Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Противники разрядки в Иране и на Западе

© РИА Новости Эдуард Песов / Перейти в фотобанкВ Женеве достигнуто соглашение по иранской ядерной программе
В Женеве достигнуто соглашение по иранской ядерной программе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Позиция американцев по иранскому вопросу отнюдь не однородна: наряду с нынешним правительством и представителями американского бизнеса, заинтересованными в сворачивании кризиса, дают о себе знать и противники переговоров с Ираном — партия республиканцев. Но и в Иране нет единства по этому вопросу: противостоящие правительству круги стараются всеми силами сорвать переговоры.

С началом нового этапа переговоров по ядерной программе тема отношений Ирана и Соединенных Штатов вновь оказалась в центре обсуждения противоборствующих политических кругов. Если участвующая в переговорах группа иранских дипломатов выверяет свое отношение к американским коллегам на базе практических действий Белого Дома, то конкурирующий с правительством президента Хасана Рухани политический фронт в самом Иране выстраивают собственную тактику с оглядкой на заявления представителей радикальных политических группировок США, сосредоточенных в основном в кругах антиирански настроенных сенаторов и лобби. При этом иранские оппоненты Рухани откровенно добиваются сохранения напряженности между Ираном и западными странами, существовавшей на протяжении всех восьми лет, когда у власти находилось правительство президента Махмуда Ахмадинежада.

Вполне очевидно, что в настоящее время тактика Соединенных Штатов по отношению к Ирану реализуется на трех уровнях.

Во-первых, она воплощается в политике, которую проводит нынешнее американское правительство. Это подразумевает комплекс официальных мер, которые осуществляются в рамках ядерных переговоров после прихода к власти в Иране нового правительства Хасана Рухани в 2013 году.

Другими словами, данную политика стали проводить с того момента, когда высшие представители Ирана и США достигли первоначального соглашения по урегулированию ядерной проблемы путем дипломатических переговоров.

В данной сфере обе стороны предпринимают усилия для пошагового снятия санкций и устранения опасений в связи с ядерным развитием Ирана.

Во-вторых, тактика США реализуется в рамках мер, предпринимаемых оппозиционной правительству Барака Обамы партией республиканцев.

Эта партия, занимающая большинство мест в американском парламенте, использует помощь еврейского лобби и ничем не брезгует для того, чтобы приостановить переговорный процесс с Ираном. В этих целях республиканцы предпринимают самые разные действия, начиная со сбора подписей в поддержку усиления санкций против Исламской республики и заканчивая протестом в связи с назначением Хамида Абуталеби новым представителем Ирана в Организации Объединенных Наций.

В ответ на волну протеста президент США решил использовать свои особые полномочия и положить конец реализации проекта по усилению санкций против Ирана.

Между тем он еще не использовал свое право вето в связи с последним решением радикальной части Конгресса по отказу в выдаче визы новому послу Ирана в ООН.

В-третьих, экономические и инвестиционные структуры США начали масштабные попытки усилить свое присутствие на иранском рынке, сулящем им столько выгод.

После подписания исторического соглашения в Женеве с участием глав внешнеполитических ведомств Ирана и США Мохаммад Джавада Зарифа и Джона Керри, американские экономические и торговые круги активно приступили к развитию партнерства с Исламской республикой, особенно в области машиностроения, транспортировки, нефтяной и энергетической промышленности.

В частности, в рамках встреч в Женеве и Вене произошли первые контакты руководителей ряда экономических организаций США с иранскими представителями нефтяного сектора, а закончилось все тем, что компании Boeing и General Electric получили лицензии на поставку в Иран авиационных запчастей.

С другой стороны, в самой Исламской республике ситуация складывается таким образом, что на государственном уровне дипломаты правительства Рухани сосредоточили свои усилия на решении проблемы санкций и урегулировании противоречий, вызванных развитием ядерной программы страны.

Вне политики экономические ведомства Ирана, прежде всего в сфере энергетики и транспорта, выражают свою заинтересованность в привлечении инвестиций западных компаний. На этом фоне оппозиционные иранскому правительству круги выступают за продолжение конфронтации, стараясь представить ядерные переговоры мало результативными или вообще неплодотворными.

Так, оппоненты кабинета Рухани применяют разные меры для того, чтобы поставить под сомнение целесообразность проведения всяческих переговоров на данную тему.

Например, за последние четыре месяца, прошедшие с момента подписания Женевского соглашения, иранские политики данного сектора намеренно пытались доказать свое несогласие с действиями своих переговорщиков по ядерной проблеме, ссылаясь на выпады радикально настроенных членов американского Конгресса.

В связи с этим часть иранских СМИ, ангажированная данными политическими кругами, активно реагирует на резкие заявления против Ирана со стороны радикальных сенаторов и других американских деятелей и преподносит это как доказательство того, что политика Соединенных Штатов, по сути, остается неизменной.

Поэтому не следует удивляться, что данные представители иранской политической элиты, пренебрегая словами Духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи о том, что он полностью доверяет своим дипломатам, обвиняют группу переговорщиков в отходе от государственных принципов и даже подыгрывании противникам.

Вместе с тем на практике, то есть в дипломатической сфере, реальность такова, что команда иранских переговорщиков, заложившая основу Женевского соглашения, стремится вынести решение ядерной проблемы как основной темы противоречия Ирана с западными странами за рамки жарких споров радикально настроенных политических кругов. Именно с этим расчетом иранские дипломаты совместно со своими западными коллегами уже провели три раунда переговоров в Женеве и три рабочих встречи в Вене.

Весьма интересно то, что самый последний этап заседаний в Вене состоялся в тот момент, когда радикально настроенные сенаторы американского Конгресса запустили законопроект о запрете на въезд в США нового посланника Ирана в ООН, а в ответ на это антиправительственные круги в Тегеране потребовали, чтобы иранские дипломаты прервали переговорный процесс и покинули австрийскую столицу.

Однако министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и Верховный представитель Евросоюза по внешней политике Кэтрин Эштон, судя по всему, прекрасно знакомы с тактикой своих оппонентов и намерены поставить исторически важный процесс переговоров в рамках Женевского соглашения выше эгоистичных требований отдельных политических кругов.

На этом основании после окончания весенних заседаний в Вене представитель «шестерки» европейских стран Кэтрин Эштон и Мохаммад Джавад Зариф весьма оптимистично сообщили о переходе к важному этапу составления окончательного соглашения по ядерной проблеме.