Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Deutsche Geselltschaft fuer Auswaertige Politik" (Германия): Интернет заставляет меняться мировую политику

"Deutsche Geselltschaft fuer Auswaertige Politik" (Германия): Интернет заставляет меняться мировую политику

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интернет не обещает спокойной жизни диктаторским режимам, к тому же он станет причиной размывания территориальных границ государств.

Интернет не обещает спокойной жизни диктаторским режимам, к тому же он станет причиной размывания территориальных границ государств.

Ни одно из из великих открытий в новейшей технической истории не получало столь стремительного и столь широкого распространения, как интернет. Менее чем за три десятилетия возникла гигансткая сеть, в которой заархивировано около 550 млрд. страниц документов со свсего мира. Объемы пользования интернетом удваиваются каждые сто дней. К 2004 году чило его пользователей может достичь одного миллиарда человек.

Интернет драматическим образом ускорил развитие транснациональных отношений, создал те отношения взаимозависимости и взаимного влияния, которые характерны для экономических отношений индустриально развитых государств. В послевоенный период демократические правительства, ориентированные на развитие рыночной экономики, сняли внешние барьеры. Это позволило таким действующим лицам общества, как транснациональные компании или группы заинтересованных лиц, получить возможность непосредственного участия в общественной жизни других государств. Результатом этого явилась интеграция. Объемы внешней торговли росли быстрее, чем производство, а прямые инвестиции увеличивались более, чем на 40 млрд. долларов США в год. С этим связаны не признающий границ стремительный рост обмена идеями и информацией, мобильность людей, способных оказываться в любой точке земного шара и оперативность в проведении международных финасовых операций (ежедневный мировой оборот составляет до 2 000 млрд. долларов США).

В отношениях между государствами это привело к росту взаимозависимости или расширению транснациональных отношений. Это значит, что непосредственные и независимые международные контакты между фирами, группами или индивидуами в значительной мере ограничивают возможности национальных правительств управлять процессами в обществах своих стран.

Интернет драматическим образом заключает в себе потенциал для развития транснациональных отношений, который одновременно является причиной обострения проблем, возникающих как в отношениях между правительствами разных стран, так и в отношениях правительства и общества в отдельно взятом государстве. Интернет устраняет географическую удаленность как барьер на пути коммуникаций, причем не только для крупных структур, но и для индивидуумов. Любое действующее лицо может вступить в контакт с любым другим человеком, в каком бы уголке земного шара тот не находился, причем в режиме реального времени. К тому же стоимость пользования интернетом снизилась быстрее, чем это происходило в случаях с другими новыми технологиями. Она, между тем, упала до такого уровня, что уже, практически, не играет никакой роли (исключая развивающиеся страны). Интернет, тем самым, создает мировую сеть доступа к знаниям, устанавливает связь между обществами и их составными частями, что является новым историческим явлением.

Таким образом, современный процесс перемещения взаимодействия в социальной и экономической областях за рамки внутренних, териториальных границ государства, на мировой уровень делает количественный скачок до уровня всего земного шара. Интернет превращается в движитель глобализации. Он облегчает в невиданных доселе масштабах интернационализацию производства. При этом доступ к внешним источникам финасирования, менеджемент, управление, материально-техническое снабжение, контроль в режиме реального времени, отношения между предпринимателями и отношения предпринимателей с потребителями упрощаются настолько, что можно говорить о революции в этом деле. И это при том, что представляя собой новую технологию, интернет находится еще только на начальном этапе своего развития. Интернет будет продолжать сужать способность правительств оказывать влияние на общества в своих собственных странах. Исключительно мобильный капитал будет заботиться об инвестициях, экономическом росте и рабочих местах там, где это принесет наибольшую прибыль. Правительства смогут оказывать на эти процессы лишь ограниченное влияние, иначе капитал будет перемещаться в районы, обещающие большую прибыль. В данном случае остается в силе пришедшее еще до появления интернета понимание того, что вмешательство правительств в обеспечение определнных стандартов должно быть минимальным. Проблемы, возникающие при выработке социальных стандартов в мировой торговле, свидетельствуют, что здесь существует немало подводных камней. Поскольку интернет облегчает не только коммуникацию, но и сам является средством экономических сделок, то и на этом уровне возникает вопрос о способности государства брать на себя регулирующую роль. Дело в том, что через интернет можно передавать программное обеспечение, услуги, тексты, изображения и музыку. По этой причине очень тяжело соблюдать стандарты, существующие в отдельно взятых государствах, а также стандарты, являющиеся общими для группы стран. Если интеллектуальная собственность, например, музыка, будет доступна в интернете без того, чтобы собственник мог получить вознаграждение, то место существующего порядка, основанного на праве собственности и договорных началах, займет анархия.

