По полученным от российских официальных лиц сведениям, у запланированного к подъему корпуса атомной подводной лодки (АПЛ) "Курск" общим водоизмещением оценочно 20000 т будет отсутствовать носовая часть, где размещаются торпедные аппараты и где год назад произошли фатальные разрушения. Сильно разрушенный носовой торпедный отсек с примерно девятью сохранившимися торпедами (общий боезапас торпед на лодке равен 18 единицам) будет отрезан и оставлен на дне для последующего подъема силами только России, без иностранной помощи. Основная часть корпуса АПЛ, включающая два атомных реактора и, надо полагать, все 24 противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) "Гранит", которую будут поднимать с помощью иностранного плавучего крана, на поверхности моря не появится. Согласно плану, она будет закреплена под специальными понтонами и отбуксирована для осмотра в сухой док в базе российского Северного флота в городе Мурманск.
Главным требованием момента станет соблюдение секретности. Как заявил помощник президента Сергей Ястржембский, Россия планирует зафрахтовать судно для доставки журналистов "как можно ближе к месту проведения спасательной операции". Однако доступ в район, по его словам, будет ограничен. Таким образом, многие так никогда и не получат ответа на свои вопросы о причине трагического затопления АПЛ и не узнают правды относительно того, действительно ли две ПКР "Гранит", как предполагается, оснащены головной частью с ядерным зарядом.
Все еще не объясненная причина затопления АПЛ, наряду с секретностью, которой окружена операция по ее подъему, и с выбором в качестве основного подрядчика фирмы "Mammoet", не имеющей опыта операций по подъему затонувших кораблей, вызвали в России волну слухов, в том числе, что на лодке имела место диверсия.
Российские официальные лица заявляют, что подъем АПЛ "Курск" может им помочь в установлении истинной причины катастрофы. В мае с.г. высокопоставленные представители России заявили, что, по их мнению, первоначальной причиной разрушений скорее всего стал самопроизвольный запуск двигателя одной из торпед, которая не вышла из торпедного аппарата. Но участники расследования не находят правдоподобного объяснения самому факту самопроизвольного запуска торпедного двигателя на борту лодки. Некоторые высказываются в пользу предположения, что имело место столкновение с неизвестной иностранной субмариной, в результате чего на АПЛ прогремел мощный взрыв. Однако правительственная комиссия по расследованию обстоятельств инцидента с АПЛ "Курск" не исключает вероятность возникновения неисправности в работе узлов и механизмов на борту АПЛ "Курск", равно как и какие-то действия экипажа лодки.
Другая рассматриваемая версия - столкновение с невытраленной морской миной времен второй мировой войны. По некоторым данным, АПЛ "Курск" в момент первого взрыва, после которого она пошла ко дну, находилась на глубине около 60 футов (18, 2 м) от поверхности.
Подъем АПЛ "Курск" на поверхность, как заявляют официальные лица, может также помочь Военно-Морскому Флоту России извлечь уроки для повышения безопасности подводных лодок и позволить предать земле остающиеся внутри лодки тела моряков.
Российские власти, кроме того, кажется, озабочены тем, что правительства других стран могут попытаться добраться до технических и иных секретов "Курска", если АПЛ останется лежать на дне океана. С момента, когда лодка затонула, группа кораблей российского Северного флота - включающая большой противолодочный корабль и атомный крейсер - патрулирует над точкой затопления АПЛ "Курск". По заявлениям официальных лиц, меры секретности будут тщательно соблюдаться во время проведения и после завершения операции по подъему лодки. "Это неотъемлемая часть деятельности флота любого государства", - заявил недавно репортерам помощник Главнокомандующего ВМФ РФ Игорь Дягало. По словам г-на Ястржембского, которому поручили взаимодействие со средствами массовой информации на период проведения данной операции, ее освещение будет вестись " с соблюдением баланса между секретностью и открытостью". Однако он заверил, что "мы попытаемся переориентировать информационный аспект операции в сторону большей открытости".
В апреле одна норвежская телевещательная сеть сообщила, что две из имевшихся на борту АПЛ "Курск" ракет оснащены ядерной головной частью. Российские официальные лица это отрицают. Впоследствии член правительственной комиссии по расследованию обстоятельств инцидента с АПЛ "Курск", на которого ссылались в сообщении телевещательной сети, отверг приписанное ему заявление, назвав всю эту историю провокацией, "возможно, преследовавшей цель помешать международному проекту подъема лодки".
Филлип Блик (Phillip Bleek) из вашингтонской Ассоциации по контролю над вооружениями заявил, что наличие тактического ядерного оружия - такого, как ПКР с ядерной головной частью - на борту АПЛ "Курск" явилось бы нарушением договоренности между Москвой и Вашингтоном от 1991 года. "Однако надо учитывать, что данная договоренность не имеет юридической силы, и фактически не ясно, насколько русские ее соблюдают", - заявил г-н Блик.
Игорь Кудрик из норвежского фонда "Bellona" говорит, что его группа сомневается в том, что ПКР "Гранит" на данной АПЛ имели ядерную головную часть "Мы не думаем, что на борту лодки было ядерное оружие, - сказал он. "В наши дни все всплывает наружу, и это было бы для России крайне обременительным. Мы не видим причин, по которым они могли бы на это пойти".
Критики обвиняют российское правительство в том, что в своем желании поднять лодку оно игнорирует некоторые соображения безопасности. В конце мая были в последнюю минуту прекращены переговоры с голландскими и норвежскими компаниями из-за запрошенной суммы и общего плана операции по подъему АПЛ "Курск", а также из-за нежелания России идти на компромисс в связи с очень плотным графиком спасательных работ на лето нынешнего года. "В опубликованном фирмой "Heerema" заявлении сказано, что " 'Heerema', 'Smit' и 'Halliburton' не готовы идти на уступки в отношении стандартов безопасности". Эти компании не хотят рисковать безопасностью своих людей и оборудования, а также безопасностью остатков лодки, ее жертв или окружающей среды ради того, чтобы во что бы то ни стало завершить спасательную операцию в текущем году.
"Защитники окружающей среды опасаются, что могут взорваться ракеты или атомные реакторы лодки", - говорит г-н Кудрик. Аналогичную озабоченность высказывают и некоторые российские представители. "Знаете, когда имеешь дело с подводной лодкой, на борту которой находятся крылатые ракеты, всякое может быть", - заявил в прошлом месяце репортерам Главнокомандующий ВМФ России Владимир Куроедов. Российские власти признают, что оставление атомных реакторов лодки на дне океана также может представлять опасность радиоактивного заражения акватории из-за утечки радиоактивных материалов.