Западу, оценивающему политику Владимира Путина, приходится нелегко. С одной стороны, нельзя отрицать факт экономического подъема, который переживает Россия. В то же время создается впечатление, что этот подъем базируется исключительно на доходах, поступающих от экспорта энергоносителей. А поскольку Россия не проводит реальные структурные реформы, этот подъем может оказаться кратковременным. С другой стороны, к России нельзя подходить с обычными экономическими мерками. Если брать за основу официальный государственный бюджет, составляющий примерно 40 млрд долларов США, то Россию можно считать бедной страной. В таком случае откуда у Путина деньги на модернизацию вооружений, энергетического комплекса и транспортной системы? У государственного бюджета двойное дно, и это в Москве никто не оспаривает.
Путинская стратегия модернизации
После периода оконфузившейся политики реформ под водительством Бориса Ельцина, отличавшейся порой провалами и анархией, для многих россиян желание обрести в государстве "твердую руку" стало важнее демократии и свободы слова. Если Ельцин бросал в 1993 году против оппозиции танки, то Путин научился выводить своих противников из борьбы более элегантными методами, не нарушая конституции и все же добиваясь консенсуса в обществе. При Ельцине такое было немыслимо. Строптивые губернаторы оказались в узде вновь созданного Государственного совета под председательством Путина. Олигархи были загнаны в лояльный Кремлю Союз промышленников и предпринимателей, который возглавляет Аркадий Вольский. Недавняя дискуссия по поводу вотума недоверия правительству опять же оказалась на руку Путину. Он может заменить своего премьера Михаила Касьянова на более лояльного политика или распустить Думу, чтобы провести досрочные выборы, в ходе которых его партия "Единство" может, без сомнения, получить большее количество мандатов.
Многие на Западе испытывают к Путину противоречивые чувства. Они пытаются понять, а не является ли недооценка демократических реформ тактической уловкой, которая позволит возвратить государству авторитет, навести порядок в экономике. Или все же стратегия Путина заключается в том, чтобы создать "корпоративное" государство во главе с ФСБ и лояльными олигархами без какого-либо намека на гражданское общество.
В России наблюдается экономический рост. В начале 2001 года он характеризовался следующими показателями: постоянный экономический рост - 7%, положительное сальдо в торговле выросло с 27 млрд до 67 млрд долларов США, валютные резервы увеличились с 12 млрд до 28 млрд долларов США. Только на продаже нефти и газа Россия заработала 43 млрд долларов США, причем в официальный государственный бюджет было перечислено только 25% этой суммы.
Львиная доля нефтедолларов оседает в специальном фонде президента. С его помощью в стране латаются социальные дыры или осуществляется модернизация стратегически важных отраслей российской экономики. При этом, правда, забывают отдавать долги Парижскому клубу.
Стратегия модернизации
Придя к власти, Путин трезво взвесил потенциал своей страны и определил основные направления ее развития. Модернизируя такие ключевые отрасли, как энергетика, транспорт, вооружения, он надеется придать импульс развитию всей экономики. Олигархи вошли в альянс, который сделал своей целью модернизировать Россию. Они должны теперь инвестировать свои накопленные финансовые средства в развитие отечественной инфраструктуры. В этот альянс вошли такие национальные финансово-промышленные группы, как "Альфа-групп", "ЛУКойл" и сибирские предприятия алюминиевой промышленности. Кроме того, в последние месяцы они начали агрессивную экспансионистскую политику на рынках Запада и СНГ.
То, к чему стремится Путин, заключается в том, чтобы превратить слабо развитую экономическую инфраструктуру Евразии в продолжение процветающих экономических пространств ЕС и стран Азии. Его долгосрочная цель - закрепить за Россией роль стратегического моста между ЕС и Азией.
- ЕС в долгосрочной перспективе должен быть завязан на российский энергетический комплекс (нефть, природный газ, электроэнергия, атомная промышленность). В настоящее время Западная Европа уже находится в зависимости от поставок российского природного газа. Они составляют в общем объеме импорта почти 30%. Через несколько лет, когда будут исчерпаны кладовые газа Северной Европы, эта зависимость будет выражаться другой цифрой - 70%. Отказ Германии развивать атомную промышленность сделает ее еще в большей мере зависимой от поставок российского газа. Для ЕС диверсификация поставок нефти из стран бассейна Персидского залива, где в любой момент может вспыхнуть конфликт, была бы нелишней.
- Для обеих сторон была бы выгодной также переработка ядерных отходов, на что нацеливается Россия, как и переработка российских ядерных боеголовок в топливо для атомных реакторов, работающих на мирные цели. В феврале, впервые после развала Советского Союза, в России была введена в эксплуатацию новая атомная электростанция. Россия намерена в ближайшие 20 лет построить еще 15 атомных электростанций.
- В настоящее время Россия предпринимает большие усилия с тем, чтобы уже в этом году завершить строительство гигантского газопровода "Голубой поток". Он протянется по дну Черного моря до Турции. Строительство других стратегически важных трубопроводов, идущих из Казахстана в Новороссийск, через Дагестан в обход Чечни уж завершено или близится к завершению. В ближайшее время будут построены нефтяные терминалы для приема крупнотоннажных танкеров на побережье Балтийского моря в Ленинградской области, на тихоокеанском побережье в Приморье, а также в Махачкале на Каспийском море. Все это позволит увеличить экспорт нефти.
- Однако важнейшим инвестиционным проектом в сфере транспорта является Транссибирская железнодорожная магистраль. Огромные финансовые средства, которые будут получены в результате приватизации российских железных дорог, а также западные инвестиции предполагается вложить в модернизацию этой магистрали. Ставится задача превратить ее в главную артерию, соединяющую Европу и Азию. Путин стряхнул пыль и со старых планов строительства туннелей к Аляске и от Сахалина к Японии. Между тем Россия уже открыла западным авиакомпаниям воздушное пространство для полетов по маршрутам, пролегающим в страны Южной Азии через Северный Ледовитый океан. Естественно, при уплате определенной транзитной пошлины.
перевод: Владимир Синица
Продолжение следует...