Принятое в 2007 году решение МОК о назначении Сочи местом проведения XXII Зимних олимпийских игр в 2014 году стало первым результатом мастерской операции Кремля, на реализацию которой ушло более двух десятилетий.
Сочи - это российский курорт на побережье Черного моря, на северо-восток от которого расположен Кавказ. Все это говорит о высоком политическом мастерстве Москвы, которая смогла создать и должным образом использовать свое влияние.
С самого начала проведения современных Олимпийских игр всемирная слава, которую приносят подобного рода события, ведет к соперничеству между государствами, политическими движениями, лобби и частными предприятиями. Вообще, такая борьба существовала и во время античных Олимпиад: в 420 году до н.э. (в тот момент в мире появились первые звезды спорта, такие как Алкивиад) Спарту, которая вела войну против Афин, отлучили от участия в играх.
Читайте еще: Реальные угрозы сочинской Олимпиады
Тем не менее, систематизированы эти методы политического использования спорта были только в ХХ веке, что стало отражением современной истории мира. В 1936 году Гитлер превратил Олимпиаду в витрину нацисткой пропаганды, хотя Международный олимпийский комитет доверил Германии ее проведение для того, чтобы помочь ей в интеграции в международную систему.
С тех пор политические события стали нередко находить отражение в олимпийском календаре. Так, например, Олимпийские игры 1980 (Москва) и 1984 годов (Лос-Анджелес) были отмечены последовательными бойкотами США и СССР.
Сегодня же можно сказать, что проведение Зимней олимпиады в Сочи позволяет России представить в новом свете территориальный контроль на Кавказе, в частности в Абхазии, а также продемонстрировать экономические достижения, чтобы тем самым укрепить влияние на соседние причерноморские государства и евразийское «ближнее зарубежье».
В то же время российским властям приходится идти на риск того, что их Олимпиада может оказаться под угрозой из-за мощных политических протестов. В таких условиях организаторы ищут ответ в новейших средствах наблюдения и современных технологиях, как пишет группа британских ученых в недавно опубликованной совместной работе под названием «Терроризм и Олимпийские игры: вопросы безопасности и уроки на будущее» (Terrorism and the Olympics, Major event security and lessons for the future, Routledge, 2011). В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что акцент на гипотетических угрозах также используется российским государством для оправдания исключительных мер контроля над людьми.
Дипломатия городов
В ХХ веке победа той или иной кандидатуры на организацию Олимпийских игр превратилась в результат длительного и дорогостоящего лоббирования, которое немыслимо без рычагов политической поддержки и должно доказать рентабельность проекта.
Попадание в финальный список кандидатов уже является завершением чрезвычайно трудоемкого процесса: в середине 1990-х Россия предложила кандидатуру Сочи для проведения Зимних олимпийских игр 2002 года, однако МОК не посчитал курорт достойным даже попасть в число финалистов. Победа досталась американскому городу Солт-Лейк-Сити, который, наконец, добился успеха после борьбы на уровне американского олимпийского комитета в 1932, 1972, 1976 и 1992 году.
Таким образом, Россия пересмотрела сочинский проект и дала старт международной пиар кампании, которая в итоге принесла плоды несколько лет спустя. С 1991 года выборы городов-организаторов Зимних олимпиад проводятся за семь лет до начала соревнований на сессии МОК. Так, в июле 2007 года в Гватемале Сочи одержал верх над Пхенчаном и Зальцбургом.
За некоторое время до этого несколько откровенно неубедительных кандидатур (в том числе и Анси) были сняты выдвинувшими их государствами, тогда как еще четыре города были отвергнуты самим МОК: София (Болгария), Алма-Ата (Казахстан), Хака (Испания) и Боржоми (Грузия). С перевесом в несколько голосов предпочтение было отдано российскому кандидату, несмотря на менее благоприятную на первых порах финансовую оценку проекта по сравнению с корейским Пхенчаном, который в этом году получил право на проведение игр 2018 года, оставив далеко позади Анси.
Еще по теме: Российские мечты об олимпийской славе дорожают
Всего за несколько месяцев Москве удалось привлечь внимание всего мира к небольшому курортному городу Сочи, который раньше был излюбленным местом для дач состоятельных москвичей и встреч на высшем уровне главы российского государства с высокопоставленными гостями, например, лидерами США и Китая. Кроме того, решение укрепить имидж города на международном уровне является индикатором политических опасений, которые намного шире, чем олимпийские кольца…
Территориальный вопрос
Само расположение Сочи свидетельствует о стремлении России нанести мощный удар, выставив на первый план суверенитет Кавказа. Спокойный, богатый и русифицированный Сочи не знает проблем, от которых страдает весь остальной Северный Кавказ, и находится в нескольких сотнях километров от республик Чечня и Дагестан, где центральная власть ведет борьбу с несколькими сепаратистскими террористическими группировками.
