Год тому назад, седьмого мая, Владимир Путин стал президентом Российской Федерации. Едва успев вступить в должность, ему пришлось справляться с такими бедствиями, как трагедия подводной лодки "Курск" и пожар на телевизионной башне в Останкино в Москве. Никакая оценка его деятельности за столь короткий период не может быть окончательной. На сегодняшний день мало, что изменилось для 146 миллионов россиян, живущих на территории в 17 миллионов квадратных километров (территория Советского Союза, распавшегося 10 лет назад, равнялась 22 миллионам квадратных километров). Страна все еще обладает богатейшими природными ресурсами. Россия по-прежнему испытывает трудности с повышением экономической производительности, в то время как основу ВВП составляют экспорт нефти и природного газа. Только один Газпром удовлетворяет 25% мирового спроса, в значительной мере поддерживая бюджет страны. Однако остаются внешние долги и продолжающаяся инфляция, проблемы средне- и долгосрочного плана. Пока что Путин хотел бы решить такие вопросы, как чрезмерная раздутость слишком дорогого и, вместе с тем, отсталого военного комплекса, приватизация сельскохозяйственных земель, продолжительность пребывания на политических должностях.
Все еще неизвестно, как будут решены главные проблемы: наведение порядка в экономике и отношения между государством и рынком, скомпрометированные большим количеством как общественных так и частных скандалов. Хотя Путин имеет репутацию честного человека, ему будет непросто уничтожить зло, пустившее глубокие корни. На протяжении десятилетий в России распространено взяточничество, изобретенное не в годы правления Ельцина, как полагают некоторые, но уже имевшее широкое распространение в деловых кругах, которым покровительствовал "двор Брежнева". Таким образом, смутные времена не могут закончиться по волшебству.
Помимо решения подобных проблем, доставшихся ему в наследство, Путину необходимо убедительно опровергнуть выдвигаемые против него обвинения в желании подчинить себе независимые СМИ, появившиеся после скандала вокруг НТВ. В беседе со Шредером (Schroeder) Путин отверг утверждение о том, что он намерен ввести цезуру. Можно ли этому верить? "В России все очень противоречиво", - когда-то предупреждал Шкловский. В любом случае выглядит неправдоподобным утверждение о возврате к деспотизму прежних времен, принимая во внимание тот факт, что доступность информации в России уже необратима. Это и Интернет, и мобильная связь, и стремление нового поколения не отгораживаться, а, наоборот, войти в мировое сообщество.
Путин прекрасно понимает, что наибольшая опасность исходит из Чечни, которая представляет собой все еще не обезвреженную "бомбу". После многолетних сражений за Грозный, по всему Кавказу, действительно, начал распространяться исламский терроризм, субсидируемый такими приверженцами джихада как Бен-Ладен (Bin-Laden). Поставки оружия осуществляются из Афганистана, через территорию Таджикистана и Узбекистана. На этом южном фронте Россия не может чувствовать себя в безопасности, здесь идет повстанческая война, ставшая хронической.
На западном же фронте, наоборот, уже десять лет все нормально, и, даже, появились прекрасные перспективы. В России вызывают интерес планы администрации Буша (Bush) по созданию общего "космического щита", и, одновременно, беспокоят перспективы присоединения Польши и Литвы к ЕС, что приведет к полной изоляции прусского портового города Калининград, бывшего Кенигсберга, родины Канта (Kant), аннексированного после войны Сталиным.
Все еще важен для Путина и коварный восточный фронт, который вызывает тревогу у русских по причине все время растущей нелегальной иммиграции китайцев в Амурскую область и Уссурийский край, вплоть до Байкала и Сибири. Это безоружное вторжение, ставшее следствием подъема китайской экономики, может принять гигантские масштабы. На официальном уровне в Москве эта проблема не обсуждается, но, фактически, Приморскому и Амурскому краю грозит нашествие полчищ народа, прозванного Конфуцием "Господин Просо", который "напористо рвется вперед, протискивается, побеждает и взрывается".
Перевод: Эльдар Мехтиев