ZDF: Как у Вас возникла идея написать материал на эту тему?
Айгендорф: В российском журнале "Итоги" я прочитала о том, что Путин придает большое значение воинскому воспитанию. Правительство поддерживает кадетские училища, а офицеров, увольняющихся с действительной службы, призывают посвящать себя воинскому воспитанию детей. Я вижу в этом наглядный пример милитаризации российского общества, что при Путине становится очевидным делом. Ему нужны солдаты для войны в Чечне и для формирования новой военной элиты.
ZDF: Были ли сложности в работе над материалом?
Айгендорф: Я была хорошо знакома с несколькими казаками, которые в настоящее время занимают достаточно высокое положение в России. Так я оказалась в кадетском училище в Самаре. Очень интересным мне показался сам город. Это прогрессивный город, так как его возглавляет губернатор с современными взглядами, выступающий за рыночную экономику. К тому же он сам казацкого происхождения и оказывает училищу поддержку.
Увлеченные игрой в войну
ZDF: Почему так много российских детей стремится попасть в военное училище?
Айгендорф: Дети, разумеется, увлечены всем военным, очарованы военной формой. В училище они приходят в десятилетнем возрасте. Из них еще можно лепить что угодно. В пятнадцать лет большинство из них - это уже полностью сформировавшиеся личности. Все необходимое для этого им вдалбливается каждый день. Родителям детей, конечно, нравятся дисциплина, порядок и, без сомнения, хорошая подготовка. Кадетские училища предназначены, прежде всего, для сирот, детей погибших военнослужащих. Родители их часто столь бедны, что рады, когда у детей есть одежда и регулярное питание.
ZDF: Нельзя ли в этом усматривать тенденцию?
Нельзя говорить, что это нечто совершенно новое. Но явление приобретает все больший размах. О кадетских училищах заговорили еще в 1995 году, когда по стране прокатилась волна национализма. Путин - это тот президент, который совершенно очевидно поддерживает тенденцию. Реформаторы, коммунисты и националисты едины в том, что Россия должна быть вновь сильной, великой и единой. Кадетские училища хорошо вписываются в эти представления.
ZDF: Вынесли ли русские уроки из чеченской войны и из трагического случая с подводной лодкой "Курск"?
Айгендорф: Нас в Германии, конечно, это удивляет. Мы спрашиваем себя, почему родителей не пугает опасный характер профессии офицера. А может родители этих детей вообще не задаются таким вопросом. Для многих россиян определяющими являются добрые заслуги армии. Отечественная война в Чечне тоже необходима для наведения порядка.
Перевод: Владимир Синица