Пример подписания соглашения между Европейским союзом и Соединенными Штатами о порядке защиты данных при работе в интернете свидетельствует о том, что есть попытка решать проблемы, созданные интернетом, путем международных договоренностей. В Соединенных Штатах защита данных частного характера поставлена слабо, поэтому фирмы могут беспрепятственного собирать частную информацию, касающуюся клиентов. В то же время в Европейском союзе сфера частной жизни находится под строгой защитой. С учетом этого обе стороны договорились о том, что доступ к европейским интерент-сделкам получат лишь те американские фирмы, которые будут осуществлять свои контакты с европейскими коиентами строго в рамках правил защиты данных, существующих в Европейском союзе. Придерживаются ли этого условия фирмы, возможны ли эффективный контроль и санкции без участия правительств других стран, если они ввобще возможны, покажет будущее.

Суть проблемы возвращения государствам способности выполнять функции регулирования, которых они были лишены интернетом, заключается в готовности к сотрудничеству правительств других стран. Так как готовой к этому может быть лишь часть из них, образуются зоны свободные от влияния правительств. Это можно наблюдать, например, в случае с ведением через интернет расистской пропаганды или распространением порнографии. В свободных обществах ограничить доступ к информационым источникам, находящимся за территориальными границами соответствующего государства, практически невозможно. Это связано с различиями в национальных стандартах, а также с огромным количеством информационных источников, которые тяжело проконтролировать.

Интернет драматическим образом изменил политический радиус деятельности отдельных личностей и общественных организаций. Благодаря коммуникации в режиме реального времени и ее невысокой стоимости можно создавать виртуальные, охватывающие весь мир коалиции. Они могут объединять единомышленников и тех, кто ставит перед собой идентичные цели, Их члены помогают друг другу, обмениваясь информацией, разрабатывая или реализуя на деле стратегию действий. Рассеянных по миру одиночек превращает в мощную коалицию не географическая близость их проживания. Зачастую их сводят вместе очень конкретные и узкие цели. Вместе, в широких рамках акции "местная проблема - это глобальная проблема" они могут оказывать необходимое давление на правительства. В мире сегодня насчитывается не меньше 30 тыс. неправительственных общественных организаций, и их количество продолжает расти, не в последнюю очередь благодаря интернету. В 1995 году, когда Организация по экономическому сотрудничеству и развитию начала переговоры на предмет подписания договора о регулирования международных инвестиций, образовался союз, протестовавший против этого. 600 совершенно различных по своим целям и задачам организаций из 70 стран мира, начиная от "Amnesty International" и "Oxfam" и кончая "Sierra Club", оказались едиными в своем активном неприятии проекта договора. В 1998 году путем скоординированных через интернет акций они все же заставили правительства отказаться от этого намерения. К совершенно иному результату привела работа, в которой приняли участие почти 1300 неправительственных общественных организаций. Они успешно поддержали международную акцию по запрету противопехотных мин. В результате их выступления был заключен договор о запрете противопехотных мин (эта кампания была удостоена нобелевской премии мира).

