Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Center for Strategic and International Studies" (США): Первые 100 дней Буша-младшего √ американская политика в Северо-Восточной Азии

"Center for Strategic and International Studies" (США): Первые 100 дней Буша-младшего √ американская политика в Северо-Восточной Азии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что касается американской политики в Азии, первые 100 дней администрации Буша-младшего были усеяны препятствиями. Отношения с Китаем вошли в штопор, корейская политика приказала долго жить, отношения с Японией протаранены подводной лодкой. После 100 дней все еще нет заявления об основных направлениях американской политики в Азии, на котором можно было бы строить текущие отношения со странами региона.

Что касается американской политики в Азии, первые 100 дней администрации Буша-младшего (George W. Bush) были усеяны препятствиями. Переходя на профессиональный язык авиаторов, "нормальный штопор" (фигура высшего пилотажа, при исполнении которой самолет устремляется носом к земле, вращаясь вокруг продольной оси фюзеляжа- прим. пер.), в который вошли американо-китайские отношения при первой встрече президента США Буша-младшего с китайским вице-премьером Цянь Циченом (Qian Qichen), после столкновения китайского реактивного истребителя с американским самолетом-разведчиком над Южно-Китайским морем быстро перешел в "плоский штопор" (нештатная ситуация, при которой практически не управляемый самолет падает к земле, вращаясь вокруг поперечной оси фюзеляжа - прим. пер.). В дополнение к этому, непонятные сигналы от встречи г-на Буша-младшего с президентом Республики Корея Ким Дэ Джуном (Kim Dae-jung), кажется, противоречат сделанным ранее более позитивным заявлениям государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell) о том, что США намерены поддержать проводившуюся как Южной Кореей, так и предыдущей американской администрацией политику развития взаимоотношений с Северной Кореей. Тем временем реальная действительность, в том числе неудачное всплытие американской подводной лодки (протаранившей и утопившей японский сейнер - прим. пер.) и падение экономики, подвергают испытанию также решимость г-на Буша-младшего поднять на более высокий уровень американо-японские отношения. После 100 дней все еще нет заявления об основных направлениях американской политики в Азии, на котором можно было бы строить текущие отношения со странами региона.

Китай. После вынужденной посадки американского самолета-разведчика EP-3E на китайском о. Хайнань внимание мировой общественности было приковано к Пекину, в руках которого находилась судьба американского экипажа, не говоря уже о возможном изменении направленности китайско-американских отношений. Если поддержание дружеских отношений с Вашингтоном и было одной из первостепенных целей Пекина, то это никак не проявилось в действиях китайской стороны в связи с данным инцидентом. Из этого не следует, что американская сторона действовала грамотно. Вместо того чтобы сразу же возложить вину за столкновение на погибшего китайского летчика и потребовать немедленного возврата экипажа и самолета, США могли бы просто сообщить, что, к несчастью, произошло случайное столкновение, и предложить провести совместное расследование обстоятельств инцидента, а также попросить побыстрее вернуть на родину американский экипаж и самолет.

Вполне возможно, что такой подход никоим образом не изменил бы реакции китайских властей. Но было бы справедливо заметить, что именно первое заявление США в связи с данным инцидентом задало тон всем последующим событиям и, возможно, настроило Китай на откровенно враждебную, вызывающую позицию. Однако же именно воинственное поведение Китая могло повлечь за собой настоящий кризис, если бы не спокойное в целом отношение к инциденту администрации Буша-младшего после первого дня. Категорический отказ Китая вернуть поврежденный американский самолет еще больше осложнит усилия г-на Буша-младшего по деполитизации этого инцидента и восстановлению нормальных отношений (с Китаем). Администрация Буша-младшего заслуживает в целом высокой оценки также за ее поведение в вопросе о пакете сделок по продаже оружия Тайваню, отказываясь пока поставить ему систему "Иджис", но обещая дать достаточно, чтобы Тайвань (и американский конгресс) были удовлетворены, и в то же время Пекин не был выведен из себя.

