Очередь желающих приобрести телеканал НТВ прибывает. В нее становятся все новые медиа-магнаты Запада.
Тед Тернер (Ted Turner) был первым, кто зондировал почву по поводу частного телеканала НТВ. Затем появился Руперт Мердок (Rupert Murdoch). Теперь намерен вмешаться в дело и Лео Кирх (Leo Kirch).
С того момента, как полугосударственный энергетический концерн "Газпром" попытался взять в свои руки власть на российском частном телеканале НТВ и со всей очевидностью стал подыскивать покупателей для этой телевизионной жемчужины, в очереди на ее приобретении оказались медиа-магнаты с Запада. На прошлой неделе на внеочередном собрании акционеров, правомочность которого подвергается сомнению, менеджерам Газпрома удалось лишить влияния холдинг "Медиа-Мост" Владимира Гусинского, который до этого времени задавал тон на НТВ. Ловкий вражеский прием по перехвату телеканала привел в большое возбуждение весь российский медийный ландшафт.
<┘>
Привлекательный канал
В случае если Газпрому удастся выиграть судебное дело, связанное с сомнительным характером перевода в собственность концерна пакета акций телеканала, западные медиа-концерны получат шанс вмешаться по-крупному в российский телевизионный бизнес. Не далее, как позавчера, свои предложения о приобретении 19% акций НТВ внесли компания "Kirch Media" и шведская группа "Modern Times Group".
Иностранцы считают телеканал исключительно привлекательным. Коллективу канала удалось благодаря критическому характеру передач превратить НТВ в жемчужину и одновременно привлечь в качестве зрителей платежеспособную публику. Ко всему, НТВ единственный частный телеканал, сигнал которого принимается по всей стране.
Несмотря на эти положительные моменты, занятие информационным бизнесом в России связано для западных предпринимателей с исключительно большими рисками. НТВ до сегодняшнего дня не удавалось зарабатывать деньги.
Неразвитый рынок рекламы
"Телевизионный бизнес страдает от многих болезней, которые мешают его здоровому росту", - предупреждает директрисса Московского исследовательского института средств массовой информации "Интерньюс" Манана Азламаян. Рынок рекламы слаб, к тому же он почти полностью находится в руках рекламного агентства "Видео Интернешнл". Оно было создано в начале 90-х годов Михаилом Лесиным, нынешним министром печати. Сегодня через агентство проходит почти 80% всей рекламы, идущей на всю страну, преимущественно через близкие к государственным структурам телеканалы ОРТ и РТР. На агентство "Смарт Медиа", входящее в состав компании "Медиа-Мост" Владимира Гусинского, приходятся 15% рекламного рынка. Остающиеся пять процентов делят между собой многочисленные небольшие рекламные агентства.
Развитие рынка сдерживают также законодатели. Российские фирмы могут расходовать на рекламу только пять процентов оборотного капитала. На телеканалы накладываются штрафные санкции, если реклама занимает более 25% эфирного времени. Ко всему, депутаты Думы недавно потребовали строго ограничить участие иностранцев в российских предприятий СМИ.
<┘>
Руководитель шведской компании "Modern Times Group" (MTG) Ханс-Хольгер Альбрехт (Hans-Holger Albrecht) хочет поэтому попытать счастья в одной из ниш. Менеджер MTG перекупил 75% телеканала "Дарьял ТВ", сигнал которого принимается в одиннадцати городах.
<┘>
Впрочем, заместитель министра печати Михаил Сеславский предостерегает шведов от излишней эйфории: "Что может представлять собой рекламный рынок в городке, насчитывающем 50 тыс. жителей? С экономической точки зрения тут не сможет работать ни один телеканал". <┘>
Перевод: Владимир Синица