Во внешней политике любой страны традиционно выделяют политические, экономические, культурные, военные и стратегические аспекты. Внешнеполитические отношения с другими государствами зависят уже от их собственных особенностей, а их сочетание и формирует отношение к каждому из этих государств. Между тем, ни одно из национальных особенностей не обладает такой значимостью, как культура.

Многие эксперты считают культурную дипломатию самым лучшим инструментом реализации мягкой силы, которая дает возможность оказывать известное влияние на другие страны посредством таких элементов, как культура, ее идеи и ценности. Данная статья посвящена роли культуры во внешней политике Исламской республики Иран.

Культурная дипломатия и внешние связи


Культурная дипломатия представляет собой одну из официальных сфер внешней политики, являясь одновременно с этим одним из направлений общей дипломатии, которую используют правительства разных стран для обновления внешнеполитических ресурсов. Поэтому, оказывая влияние на другие страны, культурная дипломатия привлекает к себе их население в том числе.

Между тем, нельзя игнорировать роль государств как главных игроков международных отношений. На самом деле культурная дипломатия – эффективный и пластичный рычаг внешней политики, который содействует улучшению отношений между государствами и взаимопониманию между нациями, а также служит укреплению мира на планете. На сегодняшний день большая роль в этой дипломатии уделяется негосударственным игрокам и гражданским объединениям, лояльности и тому подобному.

Отношения Ирана с разными странами имеют разные аспекты: экономические, политические, культурные, глобальные, военные и стратегические. Культурные связи – это лишь один спектр таких отношений, но и он содержит много направлений. Среди них туризм, в том числе и паломничество, сотрудничество в сфере кинематографа, музыки и прочих видах искусства, печать и распространение книжной продукции, издательство и многое другое.

Иран относится к тем странам, которые, учитывая свое историческое и политическое прошлое, стараются использовать культуру для реализации собственных целей. Это при том, что культурные связи могут занимать весьма значимое место во внешних отношениях.

Поскольку культурные связи являются частью межгосударственных отношений, в зависимости от степени их развитости посольства могут иметь культурные отделы, представительства или консульства, где занимаются такими вопросами, как образование, наука и изучение языка государства, распространяющего определенную культуру.

Однако вопрос о том, какое именно подразделение посольства будет заниматься такими вопросами, решается в зависимости от интенсивности культурных связей и характера отношений двух стран. Другими словами, культурные контакты могут реализовываться посредством работы культурных представительств, конкретной культурной деятельности, зависящей от условий страны пребывания, а также выполнения двусторонних соглашений, однако при этом необходимо учитывать потенциал иностранного государства и возможности, предоставленные в распоряжения самого посольства.

Культурная дипломатия и мягкая сила во внешней политике


В действительности, посольство каждой страны и, в частности, Исламской республики Иран отвечает за отношения с внешним миром. Речь идет не только о дипломатических контактах, потому что культурная деятельность тоже включает в себя дипломатию, а некоторые соглашения между двумя государствами, меморандумы или постановления совместных комиссий могут содержать в себе и культурные аспекты. В этой связи могут проводиться разнообразные выставки, недели кино и другие культурные мероприятия.

С некоторыми странами у Ирана очень развитые отношения, с другими же ситуация не столь благополучна. В некоторых государствах Иран вообще имеет посольство лишь условно. Так, например, в Египте имеется иранская миссия во главе с поверенным в делах Исламской республики, а посольство как таковое и его культурные подразделения отсутствуют. Иначе говоря, культурные связи Ирана устанавливаются в рамках официальной дипломатии. Таким образом, иранские посольства могут при согласии властей страны пребывания заниматься представлением своей культуры иностранной аудитории. Примером этого может служить проведение каких-либо выставок, которые подчас пользуются у местного населения большим успехом.

С другой стороны, культурные связи и мероприятия не ограничиваются межгосударственным сотрудничеством в этой области и, возможно даже, официальной дипломатией. На самом деле Ирану необходимо развивать культурные связи в том числе и в рамках общей дипломатии, которая не является уделом исключительно государственных структур, министерств и посольств, но и может воплощаться усилиями других различных учреждений, таких как негосударственные организации, и даже отдельными деятелями культуры.

Иногда подобная активность разворачивается в рамках культурного сотрудничества, однако бывает и такое, что фоном для нее являются условия культурной войны. Отметим, что сейчас Ирану приходится сталкиваться с неким подобием данного явления в некоторых странах, где на широкий экран выходят художественные фильмы производства компании Hollywood или звучат оскорбления в адрес мусульманских святынь и ирано-исламской культуры.

