21 ноября в Онфлере (Нормандия) открывается старейший и самый известный фестиваль русского кино во Франции. В главном конкурсе в этом году семь фильмов, а открывает фестиваль в среду вечером военная картина «Четыре дня в мае» - «непростой» фильм в продюсерской судьбе актера Алексея Гуськова, который лично приехал представить эту работу французским зрителям.
 
Единственный фестиваль русского кино во Франции, имеющий свой конкурс и независимый отборочный комитет, проходит в старинном нормандском городке Онфлере на берегу Ла Манша. Это север. А изначально фестиваль русского кино во Франции обосновался в совсем другом уголке страны, на юге, в городе Сен Рафаеле, на ином побережье — Средиземноморском. На пафосном Лазурном берегу фестиваль просуществовал недолго и в 1995 году переехал в Онфлер.

Все эти годы фестиваль живет и выживает благодаря силам и энергии одного человека. Это Франсуаза Шнерб, нынешний президент Онфлерского кинофестиваля. Без приложения сил и энергии этой удивительной женщины, сплотившей вокруг себя команду профессионалов и энтузиастов, фестиваль наверняка не дожил бы до своей 20-й годовщины. С какими чувствами открыла она этот юбилейный кинофорум?

Франсуаза ШНЕРБ:
С чувством огромного удовольствия! Что нам удалось пройти весь этот путь до 20-го фестиваля, и что нам удается представлять такие замечательные фильмы. Это огромная радость. Где мы находим силы? Вы знаете, мне кажется, силы найти легче, чем деньги. На нашем фестивале работает замечательная команда, все мы волонтеры, часть волонтеров помогает нам во время фестиваля, помимо этого есть небольшая команда, которая работает над организацией весь год. И поскольку мы любим то, чем занимаемся, мы не чувствуем усталости, нужно просто поддерживать этот энтузиазм!...

Конкурс и другие программы

Благодаря энтузиазму команды Франсуазы Шнерб зрители фестиваля русского кино в Онфлере увидят в этом году впечатляющую подборку фильмов от советской эпохи до наших дней. Прежде всего, это, конечно, современный кинематограф и программа «Дебюты», ретроспектива «Черный и белый юмор», программа документального кино и детских фильмов. И, конечно же, конкурс.

Рассказывает Елена Дюффор, пресс-атташе фестиваля : - Как и каждый год, у нас программа конкурсных фильмов. Открывается программа фильмом «Четыре дня в мае» немецкого режиссера Ахима фон Борриса, это копродукция России, Украины, Германии. Другие конкурсные фильмы это «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова, «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Я буду рядом» Павла Руминова, «День учителя» Сергея Мокрицого, «Рассказы» Михаила Сегала, «Поклонница» Виталия Мельникова. Кроме того, очень интересная программа в этом году «Новый взгляд на историю». И, по просьбам зрителей, мы показываем французский фильм, который называется «Концерт», это был очень большой успех здесь, во Франции, в нем снимались русские актеры Алексей Гуськов, Валерий Баринов, Дмитрий Назаров. И будет еще небольшая ретроспектива, посвященная юмору в кино, в которой будет фильм Карена Шахназарова «Сны».

«Четыре дня в мае»: фильм открытия

И Карен Шахназаров, и Алексей Гуськов — гости 20-го фестиваля в Онфлере. Со смешанными чувствами представляет Алексей Гуськов фильм церемонии открытия фестиваля, «Четыре дня в мае», в котором он сыграл главную роль.



По воле сценариста в этом фильме советские и германские солдаты сражаются бок о бок, защищая воспитанниц детского дома в последние дни Второй мировой войны. На фоне нынешнего конвейерного российского военного кинематографа это, наверное, один из очень немногих фильмов, который пытается заставить зрителя задуматься над войной не с некой пафосной ура-патриотической, но с общечеловеческой точки зрения. Но, как оказалось, часть зрителей по-прежнему не готова не только к «окопной правде» (блистательно и достоверно описанной еще рядом советских писателей), но даже к попытке хоть как-то поставить под вопрос официальный военный эпос, сложившийся в сталинскую эпоху. А французы оказались готовы и выбрали именно этот фильм для открытия 20-го фестиваля в Онфлере.

Надо ли говорить, что Алексей Гуськов представлял эту картину не без волнения.

Алексей ГУСЬКОВ:
Я, действительно, переполнен чувствами, потому что это непростая картина в моей судьбе. Маленькая справка: в постсоветской России это первая картина, которую телевидение сняло с эфира. И я фактически попал, в странные, неожиданные люди, «свой среди чужих, чужой среди своих». Интернет имеет свойство анонимности, очень много людей вываливают и грязь, и что угодно. Началось с того, что было написано о «солдатах-насильниках», о «попрании памяти». И дальше уже эта волна возмущения покатилась. А когда задавались вопросы: «А вы фильм видели?» - «Нет», - отвечали люди. И когда человек смотрел кино, то все вставало на свои места. Я думаю, что была разыграна такая карта, в период выборов, которые проходили бурно, с болотными площадями, пересмотром бюллетеней. Его разыграли как политическую карту, хотя никакой картины в этой гуманистической картине нет. Я думаю, что этот фильм, позиционирующий — особенно в Германии, у нас очень сложная история - вот этот гуманизм и вот эту ноту человечности, он гораздо больше сближает наши народы, чем нефть и газ.

Алексей Гуськов признается, что стремился приехать в Онфлер давно и чтобы уж наверняка попасть на юбилейный фестиваль забронировал свою поездку еще в апреле.

Алексей ГУСЬКОВ: Это уже моя третья или четвертая попытка попасть сюда. Я очень много слышал об этом фестивале. Ну, во-первых, я много читал о нем, например, в блогах Акунина. Во-вторых, все мои коллеги, кто бывал здесь, говорили о прекрасном абсолютно месте. И что важно, недели российского кино проходят в разных странах, но в основном приходит там наша иммиграция. А именно «аборигенов» (смеется) очень мало. И вот был первый показ, я представлял фильм — полный зал, и все сидят французы. Мне это очень приятно.

Добавим, что в состав жюри фестиваля этого года вошли известные французские кинематографисты, в том числе и русского происхождения: Робер Оссейн (первый муж Марины Влади) и кинематографистка Нина Компаннец, их родители принадлежали к первой волне русской эмиграции во Франции.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.