Аржун Макхиждани, Президент Института Энергии и Исследований в области охраны окружающей среды (США).
Политика национальной противоракетной обороны может увеличить ядерную угрозу народу США в противоположность заявленному намерению обеспечить его защиту. Для других ядерных государств система ПРО США представляется попыткой получить преимущественное право ядерного возмездия. Конечно, остальные ядерные державы сделают все, чтобы предотвратить подобный исход.
Боязнь первого удара уже создала серьезную угрозу случайного возникновения ядерной войны для США и России. Обе стороны держат тысячи боеголовок в состоянии повышенной боевой готовности, исходя из теории, что они должны быть запущены до того, как будут уничтожены на земле или в порту. Развертывание системы национальной ПРО может сильно осложнить угрозу первого удара и, следовательно, увеличить опасность случайного возникновения ядерной войны. Если бы США уничтожили весь российский потенциал нанесения ядерного удара за исключением пары российских стратегических подводных лодок, Россия все равно смогла бы разрушить США с помощью нескольких десятков ядерных ракет. По российским расчетам, США никогда бы не пошли на такой риск. Но если бы США смогли с высокой степенью вероятности сбить оставшиеся несколько десятков ракет после их запуска, то возможность нанесения первого удара со стороны США воспринималась бы значительно острее.
Такие страшные выкладки, привычные для военных, становятся еще более ужасающими с появлением неядерных видов оружия точного наведения, продемонстрированного во время войны в Персидском заливе, а также во время войны НАТО - Югославия. Они показали, что США может уничтожить ядерное оружие противника на земле или в порту с помощью неядерных видов оружия точного наведения. Следовательно, США теоретически могли бы скомпенсировать сокращенное число ядерных боеголовок путем использования при нападении неядерных видов оружия точного наведения. Такие расчеты могут сделать соглашения по сокращению вооружения маловероятными и привести к отказу от уже достигнутых в прошлом сокращений.
Поэтому, скорее всего, Россия и Китай отреагируют увеличением своего наступательного потенциала и принятием мер, направленных на то, чтобы помешать реализации планов по системе ПРО. Скорее всего, в итоге это привело бы к тому, что нестабильность и опасность случайной катастрофы резко возросли бы. Потенциальные противники скорее всего будут рассматривать развертывание национальной ПРО как часть наступательной стратегии. Если США все-таки развернут систему ПРО, то они могут сделаться более уязвимыми для ядерного нападения со стороны такого государства, как Корея. В соответствии с заявлением Национального совета по разведке, предпочтение, отдаваемое такими государствами, как Северная Корея, развитию баллистических ракет перед неракетными средствами доставки, может определяться скорее соображениями "престижа" и "силовой дипломатии", чем фактической эффективностью. Если бы эффективность доставки была основным критерием, то выбор, скорее всего, был бы сделан в пользу грузового автомобиля, транспортного судна или самолета.
Северная Корея использует развитие ракетной технологии скорее как аргумент для достижения лучшего положения на переговорах, чем как средство доставки ядерного оружия. Система ПРО США может отнять этот "козырь" при переговорах, что поставит под угрозу текущие соглашения, благодаря которым Северная Корея приостановила разработку новых ракет. Другими словами, система ПРО может одновременно сорвать дипломатические соглашения с Северной Кореей и подтолкнуть рассерженный Китай к более тесному сотрудничеству с нею. Это может создать большую опасность для США, поскольку в таких обстоятельствах ядерная стратегия Северной Кореи может меньше полагаться на дипломатию, а больше следовать планам "действий в условиях чрезвычайных обстоятельств" по доставке ядерного оружия неракетными средствами.
Сохраняя иллюзию, что ПРО может обеспечить безопасность в одностороннем порядке, даже если при этом увеличится неуверенность в своей безопасности других государств, США усугубят ядерные угрозы для всех. США должны изменить свой курс и встать на путь разоружения.
Полный текст статьи опубликован на сайте Института Энергии и Исследований в области защиты окружающей среды.