)

Военные тайны ("Telegraf", Латвия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.