19 апреля Сербия и Косово подписали в Брюсселе исторический договор об управлении территорий в Косово с сербским большинством, среди которых и Метохия. Эти территории теперь управляются параллельными структурами Сербского государства. Однако, не все то золото, что блестит. Праздник испортили влиятельная Сербская православная церковь и само сербское население Косова. Они обрушились с жесткой критикой на Белград и Европейский Союз. И церковь и население играют большую роль в косовских делах.

Если договор будет ратифицирован, Метохия и другие сербские муниципалитеты перейдут под прямую юрисдикцию Приштины, хотя договор оставляет в тени немало важных моментов. Но в любом случае, кажется, стороны пришли к соглашению по поводу муниципалитетов Косовска-Митровица, Лепосавич, Звечан и Зубин-Поток. Они будут действовать в соответствии с юрисдикцией Косова при сохранении автономии в области экономики, образования, здравоохранения и городской планировки. С точки зрения безопасности, Сербия должна вывести свои полицейские подразделения и сформировать сербско-косовское командование в этих муниципалитетах. Резкий отказ признать это соглашение поступил от Марко Якшича, депутата Демократической партии Сербии и лидера сербов в Косово: «Мы постараемся перенести сопротивление с северных территорий в Белград, потому что нас предали не в Косово, а в сербской столице». Подобное заявление никого не может удивить, если принять во внимание многочисленные призывы о помощи и присоединении к родине, обращенные сербским меньшинством Косова к Белграду после разрушений и атак со стороны албанских исламистов.

Cотрудники миссии ЕС в Косово


Читайте также: Отношения Косово и Турции


Но еще более резкая официальная реакция последовала со стороны Сербской православной церкви 23 апреля. Святейший Синод назвал договор «тотальным выводом институтов Сербии с территории ее южной провинции в обмен на ограниченную автономию сербских сообществ к северу от моста через реку Ибар в Косовска-Митровице внутри поселений Тачи (премьер-министра Косова с 2008 года). «Кроме того, речь идет о непрямом и замалчиваемом признании системы правительства Косова и Метохии, которое не зависит от правительственных структур Сербии», - говорится далее в коммюнике. С одной стороны, речь идет о заявлении церкви, с которой многие граждане страны связывают свою национальную идентичность, как это происходит в большинстве православных стран. С другой стороны, христианская церковь сильно тревожится за свою паству, годами подвергающуюся агрессии этнического и религиозного характера со стороны исламистов, которые грабят и убивают православных христиан, разрушают их дома и имущество.

Восьмого апреля епископ Бачский Ириней выразил озабоченность Священного синода Сербской православной церкви положением верующих во время встречи с некоторыми представителями государства. Он подчеркнул большую разницу между благими пожеланиями отношений добрососедства и фактическим обеспечением физического выживания христианского населения Косова. Тем, кто обвинял церковь во вмешательстве в дела государства, Ириней ответил, что Священный синод имеет право заботиться о своей пастве, находящейся в опасности.

Тон коммюнике от 23 апреля резкий. Борец за независимость Косова премьер-министр Хашим Тачи назван там «личностью, разыскиваемой Интерполом». Действительно, Тачи был осужден за террористическую деятельность, занимался контрабандой оружия, наркотиков и человеческих органов, совершил множество военных преступлений против сербов. И теперь этот человек ведет переговоры с ЕС и ООН о принятии Косова в эти организации.

Также по теме: Дачич-Тачи, Косово настолько мое, насколько и твое

В своем резком коммюнике церковь не щадит и Европейский Союз. Настоящей победительницей в деле подписания договора 19 апреля является британская баронесса Кэтрин Эштон, ставшая в 2009 году Верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности. С 2011 года она курирует переговоры между Сербией и Косово. Итак, по мнению Священного синода Сербской православной церкви, подпись Сербии под договором с Косово — это дань ЕС, чтобы Сербия могла вступить в него. Другое требуемое от Сербии обязательство — не чинить препятствий для вступления Косова в НАТО. Следующим шагом будет официальное признание Косова суверенным государством.

Храм за колючей проволокой


В конце концов, то, что подпись, поставленная 19 апреля Сербией под договором с Косово, является ценой за вступление в ЕС, всем очевидно. Действительно, Европейский Союз выдвинул ультиматум: если до вторника, 23 апреля Сербия согласится начать переговоры с Косово, то тогда начнутся и переговоры о вступлении Сербии в ЕС. Уже в субботу, 6 апреля патриарх Ириней призвал сербских лидеров «не отказываться от Косова, не предавать и не продавать его в обмен на туманные обещания о вступлении в ЕС».

Кроме того, Священный синод Сербской православной церкви в декабре прошлого года разослал сербским руководителям письмо, в котором называл переговоры с Косово «самоубийством для страны», обвиняя правительство в том, что ради международных планов они готовы «вырезать сердце Сербии». Жесткие слова были сказаны и по отношению к Соединенным Штатам с требованием убрать военную базу американского контингента в составе международной миссии KFOR из Кэмп-Бондстила и прекратить «незаконную, в ковбойском стиле оккупацию сербской земли и минеральных ресурсов Косова».

Читайте также: Если потребуют Косово, мы откажемся от Европы

В конце октября 2012 года Госсекретарь США Хиллари Клинтон вместе с главой европейской дипломатии Кэтрин Эштон посетила косовских сербов и пожелала вхождения Сербии и Косова в Европейский Союз. Кроме того, США хотят, чтобы проамерикански настроенное Косово вошло в НАТО, что в глазах международного сообщества стало бы огромным шагом вперед в процессе умиротворения территории.

Резкая реакция Сербской православной церкви, направленная против перспективы признания Косова и передачи преследуемых христианских меньшинств в руки Косова, где преобладают сунниты, представляет собой пример отношений между православными церквями и Европейским Союзом, которые почти всегда переходят в противостояние. Кроме того, это пример отношений между ортодоксией и современностью, которая характеризуется радикальными процессами секуляризации и концом политики, связанной с духовными и культурными ценностями. При всем при том, в центре Европы продолжаются преследования христианского населения, что создает ощущение того, что международные интересы и геополитические стремления ЕС и США страдают политической слепотой, которая может тяжело сказаться на судьбе христиан Старого Света.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.