Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фотыга с лопатой

В Польше стало модно давать русским в нос

Фотыга с лопатой picture
Фотыга с лопатой picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С тех пор, как в Президентском дворце поселился Лех Качиньский, а партия его брата Ярослава стала правящей, в Польше модно давать русским в нос. То в Европейский суд по правам человека подается заявление с просьбой установить, была ли гибель польских офицеров в Катыни актом геноцида, военным или обычным преступлением, то Радек Сикорский называет совместную российско-немецкую инвестицию повторением пакта Молотова-Риббентропа, то он же демонстративно покупает в Грузии восемь коробок вина...

Из цикла 'Качиньско-русская война'. Сегодня: морская битва

Правительству Качиньских проще потратить 60-75 млн. евро, чем сесть за стол переговоров с русскими. Такие вот амбиции.

В июне 2006 г. с большой помпой был открыт после модернизации порт в Эльблонге. Его строительство обошлось в 4,6 млн. евро. Большую часть этих денег - 80 процентов - дал Европейский Союз, но и нам пришлось кое-что заплатить. Порт получил 200 метров набережной для судов грузоподъемностью до тысячи тонн, 4 гектара площадей для складирования товаров, склады площадью 3 тысячи кв. м. и амбиции по превращению в настоящий морской порт.

В мае 2006 г. российские власти приняли решение о закрытии судоходства через Балтийский пролив. Это единственный морской путь из Калининградского залива в Балтийское море.

Большая часть залива принадлежит Польше, но с 1945 г. его небольшой кусочек вместе с проливом - территория России. В связи с тем, что в Калининграде и Балтийске находятся базы военно-морского флота, после Второй мировой войны судоходство по проливу было затруднено, несмотря на договоренности, достигнутые ПНР и СССР. Ходить могли только торговые суда. В начале 1990-х годов появились надежды на свободное судоходство. Хотя время от времени россияне капризничали (запрет на судоходство вводился в 2003 и 2004 гг., это продолжалось несколько недель, а затем все возвращалось в норму), но, в основном, любители пользовались этим водным путем без особых препятствий. Нынешний запрет действует уже больше года.

Да, польские суда из Эльблонга и сегодня могут выходить через Балтийский пролив в море, могут и заходить в Эльблонг, но на этом все. Россияне закрыли возможность судоходства между Эльблонгом (и другими польскими портами залива) и своими портами в Балтийске и Калининграде. А ведь именно ради этой торговли модернизировался порт в Эльблонге. Теперь он стоит пустым.

Отомстим за Катынь!

Официально россияне говорят, что судоходство было закрыто из-за отсутствия договора между нашими странами. Пожалуй, это не совсем правда, поскольку договора не было и раньше, а судоходство было. Можно лишь догадываться об истинных причинах этого решения.

С тех пор, как в Президентском дворце поселился Лех Качиньский, а партия его брата Ярослава стала правящей, в Польше модно давать русским в нос. То в Европейский суд по правам человека подается заявление с просьбой установить, была ли гибель польских офицеров в Катыни актом геноцида, военным или обычным преступлением, то Радек Сикорский (Radek Sikorski), бывший министр обороны, называет совместную российско-немецкую инвестицию повторением пакта Молотова-Риббентропа, то он же демонстративно покупает в Грузии восемь коробок вина, чтобы насолить русакам, которые грузинское вино покупать не хотят, то Александр Щигло (Aleksander Szczyglo), бывший заместитель министра обороны, а ныне - министр, предлагает разместить Катынский музей напротив российского посольства в Варшаве, то снова Сикорский обнародует планы Варшавского договора, а то и сам президент Качиньский аплодирует украинцам, грузинам и молдаванам за то, что они дерзят России. В ноябре 2006 г. Качиньский наложил вето на экономические переговоры между Россией и ЕС.

Такова амбиция писовцев - отомстить за Ленина, Сталина, Брежнева, а также Аллу Пугачеву. Но и русаки - парни не промах, и вместо того, чтобы устраивать ярмарочные манифестации, они приостановили импорт нашего мяса и судоходство по Балтийскому проливу.

О мясе Качки вместе с Фотыгой (и Леппером, пока он еще был министром сельского хозяйства) кричат на всю Европу. О судоходстве помалкивают.

В польской части Калининградского залива 10 портов и 5 пристаней. Крупнейший их них - в Эльблонге.

Директор эльблонгского порта Юлиан Колтоньский (Julian Koltonski) оценивает убытки с мая 2006 по июнь 2007 г., вызванные неуплатой портовых сборов, в 750 тысяч злотых [270 тыс. долл. - прим. пер.]. В мае 2006 г. Гданьская судоходная компания вывела из Эльблонга два туристических судна, ходивших в Балтийск и Калининград. Глава компании Ежи Лятала (Jerzy Latala) оценивает связанные с этим убытки на настоящий момент в 2 млн. злотых. До модернизации порта в Эльблонге в Россию ежедневно шло 4-5 барж. Главным образом, с углем. Ежегодно через эльблонгский порт проходило около 600 тысяч тонн угля. Валерий Уняланко [так в тексте - прим. пер.], сотрудник одной из крупнейших калининградских фирм, торгующих углем, заявил нам, что на перевозке угля по железной дороге он теряет примерно по 30 злотых с тонны. Это выливается в 18 млн. злотых в год, которые приходится дополнительно тратить и польским и российским импортерам. Несколько месяцев назад эльблонгский порт получил предложение на доставку из Калининградской области щебенки для строительства автострады А1. Но если судам нельзя будет ходить в Калининград, то ничего из этого не выйдет.

