Интервью известного медиамагната, олигарха в изгнании Бориса Березовского канадской газете.
Любой бы подумал, что Борис Березовский, человек, которому принадлежат большие доли в двух российских телевизионных сетях и который контролирует ряд крупных газет, ухватится за возможность поговорить о свободе прессы в России.
В настоящее время это горячая тема, учитывая, что в прошлые выходные на митинг в поддержку НТВ, предшествовавший событиям вторника, собралось около 20 тысяч человек. Общественные протесты продолжались и вчера.
Березовский выступает как борец за свободу слова.
В пятницу он предложил рассерженным работникам НТВ перенести их популярные программы на его телесеть ТВ-6. Этому предшествовало сделанное им в феврале предложение о предоставлении помощи в размере 75 млн долл. США находящемуся под следствием владельцу НТВ, олигарху и медиамагнату Владимиру Гусинскому.
Однако, учитывая, что Березовский преследуется Москвой по обвинениям в мошенничестве на сумму свыше одного млрд долл. США, от которого пострадала государственная авиакомпания "Аэрофлот", добиться интервью с наиболее влиятельным пресс-бароном России невероятно сложно.
С тех пор как он покинул прошлой осенью Россию на борту личного реактивного самолета, нога Березовского редко ступала на землю. Когда же он оказывается на земле, то сведения о времени и месте пребывания хранятся в большой тайне.
Недавняя договоренность об интервью потребовала двух месяцев ежедневных звонков. В конце концов он назначил встречу в Лондоне.
Одетый в простой свитер и обычные брюки, Березовский ожидал в снятом на время офисе, готовый высказать осуждение президенту России Владимиру Путину, которого, как полагают многие, Березовский и привел к власти.
Теперь Березовский заявляет, что политика Путина разрушает российские независимые СМИ и угрожает демократии. По словам Березовского, Путин использует обвинения в мошенничестве, чтобы заставить его и Гусинского уступить контроль над их СМИ правительству.
"Это давление не со стороны прокурора. Это давление со стороны президента, который желает сконцентрировать власть и СМИ с целью создания сильного государства посредством контроля прессы могущественной бюрократией".
"Это означает, что мы теряем наиболее важный инструмент свободы в России. Это означает, что правительство Путина сможет говорить все, что захочет, без всякого контроля. Оно монополизирует эту сферу".
Березовский контролирует очень влиятельную газету Коммерсант - одну из самых влиятельных газет России - и ее многие дочерние издания, а также 75% акций ТВ-6, четвертого по значимости канала в России, после НТВ, ОРТ и РТР. К тому же он и его близкий партнер по бизнесу Роман Абрамович делили контроль над ОРТ - традиционным рупором советской и российской власти. Недавняя сделка, в результате которой эти договоренности были изменены, не была предана достоянию общественности.
Однако власть Березовского гораздо шире. Совместно с Абрамовичем он получил контроль над крупной нефтяной компанией "Сибнефть" в 1998 году и над всей алюминиевой промышленностью России в 1999 году.
Однако, несмотря на все это, первенство принадлежит его сопернику в сфере СМИ Владимиру Гусинскому, владеющему самой популярной телесетью России НТВ. Ее безжалостное освещение событий помогло закончить первую чеченскую войну в 1996 году, а сейчас НТВ находится на острие растущей критики Путина, которого критикуют за то, как он решает проблему Чечни, проводит экономические реформы и за его реакцию на гибель подводной лодки "Курск".
Несмотря на свою популярность, НТВ не приносит прибыли, и Гусинский финансировал канал путем привлечения огромных займов - от 400 млн до 1,5 млрд долл. США, - взятых у контролируемой государством крупнейшей энергетической компании России "Газпром".
Против Гусинского сейчас выдвигаются обвинения в том, что он использовал значительные суммы принадлежащих НТВ денег на свои личные нужды. Он уехал в Испанию, где позднее и был арестован, помещен в тюрьму, затем выпущен под залог, в то время как прокуроры пытаются экстрадировать его в Россию.
Путин отрицает, что хочет использовать "Газпром" для контроля над НТВ, однако Березовского не так легко в этом убедить.