Более того, город находится всего в нескольких километрах от границы России с Абхазией, которая признается независимым государством Москвой, но является неотъемлемой частью грузинского государства по мнению ООН. В августе 2008 года, в день церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине, в Южной Осетии произошла эскалация насилия между грузинской армией, местным ополчением и российскими военными, в результате чего Россия оккупировала значительную часть Грузии.
За несколько недель до начала конфликта российская армия провела в окрестностях Сочи часть операций в рамках учений «Кавказ-2008». В частности речь шла об отработке высадки морского десанта на черноморские пляжи.
Как и Южная Осетия, Абхазия (она располагается на северо-западе Грузии) - это образование, большая часть населения которого потребовала независимости после распада Советского Союза. В такой перспективе проведение Зимних олимпийских игр в Сочи можно считать победой самопровозглашенной Республики Абхазия. Будущая Олимпиада не только помогает ей развиваться в экономическом плане (в первую очередь это касается сотрудничества с сочинским организационным комитетом), но и несет в себе весомую политическую выгоду.
Грузия в свою очередь уже многое потеряла из-за проведения игр: кандидатура ее небольшого минерального курорта Боржоми не прошла квалификационный отбор, тогда как куш сорвала соседняя Россия, словно в насмешку устроив все в нескольких километрах от территории, которую пытается вывести из-под грузинского суверенитета. В феврале 2007 года заявления президента Грузии Михаила Саакашвили были полны оптимизма: «Проведение Олимпийских игр на Кавказе, то есть в регионе, который уже так долго считается зоной нестабильности, позволит добиться мирного развития и взаимопонимания между народами».
Возможно, он надеялся, что новый всплеск внимания к Кавказу позволит официально удержать сепаратистки настроенную Абхазию под крылом Грузии, однако война августа 2008 года коренным образом изменила расклад. На постсоветском пространстве оккупация Грузии прозвучала как свидетельство восстановления мощи России в ближнем зарубежье, тогда как решение о проведении игр позволило ей укрепить политическое и экономическое влияние на международном уровне, как это было в эпоху московской Олимпиады 1980 года.
Самая дорогая Олимпиада
Кроме того, Сочи дает России возможность подчеркнуть ее суверенитет на всей ее территории и силу влияния на соседей. Пусть даже Абхазия на самом деле и неподконтрольна Тбилиси, соревнования будут проходить всего в нескольких километрах от границы между Россией и этой сепаратистской республикой, которая сегодня официально все еще входит в состав территории Грузии.
В 2014 году взгляды всего ближнего зарубежья России будут направлены в сторону Сочи, поэтому проведение мероприятия мирового масштаба в этом небольшом туристическом городе уже сейчас позволяет Москве символически продемонстрировать своим бывшим сателлитам, что она не отступает перед сопротивлением на Кавказе и в первую очередь в Чечне.
К тому же выбор в пользу Сочи дает России возможность усилить влияние в черноморском регионе, где оно ощутимо ослабло под натиском новых действующих лиц, таких как Европейский Союз и Турция. В стремлении показать себя не только сильной, но и процветающей, Россия не скупится на средства, чтобы гарантировать успешность Сочи.
Даже если не считать затрат на избирательную кампанию, эта Зимняя олимпиада станет самой дорогой за всю историю. Всего за несколько лет на сочинской земле появятся ледовые арены (фигурное катание, хоккей на льду, конькобежный спорт), а также стадион, олимпийская деревня, гостиницы, торговые центры и т.д…
На расположенном в 50 километрах отсюда горнолыжном курорте «Красная поляна» столь же быстро появятся дополнительно несколько сот километров лыжни, канатные дороги, подъемники и помещения для делегаций, журналистов и туристов, которые приедут на Олимпиаду.
Еще по теме: Самая безрадостная Олимпиада
Вопрос обновления местной и региональной транспортной сети также не был обойден вниманием организаторов, которые прекрасно осознают его фундаментальную значимость для логистики и безопасности. Учитывая, что город Сочи расположен вдали от мест проведения горнолыжных соревнований, местные и федеральные власти начали прокладку новых автомагистралей и железнодорожных линий, а также реконструкцию уже существующих шоссе.
Для финансирования таких крупномасштабных работ государству и крупнейшим российским предприятиям пришлось тряхнуть мошной в ожидании иностранных спонсоров, которые также вложили немало средств в собственные инвестиции.
