Катя выходит в тюремный сад колонии для несовершеннолетних. 19 месяцев назад она забила ногами до смерти мужчину, который приставал к ней с сексуальными домогательствами. Недавно ее апелляция была отклонена судом. Период ожидания для 17летней девочки завершился, в то время как тысячи остальных заключенных ждут решения своей судьбы в тяжелых стрессовых условиях.
Латвия занимает 14 место в мире по количеству людей, содержащихся в тюрьмах, причем этот показатель в три раза превосходит свой аналог в Великобритании. Две трети юных заключенных ожидают суда или слушаний по своим апелляциям.
Пятилетний приговор Кати необычно мягок, говорят сотрудники женской тюрьмы в Илгусьеме. Анита Раковска (Anita Rakovska), начальник тюрьмы, считает, что, поскольку Катя в детском возрасте узнала жестокое обращение и как одна из более полумиллиона поселенцев советского времени не получила права на гражданство после того, как Латвия получила независимость, то ее будущее непредсказуемо. "После тюрьмы бывшие заключенные не могут начать нормальную жизнь в обществе. Они практически не получают образования, а по освобождении обнаруживают, что ничего не изменилось. Они не знают, зачем живут".
Министр юстиции Латвии Ингрида Лабука (Ingrida Labucka) потребовала проведения слушаний по ряду дел, рассмотрение которых было заблокировано тюремными властями по причине их сложности.
Недавние изменения, внесенные в уголовное законодательство, ограничивают содержание подростков до суда одним годом, однако тюремные власти считают, что такой срок слишком продолжителен.
По мнению Ангелиты Каменска (Angelita Kamenska), заместителя директора программы реформ пенитенциарных учреждений и полиции, финансируемой фондом Сороса, назрела необходимость в дополнительных реформах. "Мы все еще имеем дело с наследием советской эры. Отсутствует служба пробации, именно поэтому люди в основном содержатся в тюрьмах не менее года. Минимальный срок пребывания в тюрьме - 6 месяцев".
Условия содержания в колонии для несовершеннолетних значительно лучше, чем в Бразизе, в котором заключены мальчики подростки и более взрослые мужчины.
Когда президент Латвии Вике Фрайберга (Vike-Freiberga) посетила Бразаз в апреле, все 192 заключенных - в возрасте от 14 до 16 лет - ожидали суда или слушания по своим апелляциям. В прошлом году в тюрьме произошло 3 самоубийства. Президент оценила существующую ситуацию как "позорное нарушение прав человека".