Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не дразните олигархов на свой страх и риск

Не удивительно, что Олег Дерипаска злится. Его темные связи подвергаются сегодня тщательной проверке

Не дразните олигархов на свой страх и риск picture
Не дразните олигархов на свой страх и риск picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Британская контрразведывательная служба MI5 заявляет, что сегодня в Великобритании не меньше российских шпионов, чем во времена 'холодной войны'. Путинский аппарат государственной безопасности следит за российскими диссидентами в Лондоне и не проявляет никаких видимых признаков сожаления, когда их жестоко убивают

В бюрократическую прозу своей ужасной книги 'Революция Блэра' (The Blair Revolution) Питер Мандельсон (Peter Mandelson) все же умудрился вставить одну благородную мысль. Готовя ее к печати в 1996 году, когда бывшая советская империя лежала в руинах, он заявил, что Европейский Союз должен двинуться в сторону Центральной и Восточной Европы для 'укрепления безопасности, усиления демократии и распространения по всему континенту экономического и социального прогресса'.

Он, видимо, искренне верил тогда, что Тони Блэр (Tony Blair) окажется на переднем крае борьбы за новую Европу - свободную и мирную. Сегодня его оптимизм кажется мечтой из другой эпохи. Авторитарный режим Путина, состоящий из бывших сотрудников КГБ и их закадычных друзей и сторонников, оплакивает потерю империи царей и комиссаров, демонстрируя активное стремление вернуть ее обратно. После войны в Грузии и начала рецессии на Украине, приведшей ее на грань краха, председателю Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США пришлось на прошлой неделе лететь в Литву и давать бывшим оккупированным территориям обещание, что НАТО защитит их.

Британская контрразведывательная служба MI5 заявляет, что сегодня в Великобритании не меньше российских шпионов, чем во времена 'холодной войны'. Путинский аппарат государственной безопасности следит за российскими диссидентами в Лондоне и не проявляет никаких видимых признаков сожаления, когда их жестоко убивают.

Но Мандельсон и подобные ему политики, которые когда-то хотели укреплять демократию и продвигать прогресс по всей Европе, не видят ничего зазорного в общении с олигархией. Хотя я подозреваю, что читатели газет пока не поняли всю глубину их нравственного падения.

Дело Дерипаски это загадка для непосвященных, потому что пресса не может точно сказать, о чем здесь идет речь. Когда Джордж Осборн (George Osborne) давал брифинги для прессы, сюжетная линия состояла в том, что Мандельсон распространяет ядовитые слухи о Гордоне Брауне. Но история о его пребывании на яхте Дерипаски и об обедах с олигархом в московских ресторанах быстро оттеснила на второй план разговоры о вероломных ударах в спину. Журналисты поняли, что решения, которые Мандельсон принимал на посту еврокомиссара по торговле, имели отношение к одному из самых богатых людей планеты.

Когда Натаниэль Ротшильд (Nathaniel Rothschild) написал, что Осборн выпрашивал у Дерипаски деньги, мы решили, что это просто один член клуба избранных 'Буллингдон' наказывает другого за нарушение неписаного закона молчания, действующего в высших партийных эшелонах. Но тут вмешались журналисты из деловой прессы и указали, что на кону у Ротшильда нечто большее, чем честь джентльмена. Деньги Дерипаски помогли ему увеличить собственное состояние, однако русскому не очень-то удается справляться с финансовым кризисом. Ротшильду пришлось напасть на Осборна за то, что тот привлек всеобщее внимание к этому скрытному человеку, внесшему свой вклад в оплату ротшильдовского шале в Клостерсе, где Мандельсон был частым гостем.

Те наивные души, которых волнуют правила приличия в политике, с открытыми ртами смотрели за тем, как Мандельсон вернулся на Уайтхолл и сразу потребовал ограничить права работающих матерей при найме на работу. Произошло это спустя буквально несколько недель после того, как супербогатые пустили его по кругу подобно бутылке виски. Осборну не удалось его переплюнуть, хотя он и пытался. Побывав у Ротшильдов и посетив Дерипаску на Корфу, он объявил, что консерваторы это единственная партия, самозабвенно преданная делу борьбы с бедностью.

Несмотря на свою очевидную беспощадность, средства массовой информации ходят вокруг да около главного. Они не показывают того, что должно быть в центре всего этого скандала: чувства глубокого негодования в отношении Мандельсона, Осборна и Ротшильда. Ведь эти люди считают, что ручные олигархи опасной автократии ничем не хуже и не лучше всех прочих промышленников и предпринимателей.

