Для системы, призванной защитить от ракетного нападения Северную Америку, предлагаемый США проект "Сын звездных войн" представляется на удивление деструктивным. Во время самостоятельных, но наложившихся друг на друга визитов в Канаду на этой неделе российский президент Владимир Путин и французский президент Жак Ширак (Jacques Chirac) в аналогичных выражениях осудили американский проект стоимостью 60 млрд. долл. США, который новоизбранный президент США Буш-младший (George W. Bush) сделал стержнем своей оборонной политики. Вспоминая о временах, которые лучше было бы навсегда позабыть, оба руководителя предупредили, что план уничтожения вражеских ракет в космическом пространстве приведет к дальнейшему распространению ядерного оружия на нашей планете и к новой гонке вооружений.
Тревоге г-на Путина и г-на Ширака, как и озабоченности значительной части остального мира, не приходится удивляться, ибо результатом приверженности г-на Буша-младшего идее общенациональной системы противоракетной обороны могут стать денонсация российско-американского Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, изменение на противоположный болезненно медленного процесса сокращения ядерных арсеналов во всем мире и появление новой угрозы для международной безопасности.
В придачу ко всем этим страхам растет озабоченность в связи с предположением, что интерес США к этой дорогостоящей научно-фантастической оборонительной системе является шагом на пути к изоляционизму и означает конец международного сотрудничества, которое было определяющим в военной политике Запада после окончания второй мировой войны.
Реакция принимающей стороны как самого близкого северного соседа Вашингтона была выражена устами премьер-министра Канады Жана Кретьена (Jean Chretien) в тщательно подобранных дипломатических выражениях. Он ушел от прямого ответа на предложение г-на Путина стать посредником в этом споре (с США - прим. пер.), заявив, что Соединенные Штаты Америки должны сами доказывать необходимость этой спорной системы. Осторожность г-на Кретьена отражает его глубокое и давнее беспокойство в связи с проблемой, которая уже сегодня создает напряженность в важных для Канады взаимоотношениях с США и обещает стать еще более острой в январе, когда в Белый дом придет новый президент Буш-младший. Вашингтон пока не сделал Канаде официального предложения принять участие в создании системы противоракетной обороны Североамериканского континента, но за южной границей этот проект явно рассматривается как лакмусовая бумажка для проверки континентальной солидарности.
Головоломка для Канады заключается в том, что она не может себе позволить выступить против подозрительной идеи, основанной на непроверенной технологии. Если Оттава откажет Вашингтону хотя бы в дипломатической поддержке, которая ему явно необходима, то наряду с доступом к перспективным секретным технологиям будут поставлены под удар также планы Канады по укреплению военной интеграции с США.
У этой истории есть и другая сторона, как недвусмысленно дал понять бывший министр иностранных дел Канады Ллойд Аксуорти (Lloyd Axworthy) до того, как прошлой весной была приглушена публичная дискуссия в кабинете министров. Канада желает сохранить свою ведущую роль в международных усилиях по уничтожению оружия массового поражения, и ее внешняя политика ориентирована главным образом на решение глобальных, а не региональных проблем.
У Канады были бы все основания проявлять озабоченность даже в том случае, если бы надежды США, связанные с предлагаемой оборонительной системой, были реалистичными. Но пока дела обстоят иначе. Результаты проверки практической осуществимости системы по-прежнему неудовлетворительные. Не удается доказать ее способность обнаруживать в космосе и уничтожать запущенные с территории стран-изгоев ракеты. Критики высказывают мнение, что необходимой для данного проекта технологии не существует, и что Пентагон подтасовывает свои доклады в надежде добиться одобрения проекта и получения крупных ассигнований на его осуществление.
Еще большие сомнения вызывает утверждение, что наземные противоракеты с ядерной боевой частью, предназначенные для уничтожения в космосе вражеских ракет, способны снизить угрозу нападения террористов на самый важный для них объект в мире. Какой бы пугающей ни была ядерная угроза, недавние ужасные события показали, что американцы как у себя дома, так и за рубежом куда более уязвимы для террористов, использующих обычные, нередко самодельные, средства нападения.
Типичными примерами подобных террористических вылазок являются взрывы американских посольств в Африке и успешное нападение на американский эскадренный миноносец "Коул" в зоне Персидского залива. В этих случаях использовалась легкодоступная технология, а исполнителями являлись экстремисты, которых не может устрашить кровавое возмездие самой могущественной в мире державы. Критики системы противоракетной обороны утверждают, что США лучше бы потратить деньги на борьбу с террористами, которые готовы и способны наносить неисчислимый ущерб, закладывая взрывные устройства в метро или же применяя боевые отравляющие вещества.
Из вышесказанного следует, что перед Канадой стоит неприятная дилемма, которая еще несколько месяцев назад, с учетом выявленных недостатков системы обороны и растущих сомнений президента США Билла Клинтона (Bill Clinton) в ее необходимости, казалась нереальной. После неудачных испытаний в начале нынешнего года г-н Клинтон отложил принятие решения о строительстве системы противоракетной обороны фактически на период после выборов в США и в Канаде.
Правительство Кретьена облегченно вздохнуло в надежде, что противодействие мировой общественности и победа на президентских выборах в США Эла Гора (Al Gore) похоронят этот проект, не причинив ущерба американо-канадским отношениям. Но сегодня эта надежда очень слаба. На этой неделе герой войны в Персидском заливе генерал Колин Пауэлл (Colin Powell), ставший государственным секретарем США, заявил, что новая администрация Буша-младшего выслушает все критические замечания, а затем одобрит строительство оборонительной системы. Демонстрируя свою непреклонную решимость, г-н Пауэлл сказал, что критикам придется смириться с неизбежностью решения, которое, как он считает, отвечает интересам всего мирового сообщества, а не только США.
Ради выгод от участия в предлагаемом проекте Канады и получения дипломатического одобрения своей инициативы Вашингтон согласен даже на самые скромные обязательства этой страны. Но, когда в Белом доме будет сидеть республиканец, знающий, что Канада не может себе позволить разорвать военные и экономические связи с США, американцы не примут "нет" как ответ своего северного соседа.
Перевод: Виктор Федотов