НАТО должно расширять отношения с Украиной, заявил президент США Джордж Буш.
Об этом он сказал, выступая в среду в Брюсселе во время открытия встречи Совета Альянса с участием глав государств-участников НАТО. Дж.Буш также отметил необходимость "протянуть руки и раскрыть сердца" новым членам Альянса для того, чтобы построить безопасность для всей Европы и назвал важным достижением НАТО то, что, развивая партнерство ради мира, Альянс достиг Центральной и Восточной Европы, а также Евразии.
С другой стороны, уже в ближайшее время у Украины прибавится соседей-членов Альянса, заявил президент Чехии Вацлав Гавел. Гавел считает, что на предстоящем в следующем году в Праге саммите Североатлантического альянса будет принято политическое решение о приеме в члены НАТО семи государств - Словакии, Румынии, Болгарии, Словении, Эстонии, Литвы и Латвии. Как отметил в среду Гавел в беседе с журналистами, именно об этих государствах чаще всего шла речь на саммите НАТО в Брюсселе, передает РИА "Новости".
По мнению президента Чехии, прием будет осуществляться "постепенно, определенными группами, по мере выполнения этими странами необходимых для членства в альянсе требований".
Напомним, что в эти дни Украина принимает участие в военно-морских учениях НАТО и стран-партнеров "Кооператив партнер 2001", которые проходят в акватории грузинского порта Поти на Черном море.
Роман Зварич, народный депутат, комитет Верховной Рады по иностранным вопросам:
НАТО вынуждено сегодня пройти концептуальную трансформацию, которая будет определять новую роль для НАТО не только в европейском пространстве, но и за его пределами.
Интеграция Украины в трансатлантическую структуру общей коллективной безопасности возможна только в том случае, если будет найдена роль и место для Российской Федерации. Это будет требовать больших усилий политического и дипломатического характера со стороны Брюсселя и Киева. Нужно шагать по линии интеграции в эту систему, имея в виду, что мы обязаны тянуть туда за собой Россию. Думаю, что с существующим руководством России такая перспектива возможна.
Поэтому главная задача, которая сегодня стоит как перед Бельгией, так перед Киевом и Москвой, -- это найти способ воспроизвести диверсификационную схему военно-стратегического партнерства, которая бы предоставляла возможность как Киеву, так и Москве поэтапно интегрироваться и в эту структуру коллективной безопасности. И конечно, роль Украины в этом процессе является определяющей, если выходить из нашего геополитического положения. Мы как раз на границе двух полюсов. Один из них на сегодня очень мощный, и его руководство осуществляет страна, которая приняла на себя роль планетарного жандарма. С другой стороны - есть бывшая могущественная сила, которая переживает симптомы раненого тигра. Эти симптомы заставляют Москву сегодня думать категориями очень быстрого воссоздания этого статуса.
Дмитрий Пастернак-Таранушенко, Международный институт сравнительного анализа:
Если смотреть на вещи трезво, новое расширение НАТО - плохая перспектива для Украины. Успокоительные реплики о "расширении сотрудничества" НАТО и Украины нас обманывать не должны. Это традиционный элемент дипломатической игры и PR-мероприятий накануне серьезных внешнеполитических шагов. Когда речь идет о национальной безопасности, нужно обращать внимание не на слова, а на реальную ситуацию. Реальная же ситуация для Украины с этим расширением ухудшится по многим параметрам.
Во-первых, что бы ни декларировалось на словах, с момента нового расширения НАТО Украина немедленно превращается в буферное государство между Альянсом и Россией. И будет им до тех пор, пока не изменится характер отношений между Брюсселем и Москвой (что зависит, увы, не от нас). Россия очевидно ответит на "вторую волну" расширения агрессивнее, чем на "первую волну". Ведь расширение распространяется теперь на некоторые республики бывшего СССР и проводится на фоне пересмотра договора по ПРО. Украина оказывается тем уникальным пространством, где Россия может компенсировать тяжелые геополитические потери на западном направлении. Москву просто вынудят перенести акцент в отношениях с Киевом с экономических вопросов на военно-политические, чего она пока избегала.
