Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США, Куба, Венесуэла: с Обамой разрядка возможна

По традиции президенты Соединенных Штатов во время второго мандата перестают заботиться о перевыборах и пытаются войти в историю

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Соединенных Штатов во время своего второго мандата может завершить холодную войну, улучшив отношения с Гаваной. Каракас на фоне болезни Чавеса тоже ищет возможность примирения. Причины и возможные препятствия к переменам.

По традиции президенты Соединенных Штатов во время второго мандата перестают заботиться о перевыборах и пытаются войти в историю.


В случае Обамы, второй мандат которого начинается в воскресенье, 20 января, эта задача немного проще, потому что он уже вошел в историю: во-первых, как первый афро-американский президент, во-вторых, как глава государства, выведший войска из Ирака, а вскоре армия должна будет покинуть Афганистан, в-третьих, во время его президентства был убит Усама бен Ладен. Естественно, историческая оценка его деятельности будет даваться и на основе того, когда и как Соединенные Штаты смогут выйти из рецессии. Нынешний житель Белого дома может войти в историю и по другой причине, связанной с внешней политикой: действительно, он может стать первым президентом, нормализовавшим отношения с коммунистической или посткоммунистической Кубой братьев Кастро и с Венесуэлой Уго Чавеса.

Уже во время своего первого мандата Обама говорил о поисках «нового подхода» в отношениях с Кубой. Он принял важные решения в деле ослабления напряженности в отношениях с Гаваной: американские граждане могут более свободно ездить на Кубу и отправлять туда деньги. В июле прошлого года впервые за последние пятьдесят лет корабль с гуманитарной помощью отплыл из Майями на Кубу. Но Обама пока не отменил эмбарго, которое действует с 1962 года.

Читайте также: Фидель Кастро и стареющая Куба

В последние годы на Кубе тоже начались перемены - не только потому, что Фидель Кастро отказался от каких бы то ни было постов в правительстве, но и потому, что его брат Рауль начал программу экономических реформ, следуя китайской и вьетнамской моделям и развивая рыночную экономику без малейших уступок в демократическом плане.

На этой неделе вступила в действие миграционная реформа. Теперь не нужно заручаться приглашением и разрешением правительства, чтобы выехать из страны на короткий период. Эта реформа коснется тех кубинцев, которые могут материально позволить себе оформить паспорт и купить билет на самолет, но, естественно, она не отменяет необходимости получения виз других стран.

В любом случае, новые правила могут повлиять и на политику Соединенных Штатов. Действительно, в 1966 году был принят Закон об урегулировании статуса кубинских беженцев. По этому закону легко предоставлялось убежище кубинцам, бежавшим от коммунистической диктатуры. Он был оправдан существованием  диктатуры в нескольких сотнях миль от берегов Флориды. Сегодня, когда наступила либерализация в области миграции, этот закон перестал быть  необходимым. Выбор Кубы может побудить США пересмотреть вопрос об эмбарго. Это политическое решение не только не способствовало падению коммунистической диктатуры, но укрепило антиимпериалистическую риторику Кастро, позволяя ему объяснять  экономические трудности острова враждебной политикой США.

Также по теме: Влияние Кубы и венесуэльский кризис

Внутренняя американская политика, в свою очередь, подсказывает новые решения. Как показали ноябрьские выборы, голоса американцев кубинского происхождения не были в своем большинстве отданы республиканскому кандидату. Новые поколения не склонны к резкому осуждению идеологии и более настроены на диалог с островом. Обаме не придется проводить новую избирательную кампанию, но тот, кто будет бороться за президентское кресло после него, сможет облегчить себе победу, если будет учитывать настроения американцев кубинского происхождения в таком важном штате, как Флорида.