Как об стенку горох

Писать о министре иностранных дел Анне Фотыге, что она чего-то не сделала или сделала плохо, настолько банально, что даже скучно. По этому вопросу она не сделала ничего.

Сразу после закрытия пролива в министерство писали поморский и варминьско-мазурский воеводы. Потом письма слали власти Эльблонга и другие органы местного самоуправления.

Первое официальное письмо мэра Эльблонга Генрика Слонины (Henryk Slonina) министру Фотыге было отправлено сразу после закрытия пролива в начале мая 2006 г. Госпожа министр не соблаговолила ответить мэру города лично. Возможно, потому, что Слонина представляет левых. Почти через два месяца ответ пришел от тогдашнего пресс-секретаря министерства Анджея Садося (Andrzej Sados).

Затем городские власти начали писать письма регулярно. По словам официального представителя мэрии Эльблонга Агнешки Сташевской (Agnieszka Staszewska), их было не менее полутора десятков. Некоторые представляли собой мольбу.

Еще раз Слонине ответил в июне 2007 г. директор департамента восточной политики МИД.

Наконец, президент Слонина и директор Колтоньский поехали к самому Качиньскому. Ничего. Тишь да гладь.

В мае 2006 г. журналисты 'Газеты выборчей' задали Фогыге вопрос о судоходстве по Калининградскому заливу. Она ответила, что данный вопрос комментировать не будет, тем более, что он является региональным.

В подобном тоне были выдержаны и ответы, направленные воеводе и мэру Эльблонга.

Изменило ли свое мнение министерство иностранных дел по прошествии года?

Польская сторона предпринимала и предпринимает действия, призванные урегулировать вопрос о судоходстве по Калининградскому заливу, - такой ответ мы получили из МИДа. Читаем дальше: Последний формальный раунд переговоров на тему судоходства по Калининградскому заливу состоялся в мае 1996 г. в Калининграде. Последний польский проект договора по этому вопросу был передан российской стороне в декабре 2004 г. После 'приостановления' российской стороной судоходства в заливе в мае 2006 г. польская сторона продолжает поддерживать постоянный контакт с российской стороной на дипломатическом уровне. Во второй половине 2006 г. российская сторона передала два проекта договора, регулирующего судоходство в Калининградском заливе. К сожалению, эти проекты не отвечают существенным ожиданиям польской стороны и не принимают в расчет наши важные интересы - в частности, российская сторона в очередной раз проигнорировала постулат Польши о необходимости открытия канала для судов третьих стран.

Короче говоря, польский МИД ожидает, а на предложения россиян не отвечает.

В канал!

Копать? Копать! В ноябре 2006 г. в Эльблонг приехал премьер Качиньский и вынес свой вердикт: будем копать канал через Балтийскую косу. Мы хотим закрыть проблему, которая была у нас многие годы. Проблему с постоянным созданием препятствий выходу польских судов в открытое море, - заявил Качиньский на пресс-конференции, которая состоялась на судне в эльблонгском порту. Качиньский подчеркнул, что решение о строительстве канала должно показать, что сегодня Польша решительно защищает свои интересы.

И именно в этом все дело! Решительно показать! Это заявление - единственная идея, с которой мы идем на переговоры с российской стороной. И это ответ на вопрос о состоянии наших дипломатических переговоров с Россией на тему судоходства по Калининградскому заливу.

Что в конечном итоге выйдет из идеи о прорытии канала, неизвестно. Пока это только концепция, более десяти лет назад возникшая в головах ученых под руководством проф. Тадеуша Еднорала (Tadeusz Jednoral) из Гданьского политехнического института, хотя идея перекопать Балтийскую косу, кажется, возникала и при Стефане Батории и при Яне Казимире и при Яне III Собесском. Концепция, то есть представление о том, чего в действительности пока нет, и неизвестно, каким оно будет, если будет.

Вопрос о строительстве канала изучается в министерстве морской экономики министра Вехецкого (Wiechecki) из 'Лиги польских семей'. 23 июля должен был завершиться конкурс на технико-экономическое обоснование. Фирма, которая в нем победит, должна будет лишь создать предварительный технический проект, составить документацию по затратам на строительство канала, необходимым согласованиям между министерствами и органами местного самоуправления и его влиянию на окружающую среду. Технико-экономическое обоснование обойдется в 1 миллион злотых.

Общие затраты на прорытие канала оцениваются сегодня в 60-75 млн. евро. Деньги должен дать ЕС - если даст. Уже раздаются голоса протеста. Воеводский совет защиты окружающей среды в Гданьске (консультативный орган при поморском воеводе) обещает обратиться к ЕС, чтобы он денег на эту инвестицию не давал. Говорят, будет 'вторая Роспуда'. Как и долина Роспуды, вся Балтийская коса попадает под действие программы Natura 2000.

Не говоря о том, что для россиян идея прорыть канал - что красная тряпка для быка.

Впрочем, с копанием проблем множество, и они слишком сложны, чтобы все их перечислять. Пока канал - это пустые обещания. Но даже если бы все пошло без особых препятствий, без протестов экологов, то завершения строительства следовало бы ожидать около 2012-2013 гг.

Общаясь с Россией, мы стремимся не к нормальным отношениям, а к тому, чтобы они создавали нам разнообразные экономические препятствия. А мы их преодолеваем. При помощи лопаты.

Видеомост Москва-Варшава с участием главного редактора журнала 'Nie' Ежи Урбана. Видео

__________________________

В плохих отношения с Польшей виноват Кремль ("Nasz Dziennik", Польша)

Польша - не проблема России ("Przeglad", Польша)