Некоторой похвалы заслуживает и выдержанная манера, с которой американская администрация отнеслась к планировавшемуся (но отложенному по состоянию здоровья) визиту в США бывшего тайваньского президента Ли Тенхуи (Lee Teng-hui). Кажется, Пекин и тут ничего не понял. Как и в случае с только что закончившейся поездкой г-на Ли в Японию для лечения, единственное, что делает этот визит (в США - прим. пер.) важным - так это сильная реакция на него со стороны Пекина. Если бы Пекин объявил, что его нисколько не волнует, что делает г-н Ли, принимая во внимание, что он является "впавшим в немилость политиком, от которого отвернулась его собственная партия", то оба вышеупомянутых визита прошли бы практически не замеченными и были бы быстро позабыты. Г-н Ли является частным лицом. Выдача ему визы для въезда в Японию, Америку или любую другую страну (в прошлом году он посетил Великобританию) не нарушает никаких соглашений с Китаем. Китай пытается диктовать другим, кого им можно допускать к себе (еще одним примером является тибетский Далай-лама). Если бы ситуация была обратной, то такой диктат вызвал бы осуждение Пекина как "вмешательство во внутренние дела". Но ведь этот принцип должен распространяться на всех одинаково.

Однако заслуги администрации Буша-младшего в этих вопросах были быстро сведены на нет неспособностью г-на Буша-младшего воспользоваться своими карточками-шпаргалками в отношении обязательств Вашингтона оказать Тайваню помощь в деле его обороны. Заявление президента Буша-младшего, что он "пойдет на все, чтобы защитить Тайвань", если бы его затем быстренько не подкорректировали его ближайшие помощники (можно полагать, что данной администрации еще не раз придется давать разъяснения в стиле "что имел в виду президент"), послужило бы сигналом к драматическому, нескоординированному (и, как я считаю, неразумному) изменению в американской политике. США многое выигрывали от способности оставлять себе стратегическую свободу выбора, но стратегическая путаница им не на пользу. Любое решение относительно изменения тщательно выверенного и до сего времени успешного политического курса должно включать в себя всеобъемлющий анализ, всесторонние внутренние обсуждения и полные консультации с союзниками Америки.

Корея. Экспромты г-на Буша-младшего, по всей видимости, внесли определенную путаницу и в американскую политику в отношении Кореи, особенно принимая во внимание тот факт, что его новая команда не способна контролировать последствия состоявшейся 7 марта с.г. встречи между президентом Бушем-младшим и его южнокорейским коллегой. Президент Ким хотел от этой встречи четырех вещей: персонального одобрения г-ном Бушем младшим своей политики "солнечного сияния", подтверждения прочности американо-южнокорейского альянса, заверений американской стороны в незыблемости согласованной политики и трехстороннего процесса координации усилий (в котором участвует также Япония), а также лучшего понимания взглядов г-на Буша-младшего на проблемы безопасности Восточной Азии при личной встрече с ним. Президент Ким получил, что хотел, но этот пакет был ему преподнесен не в такой красивой упаковке, как он надеялся. Г-н Ким почувствовал себя неловко, когда г-н Буш-младший повторил очевидное - что Северная Корея по-прежнему является серьезной угрозой миру на полуострове - и при этом публично признал, что сомневается в том, что Пхеньяну можно доверять, особенно на переговорах по ракетам. Г-н Буш-младший ясно дал понять, что переговоры между Вашингтоном и Пхеньяном не будут возобновлены до тех пор, когда будет завершен общий пересмотр политики в отношении Кореи и Восточной Азии в целом.

Трудно винить новую администрацию за то, что прежде, чем возобновлять переговоры (с Северной Кореей - прим. пер.), она хочет полностью укомплектовать свою команду и выработать свои приоритеты. Тем не менее слывущий "жестким" подход Вашингтона к КНДР только усиливает подозрения Республики Корея в том, что США хотят сохранить северокорейскую угрозу как оправдание своего военного присутствия в Азии и своего намерения развернуть национальную систему противоракетной обороны. Неспособность Вашингтона эффективно справляться с противоречиями в политических заявлениях и устранять возникающие при этом недопонимания может иметь долговременные последствия для американо-южнокорейских отношений. Это особенно справедливо, когда американские акции сравниваются (как это часто делают корейцы) с невысказанной поддержкой Китаем усилий по примирению между Северной и Южной Кореями.

