На первый взгляд в женевском небе все осталось по-прежнему: самолеты, как и раньше, разворачиваются и идут на посадку. За исключением рейсов из Шереметьево. С января по сентябрь этого года частных самолетов на этом маршруте было на 57% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На линии Внуково-Цюрих наблюдается 13% спад.

Эти цифры обнародовала частная компания WINGX Advance из Гамбурга, которая специализируется на сборе авиационной статистики. Ее директор Рихард Коэ (Richard Koe) считает, что это в первую очередь связано с «санкциями против России, которые стали препятствием для личных поездок».

21 марта на волне напряженности вокруг Украины Европейский Союз решил ограничить выдачу виз и заморозить активы ряда видных российских деятелей. Постепенно меры были расширены вплоть до создания черного списка из 140 лиц и примерно 60 предприятий, а также введенного в июле экономического эмбарго. Хотя Федеральный совет официально не последовал примеру ЕС, с апреля он все же ввел собственные санкции с запретом на деловые отношения с рядом предприятий и лиц. Кроме того, как отмечают в Министерстве экономики, раз Швейцария входит в Шенгенскую зону, она не может принимать на своей территории людей, которые находятся в черном списке Брюсселя.

Чувствительный вопрос

С тех пор частных самолетов в Женеве стало меньше. «Мы отмечаем примерно 5% снижение числа полетов между Россией и Швейцарией, — подтверждает Лоран Детройя (Laurent Détroyat), коммерческий директор специализирующейся на аренде частных самолетов компании LunaJets. — Однако с учетом общего прироста оборота в 20% нам по силам это пережить». LunaJets оказалась единственной компанией, от которой нам удалось добиться ответа: на этом рынке высока конкуренция, и подобный вопрос является очень чувствительным. Томас Бирштекер (Thomas Biersteker), преподаватель международных отношений из Женевского института международных отношений и развития, считает, что во всем этом нет ничего удивительного: «У некоторых людей попросту нет права на выезд из России. Ну а многие другие, которым теоретически ничего не мешает, больше этого не хотят из-за созданной международными санкциями атмосферы неопределенности». Кремль, разумеется, только приветствует подобный бойкот.

В первую очередь от такого временного похолодания страдает бизнес. Значительная часть контрактов российских нефтяников составляется в Женеве: сегодня банкам и предпринимателям приходится ждать их подписания несколько месяцев, продолжает эксперт.

Затронула тенденция и туристический сектор. «Женева — это второе после Ниццы любимое место отдыха россиян, у которых есть частные самолеты, — рассказывает Магнус Хенрикссон (Magnus Henriksson), директор по развитию специализирующейся на рыночных связях компании Avinode. — Международные санкции по вполне понятным причинам заметно отражаются на этом секторе».

Российских туристов определенно становится меньше. По данным myswitzerland.com, с января по август 2014 года они останавливались в гостиницах на 6,9% реже, чем за аналогичный период прошлого года. «Нынешняя ситуация связана с конфликтом между Украиной и Россией и сохранится в обозримом будущем, — подчеркивает пресс-секретарь организации Вероник Канель (Véronique Kanel). — В целом мы ожидаем снижение доходов на 9-12 миллионов франков за 2014 год».

Этой зимой вместо альпийских спусков россияне, вероятно, отправятся в Сочи. В WINGX Advance также отмечают увеличение числа рейсов между Россией и Грецией. Пляжи Киклад вместо берегов Женевского озера.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.