Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Sohu (Китай): окунись в русский балет и почувствуй его невероятную красоту

© РИА Новости Александр Кряжев / Перейти в фотобанкУчащиеся Новосибирского государственного хореографического училища во время урока в балетном классе
Учащиеся Новосибирского государственного хореографического училища во время урока в балетном классе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» – все эти произведения внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства. Пользователь «Соху» рассказывает историю развития русского балета, называя его искусством силы духа непобедимого русского народа.

История русской культуры насчитывает несколько тысячелетий, она является неотъемлемой частью мирового культурного наследия. Музыка и балет, ранние литературные произведения в полной мере дают представление о русской культуре и искусстве. Ниже мы подробнее расскажем о балете, чтобы почувствовать красоту культуры.

История русского балета

Изначально балет появился не в России, он зародился в эпоху итальянского Ренессанса, а во второй половине XVII века приобрел популярность во Франции, сформировав и закрепив свою строгую форму и структуру.

Русский балет зародился в эпоху Петра I в 1730-х годах. Еще в начале XVIII века Петр Великий «взял курс на Европу» в развитии России, проведя множество реформ со стремлением вывести Россию на европейский путь.

В 1702 году был издан указ, обязывающий всех женщин вне зависимости от семейного положения участвовать в общественной деятельности высшего сословия, и было объявлено об обязательном проведении масштабных балов в Москве и Петербурге, на которые требовалось приглашать двух крупных чиновников с их женами и дочерьми. На подобных балах должны были присутствовать все девушки старше десяти лет, в противном случае они могли быть сурово наказаны.

Какое-то время посещение грандиозных балов в Зимнем дворце означало принадлежность к высшему свету общества, а люди, которые хорошо танцуют, получали особое одобрение и поддержку. В результате весь высший свет постоянно практиковался во французских танцах, чтобы поддерживать и доказывать свой статус. Народные танцевальные течения брали пример со сливок общества, а также ориентировались на Запад.

Восхищение Россией французской культурой было близко к одержимости, что в результате заложило основу для развития русского балета.

В 1738 году в Санкт-Петербурге открылась первая русская балетная школа (ныне Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой). В 1742 году из учеников школы сформировали первую балетную труппу.

Русский балет впитал в себя сущность трех основных балетных школ — итальянской, французской и датской, в результате на основе национальных литературных и художественных традиций России в сочетании с физическими характеристиками танцоров была создана русская система обучения классическому танцу Вагановой А.Я.

Балетное искусство в России развивалось последовательно. Спустя несколько поколений неустанных усилий различных балетмейстеров русский балет во второй половине XIX века наконец превзошел французский и стал абсолютным королем мирового классического балета.

Русская система обучения классическому танцу

Эта система названа в честь ее создательницы — балерины Агриппины Вагановой.

Ваганова А. Я. (26.06.1879 — 5.11.1951) родилась в Санкт-Петербурге в семье капельдинера. Она стала не только известной русской (досоветской) балериной, хореографом и педагогом, но и основоположницей теории русского классического балета.

Ваганова провела серию преобразований в русском балете от эстетических стандартов до методов обучения, в то же время она обобщила данные других балетных педагогов и танцоров и создала систему преподавания классического танца в форме последовательного учебного плана — Ваганова А.Я. «Основы классического танца».

Названная в ее честь Академия русского балета расположена в Санкт-Петербурге и является одним из лучших балетных учебных заведений в мире.

Система Вагановой известна своей точностью, элегантностью и плавностью, и для ее изучения с нуля требуется около десяти лет. С помощью акцента на правильное положение рук, корпуса и головы и соблюдение этих правил минимизируется физический урон для танцора.

Система использует четкие, отточенные движения, чтобы выразить красоту пластики тела и гибкости движений. Основное внимание уделяется развитию координации движений учащихся, развитию необходимых танцевальных навыков и интерпретации лучших достижений других танцоров и танцевальной культуры классического балета.

Многие из самых уважаемых балерин обучались по системе Вагановой. Среди них — Анна Павлова, Наталья Макарова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Джордж Баланчин.

