Прага, 29 марта 2001 года. Вчера президент России Владимир Путин осуществил значительные перестановки в своем правительстве, в том числе заменил министра внутренних дел и министра обороны своими близкими друзьями. Г-н Путин заявил, что эти шаги позволят осуществить планы военной реформы и демилитаризации российской общественной жизни. Аналитики считают, что вчерашние перестановки в правительстве России ведут к дальнейшей консолидации власти президента Владимира Путина. Однако они не уверены, повлечет ли это существенные перемены в российской политике. Сам г-н Путин подчеркнул тот факт, что теперь два высших руководящих поста в министерстве обороны, а также пост главы министерства внутренних дел займут гражданские лица. "Вы видите, что на ключевые посты в силовых министерствах приходят гражданские лица. Это сделано преднамеренно. Это шаг на пути демилитаризации российского общества".
Однако аналитики говорят, что в результате перестановки на высоких руководящих должностях оказались люди, тесно связанные с г-ном Путиным, тогда как тех, кто был связан с бывшим президентом Борисом Ельциным, понизили в должности. Они отмечают, что, хотя сегодня новый министр обороны Сергей Иванов является гражданским лицом, ранее он в течение 20 лет служил в советских и российских органах госбезопасности и в КГБ дослужился до генеральского звания. Г-на Иванова считают наиболее преданным союзником г-на Путина именно по причине тесных личных отношений, которые сложились между ними в период совместной службы в КГБ.
Старший аналитик вашингтонского Фонда Карнеги Майкл Макфол (Michael McFaul) отмечает, что замена на посту министра внутренних дел Владимира Рушайло Борисом Грызловым, который возглавляет прокремлевскую фракцию "Единство" в Государственной думе РФ, также важна. "Это - дальнейшая консолидация власти г-на Путина над министерствами, где у него до этого не было своих людей на руководящих постах. Люди, назначенные в министерство внутренних дел и в министерство обороны, являются приверженцами г-на Путина. Г-н Рушайло, в частности, был ставленником клана (бизнесмена) Бориса Березовского, поэтому его замена важна в плане консолидации власти г-на Путина". Г-н Макфол заявляет, что новый кабинет можно считать более современным, таким, где министров назначают по принципу политической лояльности, а не исходя из тайных финансовых интересов. В качестве примера он указывает на отставку министра по атомной энергии Евгения Адамова, вокруг имени которого не затухает скандал, связанный с его коммерческой деятельностью. "Я действительно верю, что это своего рода модернизация деятельности правительства. Теперь правительство не похоже на кучку удельных князей, как это было в последнюю пару лет. Каждый из министров был, по большому счету, самостоятельным игроком. То же самое можно сказать о министерстве по атомной энергии. Теперь мы видим гораздо более политизированное правительство, и, знаете, я думаю, что это хорошо, а не плохо".
В данном вчера вечером интервью корреспонденту Радио "Свободная Европа"/Радио "Свобода" оппозиционный депутат Думы Сергей Иваненко из фракции "Яблоко" указал на еще один признак, свидетельствующий о том, что г-н Путину удалось продвинуть наверх людей из своей команды. Г-н Иваненко отметил, что, несмотря на крупные перемены в правительстве, о премьер-министре Михаиле Касьянове, которого считают человеком Ельцина, вчера не было сказано ни слова. "Фактически это правительство г-на Путина, который в действительности является его главой. Он напрямую контролирует всех министров, и в этом смысле тот факт, что о г-не Касьянове вчера ни разу не упоминали, весьма знаменателен".
Но будут ли перестановки в правительстве означать изменение политики? Г-н Путин явно намекает на широкий спектр перемен. Вчера он заявил, что к перестановкам его подтолкнули ситуация на Северном Кавказе и необходимость двигать вперед давно ожидаемую военную реформу. Однако же все официальные лица, которые несут ответственность за войну в Чечне, никуда не делись, пусть даже и заняли другие посты.
Работающая в Москве аналитик Франсуаза Дос (Francoise Deauce) усматривает некоторую надежду на то, что новый министр обороны Иванов сможет встряхнуть военных. "Он пришел в вооруженные силы со стороны, он пользуется большим влиянием, главным образом благодаря своей прежней работе в органах госбезопасности, и поэтому, возможно, сумеет навязать армии те решения, которые ей кажутся невыгодными. Другими словами, он, быть может, сумеет перебороть корпоративное противодействие российских военных, которые до сегодняшнего дня успешно тормозили все предпринимавшиеся с 1991 года попытки реформирования вооруженных сил.
Старший аналитик по вопросам европейской политики из аналитической корпорации RAND Стефен Де Шпигелер (Stephan De Spiegeleire) высказывается в более пессимистическом тоне. Он заявляет, что уравнение достаточно просто: пока не будет окончена война в Чечне, никаких значительных реформ ожидать не следует, на какие бы должности ни назначал г-н Путин людей из своего внутреннего круга. "Давайте посмотрим правде в глаза: обстоятельства таковы, что, с учетом состояния своей экономики, Россия не может себе позволить никаких перемен - пусть даже они будут инспирированы КГБ или каким-либо иным органом - пока ее военный бюджет, составляющий 8 млрд. долл. США, продолжает пожирать эта война (в Чечне). Просто нет простора для маневра, чтобы кто-то мог начать проводить радикально отличную от нынешней (военную) политику". Для сравнения, военный бюджет США приближается к 300 млрд. долл.
Стоит отметить, что назначенный на должность министра обороны г-н Иванов сегодня указал, что в военных реформах не будет "революций", добавив при этом, что всякие изменения будут постепенными. В последнее десятилетие все признают, что военные реформы, в частности, перестройка организационной структуры вооруженных сил, сокращение численности личного состава и переход на комплектование армии профессионалами, а не призывниками, неизбежны, если хотят сократить расходы и приспособить армию к новым реалиям. Но эти принципы так никогда и не были претворены в жизнь.
Аналитики заявляют, что, хотя вчерашние шаги указывают на то, что г-н Путин укрепляет свою власть, никакие перестановки в кабинете министров сами по себе не гарантируют проведения сколько-нибудь значительных реформ. В российском правительстве и в вооруженных силах по-прежнему остаются конкурирующие между собой группировки, которые существовали до прихода к власти г-на Путина. Аналитик Де Шпигелер утверждает, что г-ну Путину, возможно, будет труднее, чем его предшественникам, подчинить себе правительственный механизм, поскольку у него до сего времени нет такой базы политической власти, какая была у них. "Внутренняя борьба, которая идет уже давно, не прекратилась с приходом г-на Путина. Группировки, выражающие различные интересы, существуют и сегодня, в том числе в вооруженных силах, но самое важное, что назначение г-на Иванова министром обороны само по себе не приведет к затуханию борьбы между враждующими военными кланами. В отличие от прежних руководителей России или Советского Союза, которые, как правило, вырастали из генеральных секретарей (коммунистической партии) и имели многочисленные кадры приближенных, г-н Путин таких многочисленных кадров не имеет. Президент Путин до этого был человеком смелых слов, а вчера, кажется, подкрепил свои слова политическим решением. Но еще слишком рано судить, будут ли эти его шаги теперь преобразованы в новый курс России.
Перевод: Виктор Федотов