Конечно, эта культурная война ведется не против одного Ирана, ведь под шквал критики иногда попадают и другие, особенно мусульманские, страны, но все же главный удар приходится именно на Исламскую республику. В связи с этим необходимо вести сотрудничество межгосударственного и межнационального уровня, включая сюда и взаимодействие с разнообразными международным организациями, такими как ЮНЕСКО, которое также может происходить в рамках культурных контактов.

К области культуры относится и антиисламская деятельность, которую ведут сионисты, и то, что делает или может делать Иран, выступая против сионизма, нацизма и фашизма на глобальном уровне. Выражаясь иначе, культурные отношения могут развиваться при помощи как государственных объединений, так и негосударственных. Свою лепту в это дело вносят также представители разных слоев общества или конкретные личности, обладающие какими-то личными заслугами или потенциалом для развития культурных связей (с учетом интересов иранского народа и Исламской революции).

Потребности культурной дипломатии


С точки зрения культуры и религии Иран может сказать миру многое. Он стремится к этому и хочет быть услышанным, но в таком случае необходимы конкретные действия. Сейчас во многих странах культурные мероприятия, организованные иранскими представительствами, пользуются большим успехом, и на них имеется значительный спрос среди местного населения. Однако, к сожалению, по причине внутренних проблем Иран не в состоянии удовлетворить весь этот спрос. На самом деле область культуры имеет широкие возможности, все из которых можно использовать.

Реализовывать культурное сотрудничество и содействовать распространению иранской культуры может сотрудничество между народами и определенными социальными кругами, разными центрами (на уровне дипломатических связей), городами двух стран, которые получают статус городов-побратимов, университетами, сообществами преподавателей и студентами, домами культуры и так далее.

Следует отметить, что культурные связи обладают большой эффективностью и могут повлиять даже на торговые отношения. К примеру, представление иностранной общественности произведений иранской культуры может способствовать развитию туризма в стране, созданию дополнительных рабочих мест и получению реальной прибыли, тем не менее все это требует серьезной работы.

Деятельность в сфере культуры имеет массу направлений. В частности, искусство имеет огромное влияние на мировом уровне. В качестве примера автор этой статьи может привести свою поездку в Мексику, где среди учащихся местных школ иранской стороной был организован конкурс рисунков на сюжет некоторых аятов (стихов) из Корана и хадисов (преданий о пророке). Одним из них, кстати, стало изречение о том, что ломать ветви деревьев – это все равно что ломать крылья ангелов. Победителям конкурса были вручены призы, и все мероприятие в целом прошло крайне успешно.

Разные художественные и религиозные центры Ирана могли бы воспользоваться таким опытом, используя искусство и его самых ярких национальных представителей для участия в подобных проектах, ведь все это может содействовать большему ознакомлению народов других стран с религиозной традицией Ирана.

Роль культурной дипломатии в развитии ирано-исламской культуры


Перед тем, как развивать ирано-исламскую культуру, необходимо определить, что она из себя представляет. Вполне естественно, что правильное понимание этого феномена может заставить людей в других странах мыслить иначе, увеличив среди них число друзей Ирана и уменьшив число врагов. Например, в то время как христиане возводят Иисуса Христа до уровня бога и считают Марию девой божьей, иудеи (в отличие от мусульман) вовсе не верят в чудеса этих двух святых и даже утверждают, что Христос был рожден от незаконной связи Марии.

Те же самые сионисты-исламофобы, имея в распоряжении множество средств массовой информации и пропагандистские органы вещания, такие как голливудские киностудии, телеканалы и печатные издания, представляют все таким образом, что мусульмане будто бы являются врагами христиан, а иудеи, наоборот, – лучшими друзьями.

Между тем, почти никто из христиан не знает, что в Коране есть сура (глава) «Марьям» (святая дева Мария), и священная книга мусульман приписывает ей и ее сыну еще больше чудес, чем в Библии. Иначе говоря, с одной стороны, христиане из западных стран не знают, что о них думают иудеи, а с другой – не имеют представления о том, как воспринимают этих двух святых мусульмане.

Подобное незнание создает для сионистов условия сеять страх перед исламом. В связи с этим Иран имеет возможность раскрыть истинную суть мусульманской религии, развивая официальные и неофициальные дипломатические отношения с народом, общественными организациями и даже отдельными лицами иностранных государств.

Такие усилия приведут не столько к ослаблению исламофобии, но и пошатнут позиции сионистов в западных обществах, нанеся сильный удар по их пропаганде против Ирана. Такой инструмент, как культура, можно использовать в диалоге между цивилизациями, конфессиями и даже партнерстве между ними, и коль скоро Иран столкнулся с войной цивилизаций, он может дать ей достойный отпор.

