Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузины утверждают, что хотят присоединиться к Европе, но не так

© AP Photo / Shakh AivazovУчастники антиправительственного митинга перед зданием парламента Грузии в Тбилиси. 3 июля 2022 года.
Участники антиправительственного митинга перед зданием парламента Грузии в Тбилиси. 3 июля 2022 года. - ИноСМИ, 1920, 13.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузия стремится вступить в ЕС, но при этом сближается с Россией, пишет Politico. Это ставит Брюссель перед сложным выбором. Тбилиси достиг прогресса лишь в трех из 12-ти приоритетных областей Евросоюза. Но, если оставить страну в подвешенном состоянии, это подтолкнет ее в сторону Москвы.
Ева Хартог (Eva Hartog)
Страна демонстрирует стремление вступить в Евросоюз, но при этом сближается с Москвой
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Тбилиси, Грузия — Если все пойдет, как запланировано, на этой неделе Грузия сделает свой первый шаг на длинном пути к вступлению в Евросоюз.
Но даже у тех представителей бывшей советской республики, которые десятилетиями трудились ради этого момента, теперь, когда он наконец наступил, он вызывает смешанные чувства.
"Эта проблема не технического характера, она фундаментальная", — написал в своем сообщении для Politico бывший президент Грузии Михаил Саакашвили.
"Грузия — это государство, захваченное олигархом, которого контролирует Москва", — добавил он. Саакашвили имеет в виду Бидзину Иванишвили — бывшего премьер-министра и бизнесмена-миллиардера, который заработал состояние в России и, как многие считают, теперь руководит основанной им правящей партией "Грузинская мечта".
Хотя Саакашвили, отбывающий шестилетний тюремный срок за злоупотребление властью, возможно, остается противоречивой фигурой, очень многие представители проевропейского лагеря в Грузии разделяют его точку зрения. Вопрос является своевременным, потому что европейские лидеры, которые соберутся на этой неделе в Брюсселе, должны будут решить, следует ли прислушаться к рекомендациям Еврокомиссии и предоставить Грузии официальный статус кандидата на вступление в блок — это первый официальный шаг на длинном пути к членству.
Украина и Молдавия сделали этот шаг в июне 2022 года после того, как Москва начала свою специальную военную операцию. В результате многие грузины стали рассматривать собственный прогресс не столько как свидетельство своих заслуг, сколько как признак снижения стандартов Евросоюза перед лицом геополитических потрясений.
"Когда я был студентом, это представлялось мне так, будто небеса раскроются и произойдет какое-то чудо, — сказал Вано Чхиквадзе, руководитель программы интеграции с Евросоюзом в неправительственном фонде "Открытое общество Грузии". — Я и представить себе не мог, что все может произойти так — будто нам вручают диплом об образовании, хотя у нас нет никаких реальных знаний".

