Бывший президент Ирана упрекает нынешнего главу государства Хатами как руководителя государства в слабости, но не исключает, что тот будет избран президентом на второй срок.
"Моххамед Хатами (Mohammed Chatami) будет снова избран президентом, но его победа станет уже не столь убедительной, как в 1997 году", - сказал бывший президент Ирана Аболхассан Банисадр (Abolhassan Banisadre). Свое утверждение Банисадр, живущий в эмиграции, основывает на только что полученных из Ирана результатах последнего опроса. По его словам, прежде всего, заметно уменьшится доля избирателей, собирающихся принимать участие в голосовании.
Четыре года, которые не были отмечены прогрессом
Причину этого бывший президент видит в неопределенности позиций Хатами. "Он начал избирательную кампанию, не представив программу своей будущей политики. Однако если он назовет нарушения своими именами и публично заклеймит позором органы юстиции, он сможет обеспечить себе более широкую поддержку", - считает Банисадр.
Вместо этого Хатами подчинился системе. Хотя за прошедшие четыре года своего президентства, упрекает Банисадр нынешнего президента, Хатами и вывел страну из международной изоляции, но он, однако, ничего не сделал для людей. Он, в частности, не способствовал предоставлению больших прав женщинам, а также улучшению ситуации на рынке труда.
Провокация Хаменеи
Хотя Банисадр призвал Хатами к более уверенным действиям из парижской ссылки, он, однако, указывает и на те трудности, которые стоят перед нынешним режимом. Банисадр уверен: "чем конкретнее его будут критиковать, тем труднее ему придется. Хатами хорошо знает свои слабые места. Неслучайно, при регистрации своей кандидатуры он плакал". Поэтому он может достичь немногого, если за ним будет возмущенный народ.
Решение адмирала Али Шамхани (Ali Schamchani) баллотироваться на пост президента в качестве второй кандидатуры Банисадр расценивает как двойную провокацию Али Хаменеи (Ali Chamenei). Шамхани - главный конкурент Хатами. Иранские законы в принципе запрещают военным выставлять свои кандидатуры на выборах, однако Шахмани близок Хаменеи. По словам Банисадра, разрешение баллотироваться, ко всему, более чем сомнительное дело по той причине, что во время войны Ирана с Ираком контр-адмирала обвиняли в нарушении прав человека.
"Иран - антиисламская страна"
Во время беседы Банисадр не согласился с упреком, что в Иране пока не состоялось отделение государства от религии, и это-де мешает любому развитию. "Республика Иран, конечно, диктаторская республика, но она обслуживается исключительно исламом. Однако по своей сути Иран является антиисламским государством и стоит в нескольких шагах от демократии", - сказал Банисадр.
"Контрольный совет" совсем не так прочно держит в своих руках полномочия, как это думают в Европе, продолжал Банисадр. "Контрольный совет" существует для поддержки исламских ученых-правоведов и контролирует, собственно, то, чтобы общие законы находились в соответствии с положениями ислама.
Ограничение властных полномочий контролеров Банисадр обосновал наличием "второго" Совета. Последний следует рассматривать как своего рода "посредническую инстанцию" между парламентом и "Контрольным советом". Его возглавляет бывший президент Ирана Али Акбар Рафсанджани (Ali Akbar Rafsandjani), который занимает в иерархии, по крайней мере, "формально", место сразу же за духовным лидером Хомейни.
Не прекращать борьбу
Иран, считает Банисадр, не то государство, в котором возможно размеренное проведение реформ. В преобразовании нуждается вся система, говорит он, навевая мысль об очередной революции. "Существует демократическое движение за пределами Ирана, и если оно найдет достаточно прочную почву внутри страны, то появится шанс для нового начала".
Не надо бояться
Последние аресты, например министра юстиции Хакима Сабаджана (Hachem Sabaghian), Банисадра не страшат. "Я уверен, что однажды я вернусь в Иран как свободный человек".
Однако говорить о том, когда это произойдет, и видит ли он себя в качестве нового лидера, бывший президент Ирана отказался.
Перевод: Владимир Синица