По мере того, как в России исчезает закрепленный в конституции принцип отделения церкви от государства, Кремль находит в ней все более надежную идеологическую опору. Пасхальное богослужение в восстановленном московском Храме Христа спасителя проходило, разумеется, в присутствии президента Владимира Путина. Службу вел глава православной церкви, патриарх московский и всея Руси Алексий II. Вместе с политическими изменениями, после десятилетий преследования духовников и верующих со стороны советской власти, между церковью и государством произошло быстрое сближение. Прежний президент Борис Ельцин сделал своей традицией бывать на всех больших церковных праздниках. Таким образом, патриарх становился важной политической фигурой. Сегодня он регулярно встречается с зарубежными представителями власти, публично выражает свою позицию по актуальным событиям.
Новая идеологическая опора
С момента упразднения коммунистической идеологии Кремль ищет новую идеологическую опору. Русских покинули прежние официальные идолы, такие, как Ленин и Сталин, вместе с естественной кончиной "истинных" коммунистов и ностальгирующих по Советам. Судя по всему, новые идеалы для России будущего конструкторы идеологии пытаются во все большей мере искать в прошлом: в "русском патриотизме" и "христианских ценностях" православной церкви. Эти идеалы вряд ли можно считать прогрессивными или, по крайней мере, соответствующими духу XXI века. Священники православной церкви поддерживают изоляционистские и милитаристские тенденции в российском обществе. Патриарх убежден в "пагубности" влияния Запада на души русских, например, через кино, которое "пропагандирует насилие и наслаждения".
Консервативная социальная доктрина
Осенью прошлого года по итогам собора православных иерархов была опубликована "социальная доктрина", в которой осуждаются подмена материнства, искусственное оплодотворение при участии третьих лиц, клонирование человека, гомосексуализм и трансвеститы. Также в своей доктрине иерархи подвергли критике феминизм. Одновременно церковь выступила против отмены смертной казни, поскольку этот вопрос, считает она, должен решаться обществом "свободно, с учетом ситуации с преступностью и уровнем развития судебной системы". В частности, войну церковь считает "порождением зла", однако не возражает против участия верующих в боевых действиях, "если речь идет о защите своего ближнего и восстановлении нарушенного права". Поэтому нет ничего удивительного в том, что церковь не произнесла ни одного слова критики в связи с войной в Чечне и даже обдумывает возможность канонизации павших в Чечне российских военнослужащих. После упразднения в вооруженных силах должностей политработников, которые существовали в Советской Армии, в соединениях и подразделениях можно все чаще видеть попов, которые работают там "по контракту". Что особенно по душе Кремлю, так это то, что церковь в социальной доктрине предписывает верующим не только послушание власти, происходящей от бога, но и молиться за нее. В конце прошлого года Путин наградил с десяток церковных сановников государственными наградами. При этом поблагодарил их за "помощь в восстановлении моральных основ нашего общества".
Перевод: Владимир Синица