Контрреволюция

На протяжении нескольких десятилетий Саакашвили олицетворял собой притяжение Европы и ту напряженность, которая может возникать из-за этого в стране, зажатой между Турцией и Россией.
В 2003 году, будучи оппозиционным политиком, Саакашвили сел в автобус в западном городе Цаленджиха и привел в столицу колонну участников акции протеста против коррупции и фальсификации результатов выборов.
Несколько недель спустя в результате так называемой "революции роз" тогдашний президент Эдуард Шеварднадзе, бывший советский министр, подал в отставку.
Избрание Саакашвили президентом в 2004 году ознаменовало собой начало золотой эпохи отношений Грузии и Запада. Страна наконец вышла из тени Москвы и устремилась к интеграции в Евросоюз и НАТО.
Но за 10 лет своего пребывания у власти Саакашвили стал символом политических раздоров.
Сторонники хвалят его за реформы в государственном секторе, особенно в полиции, а также за успехи в борьбе с преступностью и мелкой коррупцией.
Между тем критики обвиняют его в авторитарных замашках, в том, что в коротком конфликте 2008 года он потерял одну пятую территорий Грузии, которые теперь находятся под контролем российских военных, и не сумел достичь значимого прогресса в демократических реформах, особенно в реформе судебной системы.
Многие критики, которые об этом говорят, в качестве примера указывают на нынешнее положение вещей в стране.
Хотя Иванишвили настаивает, что он больше не занимается политикой, многие в стране считают, что он использует контроль над "Грузинской мечтой", чтобы подтолкнуть страну обратно на орбиту Москвы.
Участники антиправительственного митинга перед зданием парламента Грузии в Тбилиси. 3 июля 2022 года. - ИноСМИ, 1920, 24.11.2023
Грузия между разочарованием в связи с промедлением во вступлении в Евросоюз и сближением с РоссиейСША и Европа пытаются переманить Грузию в свой лагерь, пишет сайт телеканала Al Jazeera. Тбилиси уже стал "местом паломничества" западных делегаций, но разрывать связи с Москвой он не намерен. Грузии выгоднее развивать прагматичные отношения с Россией, потому что в ЕС ее не ждут до 2030 года.
Тем временем Саакашвили находится в тюрьме, где после голодовки его здоровье резко ухудшилось.
"Революция роз" заложила основу для "функционального, успешного государства, опровергнув нарратив России о том, что постсоветское пространство обречено на провал", как написал Саакашвили в своем сообщении для Politico.
Теперь же, добавил он, "контрреволюционные силы" при поддержке России сводят на нет всю проделанную им работу.

Разворот на 180 градусов

"Грузинская мечта" пришла к власти в 2012 году, пообещав продолжить процесс интеграции с Евросоюзом — в тот момент сделать это было нетрудно, учитывая мощную поддержку идеи сближения с Европой в грузинском обществе.
"Наше место там, в Европе, там, где свобода, — сказал Гоча Шанава, 62-летний продавец муки. — Для нас и наших детей это вопрос жизни и смерти".
Однако специальная военная операция России на Украине изменила расчеты грузинского правительства, запустив два очевидно противоречащих друг другу процесса.
Спустя несколько недель после начала СВО правительство Грузии присоединилось к Украине и Молдавии, подав заявку на членство в Евросоюзе. А потом оно, казалось, стало делать все возможное, чтобы не допустить положительного решения.
Грузия не присоединилась к западным санкциям против Москвы (доля России во внешней торговле Грузии в этом году достигла 16-летнего максимума) и возобновила прямые рейсы в Россию после того, как Москва сняла запрет на полеты.
Грузинское правительство также отмахнулось от беспокойства Евросоюза по поводу Саакашвили — однажды президент Владимир Путин сказал, что он заслуживает того, чтобы "подвесить его за одно место".
Критики также осудили предложенный депутатами "Грузинской мечты" законопроект о том, чтобы называть НПО и СМИ, получающие финансирование из-за границы, "иностранными агентами". Этот закон практически идентичен российскому закону, который Кремль использует, чтобы преследовать своих критиков (закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, отвечает на новые внешние вызовы, нацеленные на нанесение ущерба суверенитету России и ослабление ее политической системы. – Прим. ИноСМИ).
Если, как полагают некоторые эксперты, эти противоречивые сигналы были частью маневра, призванного заставить Евросоюз отклонить заявку Грузии, отчасти это удалось.
На июньском саммите, когда Украине и Молдавии был предоставлен статус кандидатов, Грузии было сказано, что она сможет получить этот статус, если она добьется успехов в реализации 12 "приоритетов", среди которых были "деолигархизация" и снижение уровня "поляризации".