Известно, что одним из проявлений войны против ислама считается книга Салмана Рушди, нанесшая оскорбление мусульманским святыням (речь идет о романе «Сатанинские стихи» 1988 года, за который автор, британский подданный индийского происхождения, был заочно приговорен к смерти иранскими властями). В связи с этим весьма важно, чтобы в Иране задумались о том, как можно позиционировать ирано-исламскую культуру в глазах мирового сообщества. Это особенно актуально в современную эпоху, когда после краха коммунизма и либерализма западное общество, к сожалению, не знает какая литература и какие концепции могут оказаться спасительными для него и что представляет собой правильный путь.

Другими словами, населению западных стран ничего не известно об исламе, но иранцы могут просветить их в этом вопросе. Таким образом, на фоне общего разочарования в коммунизме и либерализме будут созданы условия для развития ислама и реализации завета лидера Исламской революции в Иране имама Хомейни о том, что нынешний век – это век ислама.

Проблемы культурной дипломатии Исламской республики Иран и пути их решения


Во время моего пребывания в Мексике я посетил выставку, подготовленную для знакомства населения этой страны с Ираном. К сожалению, организаторы, занимавшиеся составлением информационного материала экспозиции, уделили внимание развитию науки только в период господства в Иране зороастрийской религии, которая якобы и содействовала научному прогрессу, однако о заслуге в этом ислама, пришедшего на смену зороастризму, не было сказано ни слова.

Чтобы не допускать такого впредь, для организации подобных выставок необходимо делегировать представителей различных иранских государственных структур, наподобие Организации культурного наследия, Министерства иностранных дел, Организации исламских связей, Министерства экономики и так далее, ведь та публика, которая посещает данные мероприятия, должна по-настоящему знакомиться с Ираном.

Следует признать, что в этой сфере у Ирана имеются недостатки, ведь для конкретной аудитории необходимо готовить специальную выставку. Например, в странах с большинством христианского населения следует уделять особое внимание отношению в Иране к Иисусу Христу и деве Марии, а также положению там религиозных меньшинств. В мусульманских странах, напротив, главный акцент стоит сделать на роли ислама и его развитии, изучении Корана и так далее.

К сожалению, иранские представители недостаточно используют в своей деятельности на международном уровне все государственные и частные ресурсы, многих из которых просто исчезают. В этом направлении необходимо стократно активизировать работу, которая иногда может быть не столь затратной.

Одновременно с этим мусульмане из других стран тоже могут помочь в определении понятия «ирано-исламская культура» и его продвижении, поскольку весьма часто они проявляют к этому интерес. Кроме того, в некоторых странах существуют немусульманские дома культуры, которые заинтересованы в популяризации ирано-исламской культуры. Однако приходится констатировать, что представители Ирана за рубежом в недостаточной степени используют все эти возможности.

На наших глазах Саудовская Аравия тратит десятки миллионов долларов по всему миру на борьбу с исламской революцией и шиизмом, занимая очернительством иранской культуры. Турция, в свою очередь, прилагает максимальные усилия для развития идей пантюркизма. Между тем каждая страна в соответствии с собственным экономическим потенциалом и стимулами вкладывает средства в свою культуру.

В связи с этим, несмотря на определенные усилия со стороны Ирана, в будущем предстоит сделать еще очень многое. Пока еще представители Исламской республики недостаточно используют возможности культурной, народной и общей дипломатии и общественное участие. К примеру, одним из рычагов антииранской пропаганды на Западе является положение женщин и проблема хиджаба в Иране.

Если иранцы, разобравшись в том, что представляют из себя их оппоненты в этом вопросе, искусно и доходчиво объяснят философию хиджаба и роль женщины в исламе, они не только защитят себя от подобного рода нападок, но и сами смогут занять наступательные позиции, поставив под вопрос благополучное положение женщин в западных странах.

Другими словами, превращение женщины в средство удовлетворения половых потребностей в культуре либерализма необходимо трактовать как грубейшее нарушение ее прав. Ведь на Западе это угнетение представительниц слабого пола и их использование принято толковать как права женщин. Помимо этого, Ирану необходимо использовать любые возможности для ознакомления народов других стран с собственной культурой. Например, христианское население за рубежом следует знакомить с такими иранскими традициями, как празднование начала по солнечному календарю нового года Новруза, мусульманский праздник разговения Эйде-Фетр, а также проведение траурных мероприятий Тасуа и Ашура по случаю гибели шиитского имама Хусейна. Кроме этого, праздничное мероприятие по случаю Рождества Христова также может быть прекрасной возможностью для ознакомления христианской общественности других стран с тем, какое место занимают Иисус Христос и дева Мария в исламской традиции.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.