Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правда истории, раскрытая в Варшаве

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в 1983 г. Президент Рейган назвал СССР 'империей зла', его сразу же заклеймили как 'поджигателя войны'. Британский историк Эрик Хобсбаум, чья книга-бестселлер по истории 20 века 'Эпоха крайностей' стала каноническим трудом для многих студентов, утверждал, что в ходе 'второй Холодной войны', начавшейся, по его мнению, в 1979 г., когда русские вторглись в Афганистан, от американской демократии исходила 'большая опасность', чем от советского тоталитаризма

Когда в 1983 г. Президент Рейган назвал СССР 'империей зла', его сразу же заклеймили как 'поджигателя войны'. Британский историк Эрик Хобсбаум (Eric Hobsbawm), чья книга-бестселлер по истории 20 века 'Эпоха крайностей' ("Age of Extremes") стала каноническим трудом для многих студентов, утверждал, что в ходе 'второй Холодной войны', начавшейся, по его мнению, в 1979 г., когда русские вторглись в Афганистан, от американской демократии исходила 'большая опасность', чем от советского тоталитаризма.

'Истерия в Вашингтоне, конечно, основывалась не на реалистических оценках. . . Не было абсолютно никаких данных, да и никакой вероятности того, что СССР действительно хотел войны . . . не говоря уже о том, что он планировал военное нападение против Запада. Бредовые сценарии ядерного нападения, которые распространялись оживившимися сторонниками Холодной войны и западной государственной пропагандой в начале 1980-х гг., существовали только в их воображении', - пишет он. Историков 21 века, предсказывает Хобсбаум, 'для которых 1970-е - 1980-е гг. будут далеким прошлым, а не личными воспоминаниями, поставит в тупик явное безумие этого всплеска военной лихорадки. . .'.

Что ж, 21 век уже наступил, и выяснилось, что 'безумцами' с позиций сегодняшнего дня выглядят не сторонники Холодной войны, а как раз участники 'движения за мир'. Об этом наглядно свидетельствует составленная в штабах стран Варшавского договора карта Европы, испещренная грибами ядерных взрывов, которую на прошлой неделе продемонстрировал журналистам новый министр обороны Польши Радек Сикорский (Radek Sikorski); вчера мы воспроизвели ее в разделе международных новостей нашей газеты. Г-н Сикорский - польский патриот, считающий своим долгом раскрыть соотечественникам правду о коммунистическом режиме. Еще недавно он работал в вашингтонском American Enterprise Institute, а затем был избран в польский Сенат и вошел в новое правительство в качестве министра обороны. Те историки, которые, в отличие от г-на Хобсбаума, не посвятили всю жизнь поддержке коммунизма, просто обязаны проанализировать появившиеся новые данные.

Недавняя пресс-конференция г-на Сикорского, сообщает из Лондона наш корреспондент Дэниэл Джонсон (Daniel Johnson), была посвящена первому в истории распоряжению о рассекречивании военных архивов в странах Варшавского пакта. Карта, продемонстрированная г-ном Сикорским, представляет собой план боевых действий, разработанный в 1979 г. Тогда возглавляемый СССР блок готовился к нанесению массированного удара тактическим ядерным оружием по войскам НАТО, чтобы расчистить своим армиям путь для оккупации Западной Европы.

Немалая часть Германии, Бельгии и Дании подверглась бы полному разрушению; только среди американцев - военных и гражданских - жертвы исчислялись бы сотнями тысяч. Сценарий развития боевых действий включал и предположение о том, что НАТО нанесет ответный тактический ядерный удар по целям в Польше, расположенным на линии Вислы. У Кремля достало цинизма, чтобы предположить, что его союзники в Варшаве готовы начать неспровоцированное наступление против Запада, зная, что в результате погибнут миллионы мирных поляков.

Вот еще один примечательный факт: среди ведущих проповедников антиамериканизма в сегодняшней Европе очень много тех, кто в конце 1970-х - начале 1980-х выступал за одностороннее ядерное разоружение. Сейчас уже очевидно, что размещение европейскими странами НАТО 'Першингов' и крылатых ракет на своей территории, против чего столь яростно боролось так называемое движение за мир, стало решающим инструментом сдерживания, предотвратившим нападение СССР на Западную Европу.

Тем не менее, не только коммунисты и их 'попутчики', но и левые всех мастей по обе стороны Атлантики в то время заявляли, что главная угроза миру во всем мире исходит не от Советского Союза, а от Америки, особенно после того как рейгановская администрация решительно положила конец периоду 'разброда и шатаний', вызванному вьетнамской войной. Будь у нас скрытая камера, установленная в кабинете президента Путина, мы бы наверняка увидели, как этот бывший полковник КГБ, возглавляющий сегодня Россию, переключает каналы своего телевизора, чтобы увидеть пресс-конференцию г-на Сикорского, который после введенного по указке Советов военного положения в Польше провел не один год в изгнании.

Редакция нашей газеты давно уже выступает за проведение люстраций в странах Восточной Европы. Впрочем, рассекречивание архивных документов - тоже хорошее начало, особенно если у правительств других бывших государств Варшавского пакта хватит смелости последовать примеру Польши и распахнуть двери своих архивов. Им не следует обращать внимания не только на позицию Кремля, но и на возражения лицемеров, повторяющих: незачем, дескать, бередить старые раны. Ведь новые факты - а их появится еще немало, когда историки ознакомятся со всеми документами - служат важным уроком для нас, живущих сегодня. Сейчас Америку вновь называют агрессором за то, что она поднялась на борьбу с тиранией, не гнушающейся геноцидом. Европе вновь грозит опасность утратить присутствие духа. Нашу администрацию опять упрекают в нагнетании военной истерии за то, что она не желает 'умиротворять' противника.

Изменился лишь сам противник - теперь это не коммунисты, а исламисты. Угроза создания 'исламской бомбы' и ее применения - либо тегеранскими клерикалами, либо террористами - реальна и зрима. Остается лишь порадоваться, что президент Буш и ветераны Холодной войны из его окружения - например, вице президент Чейни (Cheney) и министр обороны Рамсфелд (Rumsfeld) - в состоянии позаботиться о том, чтобы уроки истории были усвоены, а не забыты.

____________________________________________________________

Польша, российская жертва ("The International Herald Tribune", США)