Вместо угрожающих жестов Ельцина, который еще в декабре прошлого года пугал президента США Билла Клинтона ядерным арсеналом России, теперь из огромной, переживающей кризис страны слышатся умеренные тона.
Сразу после победы на выборах Путин провозгласил новый внешнеполитический курс. Министр иностранных дел Игорь Иванов обозначил его основные направления: "предсказуемость и прагматизм". Москва, сказал он, будет проводить "самостоятельную и конструктивную политику", "твердо отстаивая" свои интересы. Россия хотела бы влиять на глобальные процессы "строительства стабильного, справедливого и демократического миропорядка".
Основополагающий принцип внешней политики Ельцина, предусматривавший "многополярность мира" и служивший прежде всего для ограничения господства США, уже вышел из употребления. Новое российское руководство все-таки пришло к пониманию, что в XXI веке статус великой державы будет определяться не только наличием у страны ядерного оружия.
"В сегодняшнем мире величие страны определяется не только ее военным потенциалом, но и способностью быть впереди в области высоких технологий, возможностью обеспечивать высокий уровень благосостояния для населения", - говорилось в одной из программных статей Путина, появившейся в начале января этого года, сразу после того, как он принял дела у Ельцина. "Россия впервые стоит перед реальной опасностью превратиться в государство второго или даже третьего сорта".
Первым шагом на пути к новой реалистичной политике явилось оживление отношений с западным альянсом, замороженных с началом воздушной войны НАТО против Югославии. Неожиданная идея Путина о возможном вступлении России в НАТО при всей ее нереальности свидетельствует о желании Москвы быть равноправным партнером, считает бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер. "Россия имеет право на то, чтобы ее воспринимали всерьез. Западные страны должны советоваться с Россией", - сказал он.
Бывший офицер КГБ, а затем глава российской службы безопасности Путин, будучи выходцем из Санкт-Петербурга, всегда ориентировавшегося на Запад, считает себя европейцем. Ельцин до него делал особый акцент на отношениях с Китаем и странами Азии. "Россия - часть европейской культуры, и я не могу представить себе свою страну в стороне от Европы", - говорит Путин. <┘>
Перевод: Владимир Синица