Обещания Путина
Логистика, которая необходима для устранения этих угроз, способных помешать проведению соревнований, также неразрывно связана с этой российской демонстрацией силы. В 2007 году Владимир Путин торжественно поклялся, что обеспечит безопасность в Сочи.
Помимо множества сотрудников, которых набирают для организационных работ и встречи гостей, необходимо принять самые жесткие меры безопасности. Так, в России регулярно происходят теракты, а политические деятели самого высокого уровня взяли за привычку непримиримые и чрезвычайно агрессивные заявления (помните, как Владимир Путин открыто сообщил, что собирается «мочить в сортирах» террористов), что подталкивает их к активным действиям, в том числе к масштабным проектам. В 2010 году бывший агент КГБ и начальник Национального антикриминального и антитеррористического фонда полковник Олег Нечипоренко сказал следующее: «Даже идея проведения Олимпиады должна быть поставлена в зависимость от того, удастся ли прекратить все вооруженные конфликты в регионе, а здесь мы готовимся провести игры практически на передовой нашей войны с терроризмом».
Еще по теме: Олимпийские амбиции
Таким образом, организация Олимпиады является ключевой проблемой, на решение которой направлена бюрократическая игра российских спецслужб. Тем, не менее, входящие в их число разнообразные структуры (с тысячами чиновников) не всегда оказываются в состоянии координировать свои действия, когда речь выходит за рамки противодействия чрезвычайно высоким коррупционным рискам, которые подразумевает настолько длинная логистическая цепочка. После терактов в московском метро в марте 2010 года и взрыва в аэропорту «Домодедово» в январе 2011 года президент Дмитрий Медведев объявил, что число полицейских в Сочи будет увеличено до 40 000 человек, что равняется всему населению города в межсезонье…
Главное - это безопасность
Чем объясняется такое расточительство? Как отмечают британские ученые в недавнем исследовании, со времен Олимпиады 1972 года в Мюнхене, когда палестинской террористической группе «Черный сентябрь» удалось взять в заложники и убить 11 членов израильской делегации, организаторы Олимпийских игр уделяют особое внимание безопасности и в частности отрабатывают более 800 сценариев возможных угроз.
В настоящий момент игры в Мюнхене представляют собой хрестоматийный пример того, что не нужно делать. За прошедшие 40 лет неудачный опыт западногерманской полиции привел к формированию международных структур и процессов полицейского сотрудничества, которые нацелены на подготовку к рискам терактов.
Начиная с монреальской Олимпиады 1976 года, организационные комитеты использовали все более и более совершенные средства наблюдения, которые достигли своего пика в 2008 году в Пекине. В следующем году в Лондоне меры безопасности будут во многом опираться на биометрические решения и широкую сеть камер видеонаблюдения.
В Сочи же было принято решение держать население под надзором не только во время Олимпиады, но и задолго до ее начала, причем методы властей уже сейчас вызывают противоречивую реакцию: предприятиям и частным лицам из автономных республик Северного Кавказа было запрещено участвовать в строительных проектах вокруг Сочи.
Стартующий в 2012 году набор добровольцев, которые будут работать на Олимпийских играх, также, вероятно, будет осуществляться на основе этих дискриминационных критериев. Все это вызывает опасения в том, что антитеррористическая политика властей может создать напряженность в регионе. Существует риск, что Олимпиада может снова оказаться зажатой между олимпийской политикой Москвы и различными источниками противодействия. Речь идет не только о сохраняющейся террористической угрозе: в международном сообществе в очередной раз могут возникнуть разногласия в свете перспективы бойкота со стороны некоторых государств.
Если отношения России и Грузии продолжат ухудшаться, Грузия может решить не отправлять своих спортсменов в Сочи, и ее примеру может последовать ряд других государств, несмотря на неодобрение МОК. После вмешательства в августе 2008 министр иностранных дел Чехии отметил, что его страна, возможно, войдет в их число.
Грузия попытается взять реванш? Небольшой грузинский город Боржоми, который проиграл борьбу за проведение игр 2014 года, может снова символически претендовать на Олимпиаду 2026 года. Однако и на этот раз шансов на успех у него будет крайне мало, так как хотя спорт и может служить инструментом распространения ценностей и изменения соотношения сил, современные Олимпийские игры определяются политическими и экономическими императивами, которые почти не оставляют места для мечтаний и идеалов.
Так, в первые часы войны августа 2008 года, когда взгляды всего мира были прикованы к не менее спорной пекинской Олимпиаде, спортивные чиновники не возлагали больших надежд на то, что спорт способен сблизить народы. Официальный представитель МОК ограничился тем, что назвал этот конфликт «печальной действительностью»…