Один из основных вопросов, волнующих Запад в исламском мире и Турции - положение немусульманских меньшинств. В их сознании - негативные предубеждения и сомнения в отношении Запада, наблюдаемые на высоком уровне в ходе опросов мусульманского общественного мнения. Их также беспокоят ошибочные ярлыки и предвзятые подходы относительно христианских и иудаистских традиций, с которыми связано большинство выходцев из западных стран. С другой стороны, в рядах мусульман исследуются пристрастные взгляды и несправедливости Запада по отношению к мусульманскому населению.

Если наши завоевания или «священный джихад» нанесли культурные травмы западному миру, то похожим влиянием на исламский мир обладали крестовые походы и колониальные атаки. Наше общественное подсознание было изувечено такого рода воздействиями. Особенно недавние военные операции лидера Запада США в регионе и выбравшие в качестве мишени американцев ответные акции насильственного сопротивления в значительной степени разбередили глубокие исторические раны. Необходимо систематичное и конструктивное подавление данных взаимных предубеждений разнообразными способами - от наиболее мягких до самых жестких. В противном случае невозможно предотвращение культурных конфликтов, негативно сказывающихся на отношениях исламского мира (и Турции) с Западом. И земной шар не сможет достичь желаемого мира.

На новые размышления по этому вопросу меня натолкнула международная конференция по исламофобии, состоявшаяся на прошедшей неделе в Турции. Организованное совместно Министерством молодежи и спорта и Медиа-ассоциацией Турции мероприятие было проведено в Университете Мальтепе (Стамбул). Тот факт, что практически все из присутствовавших были студентами вузов, придал особый динамизм этой увлекательной с интеллектуальной точки зрения дискуссии. Вступительную речь на открытии конференции, организованной в рамках стратегии правительства Эрдогана по актуализации вопроса об исламофобии на самых высоких уровнях, была произнесена министром молодежи и спорта Суатом Кылычем.

Необходимы самокритика и сопереживание

Принимавшие участие в конференции журналисты из Европы обсуждали со своими турецкими коллегами методы диагностики и лечения исламофобии. Некоторые участники указывали на значимость самокритики и сопереживания как на одни из ключевых элементов борьбы с исламофобией. Это пункт, которому я придаю особое значение. Ведь реакции малочисленного радикального меньшинства в мусульманском мире, местами превращающиеся в насилие, в западном мире порождают в значительной степени дискриминацию и ненависть в отношении мусульман. Таким образом, возникает порочный круг, который подпитывается каждой из сторон. И это вызывает всеобщие опасения.

Что может быть сделано для решения проблемы исламофобии на Западе? Прежде всего, необходима терпимость. Невозможно ожидать, что данная проблема, имеющая глубокие исторические и культурные корни, подстрекаемая текущими политическими конфликтами, терактами и военными операциями, враждебностью к иностранцам и мигрантам, возрастающей при экономической рецессии, в один миг исчезнет. Осознав провоцирующее воздействие предубеждений, мы должны в соответствии с этим знанием развивать стратегии решения. Пока имеют место предубеждения и притеснения немусульманского населения в государствах, где мусульмане составляют большинство, представляется сложным достижение мирной жизни в мусульманской диаспоре на Западе. Все, кто применяет насилие как способ квазизащиты, должен быть изолирован. Не следует во всех предубеждениях искать плохие намерения и заговоры, поскольку источником большинства из них является невежество или лень и нежелание познания нового. В то же время необходимо сохранять бдительность к элементам, систематически подстрекающим взаимную ненависть. Например, как есть неонацисты в Германии, которые поджигают жилые дома мусульманского турецкого населения, так и в Турции существуют тайные организации, такие, как «Эргенекон», которые выбирают в качестве мишени не являющихся мусульманами жителей Турции.

Вклад движения Hizmet

Интеграция мусульман в общество, в котором они живут, при сохранении собственной культурной самобытности  в долгосрочной перспективе - самое эффективное лекарство от болезни исламофобии на Западе. Помимо оперативной реакции, необходимо принятие превентивных мер. Например, требуется воспитание поколений с высокой мусульманской нравственностью, что должно проявляться во всех сферах жизни, таких, как СМИ, политика, экономика, искусство. Необходимо воспитание индивидов, способных объединяться и разговаривать со своими оппонентами на одном языке культуры. Необходимо создание прочных, лишенных дискриминации союзов с представителями Запада. Необходимо сосредоточиться на работах по обеспечению межрелигиозного и межкультурного диалога. И такая работа должна проводиться со всеми, включая слои населения, демонстрирующие наиболее предвзятое отношение. Все это, естественно, возможно лишь при помощи сильных общественных движений. Сейчас анализируются некоторые успешные примеры в Европе и США. В этой связи привлекает внимание деятельность движения Hizmet, которая нацелена на решение вышеперечисленных задач применительно к мусульманской диаспоре.

Необходимо, чтобы вопрос об исламофобии регулярно поднимался на повестке дня на межгосударственном уровне и, возможно, стал одним из непременных пунктов двусторонних консультаций для некоторых стран. Правительство также должно обеспечить возможность поиска решения данного вопроса на международных платформах в той степени, которая позволит преодолеть проблемы нарушения прав и свобод различных общественных групп в Турции, включая исламофобию на локальном уровне. Однако, что бы ни говорилось, все сводится к одному тезису: не останавливаться, а сохранять внутренний мир и продолжать усилия по проведению реформ…