Задавая тон первому контакту России с администрацией Буша-младшего (George W. Bush), во вторник, 22 февраля 2001 года, министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил, что пришло время для серьезного диалога с Соединенными Штатами Америки по противоракетной обороне (ПРО) и другим связанным с ядерным оружием проблемам. На пресс-конференции за два дня до первой встречи с государственным секретарем США Колином Пауэллом (Colin Powell) г-н Иванов заявил, что от отношений между США и Россией зависит глобальный политический климат - точка зрения, которую оспаривает администрация Буша-младшего, не считающая Россию ровней США.
"Мы настроены на самый активный диалог на всех уровнях, начиная с самого высокого┘ по всему диапазону проблем российско-американских отношений", - заявил г-н Иванов. Он отказался комментировать арест на этой неделе Роберта Хэнссена (Robert Philip Hanssen), кадрового сотрудника Федерального бюро расследований США, которого обвиняют в шпионаже в пользу России, сказав, что, по его мнению, повестка американо-советских переговоров куда шире, чем этот вопрос. Г-н Пауэлл и г-н Иванов встретятся в Каире 24 февраля. По словам г-на Иванова, место встречи было выбрано потому, что оба дипломата планируют быть на Ближнем Востоке в один и тот же период времени.
В четверг в Вашингтоне г-н Буш-младший заявил, что его воодушевляют недавние высказывания российских руководителей по проблемам ПРО, и он надеется обсудить это дело с президентом России Владимиром Путиным. "Их высказывания свидетельствуют о том, что они признают наличие новых угроз в период после "холодной войны", угроз, которые требуют развертывания систем ПРО на театрах", - заявил г-н Буш-младший. После прихода к власти в прошлом месяце администрации Буша-младшего отношения между Вашингтоном и Москвой стали прохладными. Официальные представители США обвиняют Россию в попытках возродить советские амбиции и в продаже ракетных технологий таким странам, как Северная Корея и Иран.
Выдержанная, почти ласковая оценка г-ном Ивановым американо-российских отношений резко контрастирует с жесткими высказываниями министра обороны РФ и других кремлевских чиновников, которые в последние недели обвиняют вашингтонскую администрацию в попытках очернить репутацию России. Заявляя, что американо-российские отношения имеют "значительный потенциал для того, чтобы гарантировать международную безопасность", г-н Иванов добавил: "Мы очень хорошо понимаем, что глобальный политический климат в значительной мере зависит от того, как складываются отношения России с Соединенными Штатами Америки".
Как заявил г-н Иванов, самой важной темой переговоров в субботу скорее всего станет противоракетная оборона; предполагается обсудить также расширение НАТО, Ближний Восток, Ирак и Балканы. Россия выступает против планов создания национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США. На этой неделе русские предложили генеральному секретарю НАТО лорду Робертсону (Robertson) свой проект нестратегической системы ПРО для Европы как альтернативу НПРО США. Г-н Иванов повторил неизменный аргумент России, что американский план НПРО идет вразрез с российско-американским Договором об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года и может разрушить глобальную стратегическую стабильность. "Если мы выдернем одно из звеньев структуры безопасности, она может развалиться", - заявил г-н Иванов.
Российский министр иностранных дел предложил провести многосторонние переговоры по оценке угроз, которые послужили основанием для стремления США создать противоракетный щит. В этих переговорах, по его мнению, должны участвовать все заинтересованные государства, включая европейские нации и Китай. "Даже самая могущественная мировая держава не способна решить проблему такого рода самостоятельно", - заявил г-н Иванов. - Об этом свидетельствует исторический опыт. Мы предлагаем искать пути для совместных действий". Г-н Иванов предложил также провести переговоры по созданию системы глобального контроля за ракетами и ракетной технологией.
В российских предложениях сделан особый упор на необходимость совместных действий. Один из официальных представителей НАТО, которые были ознакомлены с предложениями России по ПРО, заявил во вторник, что эти предложения не конкретизированы, но достаточны, чтобы начать серьезные обсуждения. "Нам нужно знать о них значительно больше", - сказал этот представитель, пожелавший остаться неназванным. Высших руководителей НАТО воодушевляет тот факт, что Москва, как они считают, признала существование ракетной угрозы, и теперь можно начинать переговоры о том, как с ней справиться.
США хотят создать противоракеты, способные сбивать баллистические ракеты таких государств с незначительным ядерным потенциалом, как Северная Корея, Иран или Ирак. Американцы заявляют, что готовы передать соответствующие технологии своим европейским союзникам и Канаде, если они им будут нужны.
Российский подход, по словам представителей НАТО, предусматривает поэтапное решение проблемы защиты от ракет. В качестве первого шага они предлагают объединенными усилиями российских и натовских специалистов провести оценку и определить характер ракетных угроз. Если будет найдено, что необходимы военные ответные меры, стороны изучат, как это можно сделать. "Они (русские - прим. пер.) очень настаивают на совместной разработке и развертывании (средств ПРО - прим. пер.), - заявил представитель НАТО. - Но конкретные системы не упоминаются".
Однако из предложений России следует, что это не будет так называемая "система перехвата баллистических ракет на разгонном этапе", которая предназначена для уничтожения ракет противника вскоре после старта вместо того, чтобы пытаться сбить их на траектории полета к цели. (Ранее западные средства массовой информации сообщали, что Россия предлагает именно "систему перехвата баллистических ракет на разгонном этапе" - прим. пер.) Русские очевидно имеют намерение развернуть в районах наибольшего риска мобильные системы ПРО для борьбы с оперативно-тактическими и тактическими, а не с межконтинентальными баллистическими ракетами.
Перевод: Виктор Федотов