Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Толкин: между правыми и левыми

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Под влиянием Джона Рональда Руэла Толкина воображение итальянских правых привело к организации лагерей хоббитов, в которых формировались молодые неофашисты. Но фантазия Толкина создала такой мир, который допускает множество толкований. И тут у Толкина появились почитатели из противоположного политического лагеря. Так несколько неожиданно Толкин стал знаменем левых.

Существовало когда-то в далекие времена Средиземье. Правые когда-то вдохновлялись произведениями Толкина, что стало всем известным общим местом. Разыгравшееся под влиянием творений знаменитого английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкина (1892-1973) воображение итальянских правых привело к организации лагерей хоббитов, в которых формировались молодые неофашисты. Тогда царила культурная гегемония коммунистов и левых. Правда, эту концепцию надо обсуждать с большим вниманием. Книги Толкина печатались в издательстве Rusconi. Тогда были популярны творения Юлиуса Эволы, и Джанфранко де Туррис первым занялся этой тематикой. Весь идеологический арсенал правых был детально изложен в книге Лучано Ланны и Филиппо Росси «Воображаемые фашисты» (Fascisti immaginari, изд. Vallecchi, 2003).

Вся эта субкультура черпала вдохновение в сказочном воображаемом мире, а научно-фантастическая литература, многое бравшая из области науки и футурологии, была ближе к прогрессистской телеологии.

Анафема и обвинения со стороны левых не заставили себя ждать. Достаточно вспомнить о ярлыке «мусор для молодежи», который наклеил знаменитый радикальный литературный критик Эдмунд Уилсон (к нему присоединился и Фрэнсис Скотт Фицджеральд) на ни в чем неповинного «Властелина колец».

Но фантазия Толкина создала такой мир, который допускает  множество толкований. Правые быстро приспособили его к его своим понятиям в борьбе против индустриализма и капитализма. Стали считать этот фантастический мир образцом традиций мифического средневековья и вдохновлялись им при отстаивании «духовных ценностей», утраченных пришедшим в упадок Западом. Но тут у Толкина появились почитатели из противоположного политического лагеря. Так несколько неожиданно Толкин стал знаменем левых. Здесь у Толкина имелся предшественник в лице Артура Рэнсома, репортера и успешного детского писателя. Он был послан Guardian в революционную Россию 1917 года, где вошел в ближайшее окружение большевистских лидеров и сошелся с секретаршей Троцкого, на которой впоследствии женился.

Можно вспомнить и об усилиях американиста Алессандро Портелли, который вознамерился отнять ученого и католического писателя у ультраправых. Сегодня мы находим глубоких знатоков творчества Толкина даже среди рядов политологов-прогрессистов (пример — Микеле Сориче).

Конечно, этому перевороту способствовало постмодернистское смешение жанров и постполитическая трансформация, которая в какой-то степени остановила поиск идеологической подоплеки в области культуры, а также большой успех у публики первой части кинотрилогии Питера Джексона. (Скоро выйдет вторая часть «Хоббит: Пустошь Смауга»).

Нужно вспомнить некоторые случаи искренней любви к жанру, которая в последние годы возродилась среди левых поклонников Толкина, например, со стороны ультралевой группы Wu Ming. Федерико Гульельми (Federico Guglielmi) (артистическое имя — Wu Ming 4) стал «критиком-активистом» и публикует сейчас свою работу об авторе «Сильмариллиона», которая неслучайно названа «Защитить Средиземье» ( Difendere la Terra di Mezzo, издательство Odoya, 288 стр., 18 евро). В книге содержится протест против расистского прочтения книг Толкина, создателя космогонии и поэтических мифов и автора поэтической аллегории власти, по мнению авторов эссе (в книге содержится текст известного исследователя творчества Толкина Томаса Алана Шиппи об «изображении» общественных классов в его книгах). Итак, речь уже идет не о Толкине-радикале, но скорее, если позволите, о Толкине-деконструктивисте.