В России Путина еще существует оппозиция. Среди прочих ее представляет, например, Хельсинкская группа, выступающая за права человека. Говоря об этом, всегда упоминают имя либерального политика Григория Явлинского. По его мнению, через 20-25 лет Россия станет нормальной европейской страной.
- Господин Явлинский, что связывает партию Вас и Вашу партию "Яблоко" с диссидентами советских времен?
Явлинский: Мы рассматриваем себя в качестве "политических защитников гражданских прав". Мы считаем, что нынешнее государство стремится к ограничению по возможности широкого круга прав человека: экономических, политических, интеллектуальных. Россия сегодня вполне очевидно дрейфует в сторону авторитарного, бюрократического, корпоративного полицейского государства.
- Некоторые наблюдатели называют нынешний курс Владимира Путина "авторитарной модернизацией". Путин хочет превратить Россию в современное государство. Для этого, по его мнению, должны быть задействованы сильные "государственные рычаги".
Явлинский: Сегодняшняя экономика России, как и во времена Брежнева, базируется на высоких ценах на сырье. Остается надеяться, что однажды Кремль поймет, что эта дорога ведет в тупик. Я убежден, что экономика XXI столетия может быть построена только свободными людьми.
- В Китае тоже существуют большие проблемы с правами человека. В то же время страна получает значительные зарубежные инвестиции, что обеспечивает ее стремительное экономическое развитие.
Явлинский: Китай получает ежегодно из-за рубежа инвестиции в размере около 30 млрд. долларов США. Около 80% этой суммы приходится на богатых китайских эмигрантов, которые инвестируют деньги в развитие своей родины. В России же мы имеем дело с гигантской утечкой капитала.
- Можно ли говорить о том, что первопричина политики Путина заключается в том, что он старомодно мыслящий человек?
Явлинский: Путин на шесть лет моложе меня. Он получил такое же образование, определяющее его образ мыслей, как и я. Кое-что в своем образовании ему сейчас надо восполнить. Поэтому я высказывал надежду по поводу того, что он пересмотрит нынешний курс. Я по-прежнему убежден в том, что Россия через 20-25 лет превратится в нормальную европейскую страну.
Перевод: Владимир Синица