Во-вторых, продолжающееся наращивание возможностей НАТО - и без того беспрецедентных - делает невозможным для Украины обеспечение безопасности собственными силами. Мы становимся полностью зависимыми от доброй воли Запада и России. А значит мечты о нейтральной Украине становятся все более иллюзорными.
В-третьих, Украина и НАТО сегодня не противники, но, увы, и не союзники. Времена меняются, меняются и намерения. Сейчас Запад настроен по отношению к нам не слишком доброжелательно, но без агрессии. Завтра ситуация может ухудшиться. За десять лет до бомбардировок Югославии отношения между СФРЮ и Западом тоже были достаточно безоблачными. Замечу также, что во время последнего балканского кризиса определенные силы не раз проводили параллели между Косово и Крымом - серьезный повод задуматься нам, украинцам. НАТО не всегда "думает, а потом делает", как показывает только лишь усугубленный кризис вокруг Косово.
Лиля Григорович, народный депутат, фракция НРУ:
-- Мы не являемся супердержавой, и геополитические измерения мы к себе не применяем. Думала ли, к примеру, Польша - пойдет она в НАТО с Украиной или без нее? Украина в первую очередь должна помнить о своих национальных интересах. Имея взаимовыгодные двухсторонние соглашения со всеми своими соседями. И, прежде всего, со своим стратегическим партнером - Россией.
Однако Украина давно приняла решение о том, что мы двигаемся в Европу. А Хартия о специальном партнерстве с НАТО стимулирует продвижение Украины в сторону Североатлантического альянса.
Вхождение Украины в НАТО зависит не только от воли украинской власти, но и от готовности общества. А что касается этого, то время работает на нас, потому что молодое поколение Украины - это уже люди европейского выбора.
Борис Кожин, народный депутат, председатель Союза офицеров Украины:
-- Двери НАТО для нас открыты. Но нам необходимо рассматривать вступление в НАТО не как самоцель, а как средство разрешения своих национальных интересов. Во-первых, мы должны выяснить - существует или нет угроза национальным интересам Украины. Я могу сказать - существует. На территории Украины находится стратегически-оперативное объединение вооруженных сил РФ. В настоящее время они используют 4500 объектов различного характера - от причального фронта до аэропортов. И, кстати, в украинскую казну не выплачивают ни копейки. А если приехать в Севастополь, то не поймешь, в какой стране ты находишься - везде российские знамена, российская символика, всевозможные пророссийские лозунги.
Поэтому, если мы передали России ядерное оружие и Россия подписала меморандум о национальной безопасности Украины как гарант этой безопасности, то РФ, в первую очередь, должна создавать условия для существования действительно независимого украинского государства. Поэтому я расцениваю пребывание российских войск на территории Украины как угрозу национальным интересам. С другой стороны, Украина, имея действенную военную структуру, в том числе две станции дальнего обнаружения как составляющую системы противоракетной обороны, может участвовать в международной системе противоракетной обороны, о модернизации которой заявил Буш. Думаю, Украина должна участвовать непосредственно в разработке этой системы. Тем самым мы обеспечим свою национальную безопасность.
Олег Белорус, народный депутат, комитет ВР в иностранных делах:
-- Президент Буш сделал заявление о расширении отношений и с Украиной, и с Россией. Таким образом, в вопросе сотрудничества с НАТО эти две страны поставлены на одну чашу весов.
Украина скоро может оказаться в плотном соседстве членов НАТО. Но это только увеличит место и роль Украины, потому что НАТО выйдет непосредственно на ее границы. В случае с Украиной это повысит степень ее ответственности за международную безопасность в европейском регионе, являющемся очень конфликтным.
С другой стороны, Украину ни в каком случае нельзя рассматривать как буферную зону между НАТО и Россией. Потому что, идя по пути развития партнерства ради мира, Украина остается стратегическим партнером России. В Украине даже базируются российские войска. Ситуация очень деликатная, и Украина должна применять методы тонкой дипломатической технологии.