17 апреля 2001 года. Высылки шпионов, самолет-шпион и теперь вот "дети-шпионы" - похоже на то, что год 2001-й станет "годом Шпиона". Но недавний приступ шпиономании, привлекший пристальное внимание общественности - всего лишь декорация, за которой скрывается пересмотр администрацией Буша-младшего (George W. Bush) ключевых подходов США к внешней политике и проблемам безопасности. Как известно, еще в период кампании по выборам президента г-н Буш-младший пророчески говорил о возможности решительно порвать с системой воззрений времен "холодной войны", которая все еще довлеет над американо-российскими отношениями в области стратегических ядерных сил (СЯС) несмотря на тот факт, что прошло почти 10 лет после развала Советского Союза, нашего самого опасного в то время противника.
Русские внимательно прислушиваются к каждому слову из Вашингтона и в последние месяцы встревожены тем, что высокопоставленные представители администрации США стали говорить о России как угрозе национальной безопасности США в таких выражениях, которых они не слышали вот уже более десятилетия. Что это: проявление "нового реализма", обещанного командой Буша-младшего и поначалу приветствовавшегося Москвой, которая испытала разочарование от невыполненных обещаний администрации Клинтона (Clinton), или же риторическая подпорка будущего решения США выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) от 1972 года, чтобы развернуть национальную систему противоракетной обороны (НПРО)? Планируемая США система противоракетной обороны территории страны является следующей крупной проблемой, которая потенциально способна пустить под откос американо-российские отношения, но также может привести к реальному сотрудничеству в области безопасности между Москвой и Вашингтоном.
Русские признают, что в последние годы выросла угроза нападения с применением баллистических ракет. В феврале с.г. они предложили НАТО обсудить эту угрозу и использовать дипломатические и технические возможности для ее снижения. Многие поспешно отвергли это предложение, усмотрев в нем тактическую уловку, рассчитанную на то, чтобы отложить развертывание (НПРО США) и/или внести раскол между США и их европейскими союзниками, однако нам следует воспользоваться этим российским предложением, чтобы начать серьезные дискуссии с целью выяснения, чего в действительности хотят русские.
Вылазки террористов в России, поддержка (афганскими) талибами попыток дестабилизации слабых правящих режимов в Средней Азии и вторая чеченская война вынудили многих представителей российской внешнеполитической элиты острее почувствовать нарастание угрозы для России с Юга. Российский президент Владимир Путин в феврале с.г. резко критиковал свой Совет Безопасности за его неспособность контролировать утечку из страны важных в военном отношении технологий. Некоторые представители России в неформальных беседах поднимают вопрос о возможности сотрудничества с Западом в разработке систем ПРО, которые позволят сбивать баллистические ракеты на разгонном этапе траектории - вопрос, который в прошлом году бурно дискутировался в кругах республиканцев Америки.
То, как администрация Буша-младшего станет решать проблему противоракетной обороны, в значительной мере предопределит параметры международной безопасности. Мы не вечно будем жить в эпоху "после холодной войны", а озабоченность России в связи с американскими планами развертывания НПРО - не просто невралгия, оставшаяся в наследство от "холодной войны". Реалисты понимают, что международная безопасность имеет некоторое сходство с физикой, где всякое действие вызывает противодействие. Если не будет достигнуто согласие России на изменение Договора по ПРО или, что еще лучше, на разработку новой основы отношений в области СЯС, учитывающей как наступательные, так и оборонительные стратегические системы оружия, то, как любил повторять в ходе кампании по выборам президента г-н Буш-младший, разработка и развертывание НПРО США "будут иметь определенные последствия".
Россию это обстоятельство подтолкнет к более тесному стратегическому партнерству с Китаем, а этого не хотим ни мы, американцы, ни многие россияне. Китай будет ускоренными, по сравнению с ныне запланированными, темпами производить все больше ядерных зарядов и ракет, а это повлияет на наращивание военных возможностей Индии и, соответственно, Пакистана. Даже Япония может в конечном итоге пересмотреть свои взгляды на достаточность "американского зонтика" и приступить к осуществлению собственной программы разработки и производства ядерного оружия.
Перечень потенциальных последствий можно продолжить, но итоговым результатом скорее всего станет менее стабильная стратегическая обстановка в мире. Президент (Буш-младший) прав, отмечая, что созданная в годы "холодной войны" система взаимоотношений в области СЯС - анахронизм. Но давайте позаботимся о том, чтобы заменить ее на более безопасную, а не на более опасную систему.
Перевод: Виктор Федотов