Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Chicago Tribune" (США): Соглашение о подъеме "Курска" вызывает удивление

"The Chicago Tribune" (США): Соглашение о подъеме "Курска" вызывает удивление

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После месяцев разработки планов, обещаний и переговоров, Россия наконец заключила с западными специалистами соглашение о подъеме затонувшей атомной подводной лодки "Курск" со дна Баренцева моря. Это соглашение, однако, стало причиной как облегчения, так и беспокойства. В последнюю минуту Россия прервала переговоры с международным консорциумом, члены которого имеют большой опыт по подъему объектов с глубины и располагают информацией по "Курску" из первых рук. В пятницу Россия подписала контракт с голландской фирмой, никогда не поднимавшей ранее затонувшие суда.

После месяцев разработки планов, обещаний и переговоров, Россия наконец заключила с западными специалистами в области транспорта соглашение о подъеме затонувшей атомной подводной лодки "Курск" со дна Баренцева моря.

Это соглашение, однако, стало причиной как облегчения, так и беспокойства.

В последнюю минуту Россия прервала переговоры с международным консорциумом, члены которого имеют большой опыт по подъему объектов с глубины и располагают информацией по "Курску" из первых рук. Вместо них Россия в пятницу подписала контракт с голландской фирмой, никогда не поднимавшей ранее затонувшие суда.

Противоречивые сообщения и секретность с самого начала были спутниками проекта по подъему "Курска". То же самое можно сказать и о расследовании причин гибели "Курска" в августе прошлого года. Причина до сих пор официально не объявлена, что служит источником слухов и домыслов.

Время и деньги, или нехватка и того, и другого, лежат в основе правительственного решения иметь дело с голландской фирмой.

Норвежско-голландский консорциум настаивал на том, чтобы Россия выплатила аванс, чего она не стремилась сделать, согласно сообщениям в российской прессе. Специалисты также волнуются, что, по причине множества задержек, команды по подъему подлодки не смогут завершить работы до начала сильных штормов на Баренцевом море, которые приходят в конце сентября или начале октября.

Россия заявляет, что она настроена поднять "Курск" в этом году. Таким было обещание президента Владимира Путина, сделанное им после гибели атомного судна во время учений 12 августа.

Российские и норвежские водолазы во время сложных работ прошлой осенью смогли поднять 12 тел с подлодки "Курск". Однако остальные 118 членов экипажа остаются в лодке на глубине около 100 метров.

Критики утверждают, что вскрытие корпуса подлодки в прошлом году ослабило ее конструкцию и делает подъем более сложным.

"Театр абсурда"

"Все, что происходит вокруг "Курска" под руководством правительственной комиссии, выглядит театром абсурда", - говорит Юрий Сенатский, контр-адмирал в отставке, бывший руководитель аварийно-спасательной службы ВМФ СССР. По мнению Сенатского, подписание контракта с голландской фирмой "Mammoet Transport BVT" является "кульминацией этого шоу".

По словам менеджера компании Франса ван Сюмерена (Frans van Seumeren), Россия выплатит аванс в размере шестнадцати млн. долл. США.

Российские официальные лица, которые ранее оценивали стоимость подъема "Курска" от 70 до 80 млн. долл. США, не сообщили, сколько будут стоить услуги "Mammoet". Средства будут выделены из федерального бюджета, однако высокопоставленные чиновники пообещали, что российское правительство в случае необходимости возьмет на себя все расходы.

На протяжении шести месяцев, пока длились переговоры с голландскими и норвежскими компаниями, казалось, что некоторые западные страны и Япония могут оплатить до половины стоимости проекта. Был учрежден специальный фонд "Курск", предназначенный для сбора денег и контроля над расходами.

Как оказалось, Фонд практически ничего не собрал. Государства, готовые предоставить деньги, хотели, чтобы их помощь шла и на решение более широких задач, например, на очистку радиоактивных загрязнений в северных российских портах в Мурманске и Архангельске. Русские от этого отказались.

Однако специалисты из фонда "Курск", организованного за счет гранта, предоставленного Нидерландами, смогли закончить изучение "Курска" и предложили месячный пошаговый проект его подъема. Подготовка должна была начаться в феврале, а осмотр "Курска" и очистительные работы - в апреле.

Намного выбившись из этого графика, фонд "Курск" предложил отложить операцию по подъему на год. Но Илья Клебанов, вице-премьер, возглавляющий правительственную комиссию по "Курску", не согласился.

Оба реактора должны будут быть подняты

Клебанов сообщил, что первый этап операции по подъему начнется в середине июля. Разрушенный торпедный отсек будет отделен от лодки и поднят со дня позже. Оставшаяся часть судна, включая два ядерных реактора, будет поднята и отбуксирована в порт в конце сентября.

Официальные лица заявили, что "Mammoet" не будет следовать плану фонда "Курск", и использует контролируемую компьютером гидравлическую подъемную систему. Имея небольшой опыт по подъему судов, "Mammoet" скорее всего привлечет субподрядчиков для выполнения части работ, возможно, даже те компании, с которыми Россия вела переговоры ранее.

Подъем "Курска" вызывает споры

Некоторые специалисты по окружающей среде настаивают, что ядерные реакторы подводной лодки, хоть они и были, судя по всему, надежно заглушены, должны быть подняты. Другие заявляют, что перемещать их слишком опасно, и предлагают соорудить над ними саркофаг из бетона на дне моря.

Российские эксперты также заявляют, что без наглядного изучения "Курска" они никогда не смогут сказать точно, что стало причиной двух взрывов, затопивших субмарину.

"Подлодка должна быть поднята, обезвожена, образно выражаясь, положена на стол, для того, чтобы ее смогли изучить специалисты, кораблестроители, эксперты по вооружению, химики, инженеры, чтобы они могли попытаться выяснить, что в действительности произошло там, взорвалось ли это собственное вооружение, или же это был удар извне, или лодка задела что-нибудь, - отметил Сенатский. - Это единственный способ узнать это".

Перевод: Рафаэль Сайдашев