Моих коллег нельзя винить за их осторожность и слабую критику. Лондон предлагает представителям кланового капитализма не только самые дорогие и роскошные рестораны, охрану и умеющих молчать банкиров. Наши деспотические законы об ответственности за распространение клеветы также привлекают богачей. Редактор дважды, трижды, да что там, сто раз подумает, прежде чем пойти им наперекор. Они знают, что им придется сражаться с судьями по делам о клевете и с судебными лордами, которые не смогли бы удержаться на своих местах в открытом обществе, поскольку не выносят свободы слова.

Читая между строк, вы, может быть, и поняли, что когда журналисты пишут об 'алюминиевых войнах', превративших Дерипаску в сибирского магната девяностых, мы используем слово 'войны' отнюдь не фигурально. Заметьте также, как часто мы говорим о том, что госдепартамент в 2006 году запретил Дерипаске въезд в Соединенные Штаты, и как редко мы объясняем, почему он это сделал.

Судьи милостиво отменяют требования законов о клевете, когда журналисты сообщают об их вердиктах. Я могу дать вам почувствовать, что за компанию водит высший политический класс. Для этого процитирую судебное решение судьи Кристофера Кларка (Christopher Clarke), которое тот огласил в суде первой инстанции 3 июля.

Он вел дело по заявлению Михаила Черного. Как и многие другие из числа пытающихся заниматься бизнесом в России, этот беглец с родины утверждает, что сообщники Кремля обманули его. Он опасается ареста в том случае, если вернется домой, чтобы потребовать 4,35 миллиарда долларов у своего бывшего партнера, некоего Олега Дерипаски, и просит в связи с этим рассмотреть его дело в лондонском суде. Дерипаска говорит, что ни копейки не должен Черному, и требует, чтобы любые судебные слушания проводились в России.

В своем решении по поводу того, где должен проводиться суд, судья Кристофер Кларк заявляет, что выслушал показания профессора права из Биркбекского колледжа Лондонского университета Билла Боуринга (Bill Bowring), который является большим авторитетом по гражданским правам в России. Его показания 'существенно помогли' судье прийти к заключению о том, что бежавшие из России враги Кремля и их сторонники в случае возвращения будут арестованы.

'По общему мнению, Дерипаска - это сочувствующий Кремлю олигарх, который внял предостережению президента Владимира Путина не лезть в политику, - заявил профессор, - другие оказались в изгнании или в сибирских колониях. Но Дерипаска стал лидером дружащих с Кремлем олигархов, чьи шансы на продолжение деловой активности определяются степенью их послушания Кремлю, и которые могут, в свою очередь, рассчитывать на поддержку государства и его правовой системы. Он финансировал любимые проекты президента Путина. Его компания 'Русал' является одним из самых важных активов российского государства'.

Не обвиняя напрямую Дерипаску, судья согласился с тем, что суд не может проходить в России в связи с 'риском успешного убийства'. У Черного имеются 'серьезные основания бояться за собственную безопасность'. Не может он также надеяться и на честный и справедливый суд, продолжил судья. 'Мне кажется, есть большая вероятность того, что против Черного будут выдвинуты обвинения, если он вернется, а также серьезные шансы на то, что Дерипаска может использовать свое влияние и настроить людей против Черного'.

В своем заявлении, которое наверняка найдет положительный отклик у тех, кто знаком с историей показных коммунистических судов, судья добавляет, что 'использование уголовного преследования [или угроза его применения] в качестве инструмента борьбы за власть с соперниками было характерной чертой Советской России. Эта черта сохранилась, обретя новое название - 'заказные дела''.

Этими словами он принял решение против клиента Ротшильда, против соседа Мандельсона за обеденным столом и против объекта алчных взглядов Осборна.

Я начал с того, что назвал книгу Мандельсона ужасной. Возможно, я был излишне резок. В 1996 году он писал о том, что избиратели считают так: их государство это подхалимы бизнеса и парламент, состоящий из беспринципных политиков'. Ну разве это не правда?

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

_________________________________

Россия сидит на огромном сундуке с деньгами, а мы распродаем принципы и самоуважение ("The Guardian", Великобритания)

Дилемма Дерипаски ("The Financial Times", Великобритания)

Для того Дерипаски, которого я знаю, собственность не имеет большого значения ("The Independent", Великобритания)

Стальной человек, которого сделал алюминий ("The Times", Великобритания)