Шедевры русского балета

«Лебединое озеро»

«Лебединое озеро» — первый балет, созданный Петром Ильичом Чайковским 140 лет назад. Это самый известный балет в мире и эпохальное произведение в истории танцевальной драмы. Это также обязательное произведение в репертуаре любой балетной труппы.

Однако судьба произведения была далеко не гладкая.

В 1877 году Большим театром руководил чешский балетмейстер Венцель Рейзингер. Причина, по которой его имя вошло в историю, заключается в том, что им была создана оригинальная хореография постановки. Основу сюжета балета «Лебединое озеро» составляет сказка, происходящая в средневековую эпоху.

Постановка была очень успешной и была показана в общей сложности 27 раз, однако спустя два года была исключена из репертуара театра и, казалось, исчезла навсегда.

Однако в 1894 году в Мариинском театре на памятном концерте в честь юбилея знаменитого композитора была показана «лебединая сцена» балета в переработке балетмейстера Льва Иванова.

Круговой лебединый танец с его прекрасным балетным рисунком, с одной стороны, стал воплощением русского национального характера, с другой, — до сих пор поражает идеальным отражением музыки. Успех вернул «Лебединое озеро» на императорскую сцену, впервые объединив хореографию сразу двух гениальных балетмейстеров в одной работе — Льва Иванова и Мариуса Петипа.

Начиная с их переработок, «Лебединое озеро» претерпело бесчисленные изменения, ведь каждая новая историческая эпоха пыталась выразить свою сущность через балет, и «Лебединое озеро» особенно остро реагировало на эти попытки.

«Спящая красавица»

Данное произведение часто называют «энциклопедией классического танца». Вступление и три действия этого балета объединяют в себе все, что создал классический балет за последние триста лет.

Хореограф «Спящей красавицы» — самый выдающийся балетмейстер в России Мариус Петипа. В постановке 72-летний хореограф показал, что он способен на радикальные инновации в сфере балета. Это совместная работа с композитором Чайковским, который в то время находился на пике своей карьеры.

В то время директора императорских театров Ивана Всеволожского привлекла идея создания роскошного балета, и он объединил двух гениев вместе.

Это было нелегкое сотрудничество: Петипа разработал четырехчасовую балетную программу, которая поставила перед композитором задачу определить природу музыки, ритм и даже количество тактов в каждом номере. При таких строгих ограничениях Чайковскому все же удалось найти вдохновение: балет «Спящая красавица» — одна из его лучших работ.

«Щелкунчик»

Имеет репутацию «рождественского» балета. Каждый год балет привлекает тысячи зрителей, с одной стороны, из-за его захватывающего сюжета, остроумных и интересных сцен, а с другой, — из-за музыки Чайковского, которая придает балетному спектаклю особую притягательность.

В середине XX века хореограф Джордж Баланчин поставил свою версию балета в театре Нью-Йорка. Будучи ценителем превосходной музыки, он не боролся с тем, как примирить сказочную историю с мелодией, поскольку считал, что музыка воплощает все трагедии мира.

Джордж Баланчин (при рождении Георгий Баланчивадзе) создал свою работу в память о своей юности, в которой отражены его воспоминания о работе в труппе Ленинградского театра оперы и балета, а также свое известное выступление в амплуа комического персонажа.

Русское музыкальное искусство

В танцевальном искусстве музыка является неотъемлемой частью. Россия — страна, полная музыки, и несмотря на многочисленные социальные потрясения, великая классическая музыка не только не исчезла, а, наоборот, стала более живой.

Можно с уверенностью сказать, что любовь к классической музыке глубоко укоренилась в душе русских людей.

Выдающиеся композиторы — Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Стравинский и другие — все их работы источают любовь, радость жизни и трагедию смерти, поднимают такие темы, как высмеивание и разоблачение уродства, и эта сила духа позволила им преодолеть всевозможные искушения и страдания. Музыка давала силы соотечественникам.

С помощью музыки они показали нам, что народ, который может петь и танцевать, не потерпит неудачу и не будет завоеван. Они используют музыку, чтобы выразить свои сильнейшие патриотические чувства и подчеркнуть национальную сплоченность.

Любители международных танцев, познакомьтесь с русской системой классического танца Вагановой и выбирайте опытных преподавателей танцев, чтобы заложить прочную основу для обучения детей балету.