"Все его шаги показывают, что он против независимых СМИ, - заявляет Березовский. - Это факт. Он поощряет концентрацию СМИ в руках государства, как бы это ни происходило. Они будут говорить, что "Газпром" - это независимая компания, контролирующая НТВ, однако все знают реальное положение вещей. Она контролируется государством".
И после этого Березовский открыто предлагает помощь.
Большинство наблюдателей с усмешкой восприняли предложение помощи в размере 75 миллионов долларов как очевидно недостаточное и в то же время вполне оппозиционное. Представитель "Газпрома" сказал, что оно не заслуживает ничего, кроме смеха.
Мысль, что программы НТВ могут найти пристанище на канале ТВ-6, вызывает опасения, что Березовский, возможно, пытается использовать ситуацию в коммерческих целях. Он говорит, что это не так.
"Гусинский создал лучший телевизионный канал в России. Я говорю это как его соперник. Этот канал играл действительно важную роль в становлении российской демократии. И если арестовывать каждого, у кого были проблемы в бизнесе в России за последние десять лет, то придется посадить за решетку всю страну".
Пол Клебников (Paul Klebnikov), автор недавней книги, рассказывающей о Березовском, считает его чрезвычайно жадным и ловким дельцом, способным на все ради достижения своей цели.
"Предложение Березовского субсидировать НТВ является пиаровским трюком, направленным на превращение его из печально известного коррумпированного инсайдера в борца за права человека", - говорит писатель.
Согласно Клебникову, Березовский и Гусинский ненавидят друг друга с 1994 года, когда была подорвана машина Березовского. Клебников сообщает, что в частных беседах с Ельциным Березовский обвинял Гусинского в причастности к этому преступлению и, как сообщалось, просил главу службы безопасности Ельцина убить Гусинского.
"Трудно вспомнить какого-либо другого бизнесмена в мировой истории, который приобрел бы столько богатства и столько власти так быстро", - отмечает Клебников, имея в виду Березовского.
"Несмотря на ряд коррупционных дел, он приобрел несколько самых крупных и прибыльных российских компаний, зачастую ничего не платя за них, но используя свои связи в правительстве или платя тем, кто мог ему эти компании отдать".
Клебников прозвал Березовского "Крестным отцом Кремля" за то, что тот использовал свой контроль над ОРТ, чтобы обеспечить победу Ельцина на выборах 1996 года и победу Путина в 2000 году.
В интервью Березовский с гордостью подтверждает эту роль. "ОРТ играло решающую роль на выборах 1996 года, когда победил Ельцин, - хвалится он. - Это была борьба между демократией и коммунизмом в России. И ОРТ играло ключевую роль в парламентских выборах 1999 года, когда победила партия Путина".
Березовский также свел старые счеты с бывшим премьер-министром Евгением Примаковым, главным оппонентом Путина на прошлогодних выборах. Примаков инициировал расследование масштабного мошенничества в "Аэрофлоте", которое было направлено против Березовского.
Клебников утверждает, что Березовский использовал дружбу с Ельциным и его зятем для вывода из "Аэрофлота" сотен миллионов долларов США, что поставило компанию почти на грань банкротства.
Березовский успешно пролоббировал у Ельцина отставку Примакова, и расследование дела "Аэрофлота" было прекращено. Оно было возобновлено при Путине, и две недели назад московские прокуроры арестовали четверых самых близких бывших бизнес-партнеров Березовского.
Однако дело идет в суд в следующем месяце, а Березовский все еще на свободе, несмотря на данное в феврале заместителем генерального прокурора России Василием Колмогоровым обещание, что "время олигархов придет".
Щедрость Березовского по отношению к Путину, которого он называет теперь своим палачом, может еще принести свои плоды. Он говорит, что поддерживал Путина за счет средств, полученных им от "Аэрофлота", и что Путин это знал.
"Мы увеличили прибыльность "Аэрофлота", и наши компании получали законную прибыль. Я получал эти деньги и платил с них налоги. И использовал их на президентскую кампанию", - заявляет Березовский с улыбкой, переходящей в смех.
"И я все еще думаю, что эти инвестиции были правильны".
Перевод: Рафаэль Сайдашев