Газета размышляет о причинах, побудивших российских и белорусских сторонников Слободана Милошевича выступить с поддержкой своего славянского единомышленника.
Громко, но бессильно возмущались российские и белорусские сторонники Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic) арестом своего славянского единомышленника. Несмотря на то, что Минск с удовольствием бы оказал непосредственное давление на новое руководство в Белграде, а Москва, в свою очередь, предпочла бы обходные пути, и тем, и другим остается только в бессильной злобе сжимать кулаки в карманах.
От того, чтобы быть реальной политической силой, российско-белорусский союз, которому как раз сегодня исполнилось 5 лет, находится еще дальше, чем от своей главной цели - успешного экономического союза родственных республик - наследниц бывшего СССР. В частности, режим сообщника Милошевича Александра Лукашенко не красит его российского коллегу Владимира Путина.
То, что диктатор в Минске постоянно подозревает российских корреспондентов на единственном общенациональном канале в саботаже, говорит само за себя. И хотя только США бойкотируют белорусского главу государства по-настоящему, а Германия, наоборот, продолжает инвестировать средства в белорусскую экономику, Лукашенко чувствует себя окруженным врагами. Не только главный противник НАТО, но и ОБСЕ и "определенные московские круги" с удовольствием бы от него избавились. "Но это им не удастся", - монотонно повторяет президент. Уже сегодня ясно, что объявленное на этот год его переизбрание, не более, чем фарс. Лукашенко ставит под сомнение право голоса собственного народа и вынуждает марионеточный парламент провозгласить его президентом.
Население страны едва ли что-то имеет против. Серьезной оппозиции бывшему председателю колхоза в стране не существует. Его противники пока еще не в состоянии вынести Белоруссии приговор, по примеру Югославии. Однако восторженное выступление Лукашенко в российской Государственной Думе запомнят надолго. Во время последнего визита Путин не нашел времени для Лукашенко. И сегодняшний праздник не обойдется без ни к чему не обязывающих тостов. Мысль о создании союза двух бывших советских республик зародилась еще в 1991 году непосредственно после встречи заговорщиков в Беловежской Пуще, приведшей к распаду СССР. Третьей должна была стать Украина. История же внесла свои коррективы.
Начало было положено в 1995 созданием российско-белорусского таможенного союза. Четыре месяца спустя в присутствии Лукашенко, но без Бориса Ельцина торжественно упали пограничные барьеры.
День рожденья Союза датируется 2 апреля 1996 года. Другой документ предусматривает общую организацию средств массовой информации, начиная с января 1998 года. В том же году на фоне военной операции НАТО в Югославии политики обеих стран напророчили трехсторонний союз с Слободаном Милошевичем. Но и здесь история оказалась быстрее. Для этого 25 декабря 1998 года был заключен договор о равных гражданских правах и условиях торговли. Москва простила Минску долг в 700 млн. долларов, преимущественно за поставки газа. И хотя в апреле 1999 попытка Лукашенко, наконец-то объединиться с Россией в единое государство с единым парламентом и президентом, потерпела крах. Тем не менее, в конце этого судьбоносного года был подписан договор "с целью мирного и демократического развития наших народностей". До 2005 года должна войти в обращение единая валюта.
Однако дальше деклараций дело не двинулось. И нет ничего удивительного в том, что в Белоруссии - плановая экономика, а Россия стремиться к рыночной. К тому же, есть место сомнениям. Москва подозревает Лукашенко в попрошайничестве российской энергии. Помимо этого он нарушает таможенный договор, что уже привело, помимо всего прочего, к так называемой "войне грузовиков" на пока еще существующей границе. У Минска же создается впечатление, что Путин злоупотребляет отношениями и использует Белоруссию, как дешевую транзитную страну, через территорию которой осуществляются поставки сырья в Западную Европу, приносящие большую прибыль. Впрочем для Кремля с давних пор интерес представляет именно политический и военный потенциал Белоруссии.
Из всего вышесказанного для белградского арестанта следует: внутри славянского альянса проблем хватает, ему не до громких заявлений.
Перевод: Анна Черемушкина