Грузинский Орбан

Хотя некоторые представители оппозиции считают, что причиной противоречивой позиции Грузии являются деловые связи Иванишвили с Россией, правительство страны утверждает, что оно попросту противится попыткам Запада втянуть ее в конфликт с Россией.
Но многие аналитики полагают, что мотивы правительства гораздо проще.
"Нельзя прямо сказать, что оно пророссийское. Беда в том, что оно оппортунистическое, — объяснил Корнелий Какачия, директор аналитического центра "Грузинский институт политики". — Чтобы удержать власть, оно готово сотрудничать с кем угодно".
В число таких союзников входит и Китай, с которым Грузия этим летом договорилась о стратегическом партнерстве после визита ее премьер-министра в Пекин.
По мнению, Какачии, "Грузинская мечта" стремится добиться статуса кандидата на вступление в Евросоюз, просто чтобы записать это себе в заслугу в преддверии парламентских выборов в следующем году. При этом, обхаживая конкурентов, она надеется убедить Евросоюз оказать Грузии финансовую помощь так, чтобы никому не пришло в голову читать ей нотации на тему морали.
"Грузия пытается вести себя как венгерский премьер-министр Виктор Орбан, не успев еще стать частью Евросоюза", — сказал независимый политический аналитик из Тбилиси Гела Васадзе.
Что примечательно, Орбан, который угрожает сорвать попытки Украины добиться вступления в Евросоюз, решительно поддерживает заявку Грузии.
Стела возле Парламента Грузии в Кутаиси - ИноСМИ, 1920, 02.10.2023
Грузия отказалась принять меры против "российского агента". Настала проверка на ее преданность ЗападуГрузия отказалась принимать меры против экс-генпрокурора страны Отара Парцхаладзе, которого Запад окрестил "российским агентом" и внес в санкционный список, пишет FT. Хоть Тбилиси и стремится в ЕС, прямо следовать прозападной политике он не собирается.

Перепутье

В настоящее время Евросоюз оказался перед сложным выбором.
Если сейчас предоставить Грузии статус кандидата, он рискует поощрить "Грузинскую мечту" в ее антидемократических устремлениях и подорвать собственный авторитет.
Но, если оставить страну в подвешенном состоянии, это разочарует грузинское общество и, скорее всего, подтолкнет правительство страны в раскрытые объятья противников.
Одним из напоминаний о необходимости сделать этот непростой выбор стало то, что в конце ноября комитет по международным делам Госдумы России похвалил Грузию за ее "мужество не поддаваться антироссийской истерии" и отметил вклад российских туристов в экономику страны.
Евросоюз выступил с собственным двусмысленным заявлением.
В своем докладе, опубликованном в ноябре этого года, Еврокомиссия предварительно дала Грузии зеленый свет, хотя она отметила значительный прогресс только в трех из 12 "приоритетных" областей.
Комментируя этот доклад на 122 страницах, в котором имя Иванишвили ни разу не упоминается, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен высказала критические замечания, отметив, что европейские устремления грузинского населения "должны находить более четкое выражение в действиях властей".
Однако она все же похвалила грузинские власти за их "план действий по деолигархизации", который его критики назвали излишне расплывчатым и неэффективным.

Соображения безопасности

Наряду с недавним интервью посла Германии в Грузии, в котором тот похвалил "отличный прогресс", заявление фон дер Ляйен вызвало недоумение в рядах сторонников интеграции с Евросоюзом в Грузии. Они утверждают, что блоку не следует рассчитывать на реальный прогресс в таких вопросах, как деолигархизация, при нынешнем правительстве.
"Это все равно, что попросить кого-то срубить сук, на котором он сидит", — сказал Чхиквадзе.
По его словам, из соображений безопасности многие из его окружения уже начали строить планы на тот случай, если им придется покинуть Грузию и начать жизнь заново за ее пределами.
Из-за того, что Чхиквадзе отслеживает отсутствие прогресса Грузии по тем приоритетным пунктам, которые обозначил Евросоюз, он уже стал объектом гневных нападок со стороны государственного телевидения, а председатель "Грузинской мечты" Ираклий Кобахидзе назвал его предателем.
По словам проевропейских аналитиков из Грузии, Евросоюзу необходимо выработать долгосрочное видение того, как можно развернуть эту страну в политическом и экономическом смыслах и помочь ей сломать давнюю традицию однопартийного правления.
По словам Какачии, в отсутствие такого видения предоставление статуса кандидата можно будет "сравнить с попытками вылечить рак пенициллином".