Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Nixon Center" (США): "НТВ: прошлое, настоящее, будущее" √ Беседа с генеральным директором НТВ Борисом Йорданом

"The Nixon Center" (США): "НТВ: прошлое, настоящее, будущее" √ Беседа с генеральным директором НТВ Борисом Йорданом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе новый генеральный директор НТВ Борис Йордан присутствовал на ланче, данном в Центре Никсона. В ходе беседы, протекавшей во время обеда, Борис Йордан высказал свое мнение о руководстве каналом Владимиром Гусинским и об ошибках, совершенных при осуществлении деятельности канала. Он сообщил, что перед занятием нынешней должности он получил от "Газпрома" обещание выполнить два его условия и сделал несколько оптимистичных заявления в отношении НТВ.

На прошедшем недавно в Центре Никсона обеде новый генеральный директор НТВ Борис Йордан сказал, что российский олигарх Владимир Гусинский потерял контроль над телевизионной сетью НТВ из-за совершенно неправильного финансового управления, ошибочных решений, принятых при ведении бизнеса, и из-за опасной финансовой зависимости от российской газовой монополии "Газпром". Йордан также признал, что захват контроля над управлением НТВ у принадлежащего Гусинскому холдинга "Медиа-МОСТ" имел отчасти политическую мотивировку - канал находился в непримиримой оппозиции к Кремлю - и назвал прошлогодний арест Гусинского "бессмысленным". Обсуждение вел член правления Центра Никсона Лионел Олмер (Lionel H. Olmer), компаньон фирмы "Paul, Weiss, Rifkind, Wharton & Garrison", бывший заместитель министра торговли США по вопросам международной торговли.

Финансовое состояние НТВ

По словам Йордана, компания НТВ после нескольких лет неправильного управления, осуществлявшегося ее основателем, Владимиром Гусинским, пребывает ужасном финансовом состоянии. Йордан пояснил, что НТВ заняло на короткий срок у государства и у контролируемых государством компаний (включая "Газпром") около 1,5 млрд. долл. США, несмотря на тот факт, что годовой объем рекламного рынка России составляет сейчас всего 1 млрд. долл. США. В результате, как заявил Йордан, у сети не было никакой надежды расплатиться с долгами. НТВ с целью восполнить недостаток своих средств занималось тем, что Йордан назвал "черной рекламой" - получало деньги от российских компаний за воздержание от выпуска негативных новостей или за гарантированное положительное освещение определенных событий.

Йордан также утверждал, что предыдущее руководство приняло ряд в корне неверных решений, например, истратив 200 млн. долл. США на покупку (вместо аренды) спутников для запуска сети спутникового телевидения, на которую российский медиарынок еще не может обеспечить достаточный спрос. Борис Йордан признал, что изменение НТВ потребует приложения больших усилий, и сообщил, что в результате аудита, проведенного компанией "PricewaterhouseCoopers" по его заказу, было выявлено: компания недееспособна. Согласно Йордану, результатом таких выводов в Соединенных Штатах стала бы немедленная подготовка документов о банкротстве.

Далее, через полгода или год, после реорганизации НТВ и упорядочения его деятельности, Йордан планирует начать искать стратегического иностранного инвестора. Он выразил нежелание искать для телесети российского инвестора, объяснив это тем, что в этом случае сеть опять станет политическим инструментом российского бизнеса.

"Газпром", Кремль и СМИ

Йордан заявил, что перед тем, как занять нынешнюю должность, он добился от "Газпрома" двух обещаний. Первое, по его словам, это то, что "Газпром" не должен вмешиваться в редакторскую политику телесети. Второе - он ("Газпром") должен продать принадлежащую ему долю акций канала. Один из присутствующих задал вопрос, осуществляло ли НТВ беспристрастное и достаточное освещение обвинений в плохом корпоративном управлении, инсайдерской деятельности и других жалоб со стороны "Газпрома". По утверждениям Йордана, канал готовил большой репортаж о "Газпроме" в преддверии перехода управления, ожидаемого этим летом, и обещал другие репортажи о газовой монополии.

Говоря о более общих вещах, Йордан подчеркнул, что он гораздо больше озабочен угрозами редакторской независимости со стороны других российских магнатов, желающих воспользоваться слабостью канала, чем угроз со стороны государства. По его утверждению, споры вокруг НТВ сделали канал "радиоактивным" с точки зрения государства и предположил, что Кремль не захочет создавать впечатление, что он воздействует на редакторскую политику.

В действительности, как сказал Йордан, он считает, что НТВ пребывает в более легком положении по сравнению со многими региональными СМИ России, которые, по его предположению, находятся под давлением местных губернаторов. Региональные СМИ более уязвимы финансово, чем НТВ, и в значительной мере зависят от субсидий местных руководителей или, как вариант, от неофициальных субсидий в форме доходов от "черной рекламы", предоставляемых лидерами регионального бизнеса, поддерживающих различные политические фракции.

Планы касательно нового НТВ

Г-н Йордан утверждал, что НТВ под руководством Владимира Гусинского никогда не было независимой компанией, так как всегда отражало его личную точку зрения. Йордан выделил четыре меры, которые он применяет для защиты редакторской независимости канала:

- коллектив НТВ выбрал нового главного редактора и главного ведущего новостей, Татьяну Миткову, уважаемую тележурналистку, известную своим противостоянием с руководством советского телевидения;

- коллектив НТВ также избрал редакционный совет из одиннадцати человек, в который вошли исключительно российские журналисты, без участия руководящих работников - первый в своем роде в России;

- НТВ разработало первый в истории "устав" российской телесети, определяющий отношения между редакционным советом и руководством, а также между акционерами и руководством, и устанавливающий кодекс поведения журналистов;

- НТВ сформирует консультативный комитет, который будет состоять из российских, американских и европейских журналистов, наблюдающих за независимостью компании.

Признавая, что перестроить НТВ будет очень трудной задачей, Йордан выразил оптимизм, что ему, возможно, удастся создать первый российский по настоящему независимый телевизионный канал. Он призвал внешних наблюдателей следить за эфиром НТВ и делать свои выводы.

Этот текст был подготовлен директором Центра Никсона Полом Сондерсом (Paul J. Saunders).

Перевод: Рафаэль Сайдашев