Все чаще интернет используется в целях эффективного информационного протеста в связи с проведением важных международных конференций. Наглядным образом это продемонстрировали конференция Всемирной торговой организации в Сиэтле, а также конференции Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне и Праге. Протест против социальных, экономических или политических изменений во всех обществах является неизбежным и нормальным явлением. В этой связи интернет представляет собой новый, в высшей степени эффективный инструмент, содержащий в себе международный и даже глобальный потенциал. Этот потенциал с учетом поставленной проблемы и характера коалиции позволяет путем давления на мировую общественность и на правительства по возможности большего количества стран блокировать или, наоборот, помогать проводить ту или иную политику.

Интернет облегчает достижение сплоченности и, тем самым, способствует созданию глобального мирового гражданского общества. Однако в отличие от национального государства, у этого общества нет конкретного контрагента в образе правительства. Вместо него есть меняющиеся в зависимости от конъюнктуры объединения отдельных группировок, групп правительств нескольких стран или частные действующие лица, например, транснациональные компании. Для правительств и их дипломатов это означает, что в будущем, обращаясь к таким сетям в интересах реализации своих целей, им будут необходимы все большие ресурсы.

Интернет оказывает противоречивое воздействие на демократию. Нет сомнений, что оно позитивно в противостоянии с авторитарными режимами, поскольку дает доступ к информации или ликвидирует монополию правительства на информацию. Это можно видеть в разных уголках планеты, например в Китае. Пекинское правительство делает большие усилия, чтобы защитить внутренние государственные сети. Оно строго контролирует связи серверов с внешним миром. Однако такие барьеры можно обойти на техническом уровне. А вместе со стремительно растущим количеством пользователей интернета, а их в стране сейчас 9 млн. человек, заметно повышается стоимость мероприятий по организации цензуры. Энергичный курс на модернизацию, проводимый в Китае, вызовет появление такого числа вариантов проводной, волоконно-оптической и спутниковой связи страны с внешним миром, что любой контроль окажется неэффективным. Интернет предоставляет также информацию о процессах происходящих в странах с авторитарными режимами, например в Бирме. Это помогает организовывать международную поддержку оппозиции. В данном случае интернет тоже способствует развитию демократии.

Проблематичной является роль интернета с другой точки зрения. Он ослабляет способность государства выполнять функции регулирования и управления.А это уменьшает степень соучастия в исполнении этих функций через демократические институты гражданами, что является основой демократии. Если государство в силу транснационального воздействия интернета не может обеспечить эффективность своей политики, под вопрос ставится легитимность самой политики. У себя дома через интернет будет невозможно реализовывать в полной мере принятые в стране большинством населения законы, например закон о защите молодежи или о запрете разжигания расовой ненависти. Дело в том, что подобная информация доступна за пределами страны, где (скажем, в Соединенных Штатах) основная масса населения очень высоко ставит право на свободу выражения собственного мнения.

Эту проблему невозможно решить в принципе, так как в ином случае могло бы потерять смысл существующее в мире и имеющее легитимный характер право на культурное и политическое многообразие, характерное для разных членов сообщества народов. Демократия, конечно, продолжала бы жить. Однако, никто не застрахован от появления таких обстоятельств, когда интернет станет ослаблять или даже выводить за рамки законности специфические, территориально окрашенные демократические процессы. Некоторые наблюдатели рассматривают неправительственные общественные организации, а, порой, таковыми считают себя и сами эти организации, как инструмент для корректировки. Приводятся аргументы, что в связи с убывающей эффективностью правительств в осуществлении контрольных функций эти группировки трансформируются в новый контрольный механизм. Однако этого не произойдет в силу их недостаточной легитимности. Хотя неправительственные общественные организации охотно выступают от имени всеобщего блага, они представляют всегда лишь какую-то часть всеобщих интересов, у них нет демократического мандата, они ответственны только перед членами своей организации, а не перед избирателями. Поэтому эти организации могут выполнять полезные и даже необходимые функции, но они не могут заменить легитимные, избранные демократическим путем контрольные органы.