Боксер Теофило Стивенсон и Фидель Кастро


Кроме того, Государственным секретарем в ближайшие четыре года будет Джон Керри, чья критическая позиция по отношению к эмбарго и к другим мерам, которые он сам называет  «оруэлловскими», известна уже давно.  Может быть, во время второго мандата Обамы эмбарго и не  будет отменено из-за сильного противодействия республиканцев и некоторых демократов, включая и будущего главу комиссии Сената по внешней политике Роберта Менендеза, а также из-за отсутствия дальнейшего продвижения вперед Кубы в области социальных и политических прав. Но дальнейшая разрядка  напряженности в отношении народа Кубы более чем вероятна.

Отношения с Венесуэлой в какой-то мере  отличаются от отношений с Кубой. Действительно, Соединенные Штаты являются основным экономическим партнером Венесуэлы, у которой они закупают львиную долю импортируемой нефти. Однако дипломатические отношения между странами - весьма сложные. Конечно, они не так обострены, как во времена Джорджа Уокера Буша, который был объектом непрекращающейся критики Уго Чавеса еще и потому, что американский президент не осудил провалившуюся попытку государственного переворота против Чавеса в апреле 2002 года. С 2010 года двусторонние отношения между двумя странами регулируются не послами, а чиновниками с более низким дипломатическим статусом. Чавесу было трудно критиковать Обаму, потому что американский президент во время своего первого мандата очень мало занимался делами Латинской Америки и, в частности – Венесуэлы, но разрядка не была завершена.

Читайте также: Победа Чавеса и очередное поражение США

В последние дни, когда заболевший президент лечится на Кубе, распространилась подтвержденная обеими сторонами новость о том, что между двумя странами началась серия переговоров с целью улучшения отношений. По словам вице-президента Венесуэлы Николаса Мадуро, цель  переговоров — сделать отношения между Вашингтоном и Каракасом «как можно лучше». Соединенные Штаты уже находятся в хороших отношениях с оппозицией, но если даже политическая карьера и земная жизнь Уго Чавеса близки к завершению, важен тот факт, что сам президент одобрил контакты с США. Это позволяет надеяться, что обе страны вскоре смогут обменяться полномочными послами.

Судьбы Венесуэлы и Кубы тесно связаны: остров получает из Каракаса примерно 100 тысяч барелей нефти в день, что позволяет ему справляться с энергетическими проблемами; Венесуэла — первый коммерческий партнер Кубы, вроде нового Советского Союза, если учесть щедрость, с которой  она оказывает экономическую помощь Гаване. Куба в обмен предоставляет своих врачей и преподавателей, а главное — идеологическую поддержку, включая политическую помощь и помощь секретных служб социалистической системе Чавеса ХХI века. В эти дни, когда Чавес находится на лечении на Кубе, не будет преувеличением сказать, что политическая столица Венесуэлы переместилась на остров.

Кроме того, две страны переживают критический момент из-за преклонного возхраста одного лидера и болезни другого. Падение цен на нефть, ограничивающее финансовый потециал Венесуэлы, заставляет Кубу искать других партнеров, например, в лице Китая. Эти обстоятельства, конечно, не делают автоматическим сближение с Соединенными Штатами, потому что антиимпериализм является одним из столпов политики Кастро и Чавеса, но они способствуют поиску диалога.

Также по теме: Фидель Кастро при смерти

В случае Венесуэлы Вашингтону выгодно продолжать типичную стратегию Обамы по отношению к недружественным правительствам: не обострять отношений и выжидать, пока политическая панорама в Каракасе станет более ясной. Хотя разрядка напряженности в отношениях с этой южноамериканской страной и не является приоритетом во внешней политике США, но  развитие событий в этом направлении  могло бы привести к большему сотрудничеству Венесуэлы в двух важных областях: в борьбе с наркотрафиком и в  ослаблении связей с Ираном, который уже много лет является одним из основных союзников Чавеса.

Естественно, улучшить отношения с Кубой более сложно, потому что надо не просто оставить в прошлом жесткую критику, но полностью изменить политику США, начатую во времена холодной войны, что без очевидных политических реформ со стороны братьев Кастро будет невозможно.

Ожидаются четыре интересных годы в развитии отношений между Соединенными Штатами и странами Латинской Америки.