Япония. Непреднамеренное потопление японского сейнера "Ehime Maru" американской подводной лодкой поначалу вызвало напряженность в американо-японских отношениях, но усилиями обеих сторон обстановка вскоре была нормализована. Избежать кризиса помогли персональные извинения, в том числе принесенные президентом Бушем-младшим, а также поездка в Токио заместителя начальника главного штаба ВМС США адмирала Уильяма Фаллона (William Fallon). Тем не менее инциденты такого рода наносят ущерб делу поддержки японской общественностью военного союза с Соединенными Штатами Америки в момент, когда обе стороны кажутся готовыми к пересмотру своих отношений и поднятию их на более высокий уровень - а этого, в конечном счете, будет невозможно достичь без общественной поддержки.

Президент Буш-младший еще больше подчеркнул важность для Америки союза с Японией, когда согласился на встречу с тогдашним японским премьер-министром Мори (Mori) несмотря на то, что тому грозила отставка. Во время их встречи в Вашингтоне два руководителя опубликовали совместную декларацию, где обязались проявлять "динамичный подход к двусторонним консультациям по вопросам обороны и к совместному планированию", который может послужить основой для будущего сотрудничества. В декларации Буша-Мори было провозглашено обязательство "наращивать совместные усилия по решению транснациональных проблем 21-го века".

Однако вскоре после отъезда г-на Мори США объявили, очевидно без предварительного уведомления или консультаций, что выходят из Киотского протокола, который установил жесткие нормы загрязнения воздушной среды нашей планеты. Сам по себе этот шаг США не стал внезапностью. Принимая в расчет, что в обеих ведущих партиях США в сенате широко распространены настроения против данного протокола, он казался обреченным вне зависимости от того, кто станет президентом США. Но Токио был застигнут врасплох тем, как данное заявление было преподнесено общественности. Для руководителя, который обещал "править без высокомерия" и тесно консультироваться (с союзниками - прим. пер.) по всем серьезным вопросам, нежелание обсудить данный вопрос заранее со страной, которая самым тесным образом связана с глобальной инициативой, было равносильно предупредительному сигналу в адрес Токио, что нынешняя американская администрация, быть может, не более склонна обсуждать затрагивающие Токио вопросы, чем прежняя.

Вполне возможно, что недавнее назначение премьер-министром Японии самопровозглашенного реформатора, убежденного сторонника сближения с США и взятия Японией на себя большей доли общих расходов по обороне Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) еще откроет двери для установления более тесных стратегических связей, за которые ратуют советники г-на Буша-младшего вроде заместителя государственного секретаря США Армитиджа (Armitage), при условии, что обе стороны придут к согласию относительно того, какой в действительности должна и может быть роль Японии в будущем.

Следующие шаги. Для того чтобы успешно справляться с неоднозначными сигналами и тем беспокойством, которое нынешняя политическая практика США вызывает в других странах, президенту Бушу-младшему следовало бы четко изложить свои взгляды на азиатскую политику США во всеобъемлющем заявлении, где указать общие цели его администрации и политику в отношении Восточной Азии в целом и Китая, обеих Корей и Японии, в частности. В ходе своего первого визита в Азию в июле 1993 года президент Клинтон (Clinton) - в то время тоже относительно неопытный губернатор одного из южных штатов Америки, избрание которого в президенты США точно так же подняло уровень беспокойства в Азии - изложил свое видение "Нового Тихоокеанского сообщества", которое способствовало снятию остроты растущей озабоченности его азиатской политикой. К сожалению, первый азиатский визит г-на Буша-младшего состоится не ранее нынешней осени, в связи с намечаемой на октябрь встречей Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (по пути в Китай президент США, предположительно, сделает остановки в Японии и в Южной Корее). А до того нужно в той или иной форме раскрыть новое американское видение Азии, и сделать это должен если не президент Буш-младший, то, пожалуй, государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell), который вскоре сам отправляется в турне по Азии. Можно надеяться, что во время своего визита в Азию в июне г-н Пауэлл изложит общее видение Азии и тем самым создаст основу, которую затем сможет развить и украсить подробностями президент Буш-младший, отправляющийся в Азию в октябре.

Перевод: Виктор Федотов