Децентрализация и новые возможности в деятельности индивидуумов и групп, возникающие вместе с интернетом и не ограниченные географическими измерениями, заставляют сторонников либеральной международной школы предсказывать, что государства и проводимая ими реальная политика будут иметь условный характер. Будет ли тем самым разрушена в дальней перспективе властная иерархия? В области безопасности интернет, безусловно, открыл новые возможности асимметричных конфликтов. Не государства, а отдельные личности могут нанести своей атакой через сети тяжелый урон, например, в сфере снабжения энергоносителями или на транспорте. И все же интернет и в целом новые информационные технологии способны, скорее, упрочить существующий властный порядок, чем поставить его под вопрос. Эти технологии выгодны богатым и прогрессивным государствам, и в этом плане Соединенные Штаты в развитии и применении таких технологий далеко опередили остальные государства, в том числе и в военной сфере.

В сегодняшнем внутренне независимом мире "мягкая власть", что означает способность убеждать, воздействовать примером выступать с корпоративных позиций, не прибегая к принуждению, приобретает все большую значимость. Поэтому "мягкая власть" действует как посредник в сфере передачи знаний и информации, чему способствуют информационные технологии и интернет. Однако именно в этом отношении США, чья модель общественного устройства имеет большую привлекательность во всем мире и которые успешно используют "мягкую власть" на многих уровнях, занимают ведущие позиции по отношению к другим государствам.

Использование интернет может иметь глубокие последствия также в области экономического развития, поскольку оно углубляет разрыв между промышленно развитыми и развивающимися странами. Интернет является феноменом высокоразвитых государств Организации по экономическому развитию и сотрудничеству и частично плодом растущей народной экономики. 40% граждан Северной Америки, 15% немцев и всего лишь 0,7% китайцев имеют доступ к интернету. На Африку приходится менее одного процента от общего числа подключений к интернету в мире. Причины такой ситуации очевидны: отсутствие денег на приобретение процессоров, недостаточные телефонизация и развитие сетей, отсутствие электроснабжения. Развивающимся странам зачастую не по силам стоимость аппаратуры и программного обеспечения и, прежде всего, пошлины: в Африке они составляют 58 долларов США в месяц. Возможность экономического прыжка развивающейся страны сразу к высокотехнологичному обществу с помощью интернета может стать реальностью лишь как феномен. В ином же случае этого не произойдет из-за недостатка технической инфраструктуры, отсутствия капитала и, прежде всего, из-за недостатка подготовки, а также сохраняющейся неграмотности населения. Частные успехи, например прямая отправка продукции некоей деревни в промышленно развитые страны, вряд ли изменят общую картину, о которой критики все чаще говорят как о "технологическом апартеиде".

Интернет не заменил собой ни национальное государство в его основных позициях, ни классическую властную политику. Тем не менее, интернет закрепляет существующие ограничения свободы действий чисто национального характера и способствует образованию глобального гражданского общества. И то и другое затрагивает позицию и поведение отдельно взятого национального государства. Оно, однако, не исчезнет, оно лишь будет изменяться. Наряду с системой государств, возникших после Вестфальского мира и ограниченных своими территориями, появляется сеть отношений, в которой сосуществуют, дискутируют и сотрудничают правительства, международные организации, неправительственные общественные организации, представители экономики и индивидуумы. Там найдет поле для своей деятельности и государственная дипломатия завтрашенго дня. Интернет, как и изобретение в свое время печатного станка и культура печатания книг, может глубоко изменить общество и политику. Сегодня трудно предсказать будущее интернета так же, как было трудно предсказывать последствия изобретения книгопечатания в момент пояления первой печатной книги.

Перевод: Владимир Синица